Св. Феофан Затворник пишет:
«Справедлива также боязнь прельщения... бывает мысленная прелесть - это самомнение; бывает внешняя - это светы, звуки, фигуры какие-нибудь. Плюйте на все сие... Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: "Христос идет, Христос идет!" Тот сказал ему: "Убирайся, прелесть лукавая, не пойдет ко мне Христос, ибо я крайне грешен". И бес исчез».
Грешен и я тож. И поэтому и не идет ко мне Спаситель. Кто я ему, родня что ли?
Недавно говорил с одной умной дамой. Ум ей через страдание пришел. Помогала всем: кому в долг давала и потом не просила, милостыню исправно подавала, да еще и не малую. На работе (а работала она начальницею большой) на нее нарадоваться не могли(только забыли сразу, как на пенсию проводили). А потом операция на сердце, да неудачная. Муж тоже сердцем занемог. За сына волнения. Радости не стало вообще. За что ж такое-то, Господи!? И чем плоха была? И молилась, и икона даже есть и свечки исправно выставляла, даже поститься начала. И страданием упившись, начала прозревать: что не нужно это никому было - только ей одной. Это и есть Прелесть.Гордыней порожденная , самообольщением, тщеславием. Спрашиваю осторожно:"Полегчала ли тебе, матушка?" -"Ой, как полегчало!", говорит. И верю ей, вот ведь штука какая!
Любите ли вы от души всей тех, кто вам долги прощает? Да неужто! Нищебродом последним и псом помойным себя чувствуешь...Желаете ли добра тем, кто спасает вас или учит?кто грехи отпускает? матери ли спасибо от души говорите, за то, что в страданиях родила?отцу ли, работой сожранному? Себе-то хоть правду скажите. Потому как никому более она не нужна.
В лучших из человеков, которых я знал или слышал, не было этой хвори. Спокойно жили, спокойно лечили, спокойно и помирали. Грешили, как же без этого. Сами же и страдали. Кумиров и фигур всяких себе не выставляли. Никого не поучали и в поводыри и наставники никому не напрашивались. И бесу они не интересны были.
Видно и мне пришла пора учиться у них, поскольку время уходит- и не каплями уже, а тихой струйкой осыпается чрез пальцы...