Детлит о Петербурге - 3

Feb 12, 2024 01:37


Перекус из кактусов бодрит, но колючая диета - пресно, скучно, травматично, и душа поневоле взыскует прекрасного.



Етоев А.В. «Правило левой ноги»



В неустанных поисках детско-питерского прекрасного взялась за повесть «Правило левой ноги».

Началась она сурово, с предисловия автора о коммуналках. А форзац манил: погоди, не бросай, ещё воспарим!



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Доверясь форзацу, я одолела 3 вступительных страницы обычных возрастных страданий. Ну куда ж без них: бывшая власть обещала для всех счастье даром и сначала обманула, дала неполной мерой, а потом и вовсе перелиняла - во что?

Известно во что: «В твое время вечерами можно было спокойно ходить по улицам и не думать, что из подворотни выскочит какой-нибудь бомж и выхватит у тебя сумочку».

Фраза противопоставила эпохи - ту, в которой не было столь разительного неравенства, и ту, в которой неравенство отнимает безопасность у всех, кто ходит пешком чуть дальше, чем от машины до двери дома. Умному достаточно.

А вот в книгу вплывает поставщик бомжей: «Пять квартир по проспекту Римского-Корсакова и четыре по Мясной улице. Плюс квартира в Дровяном переулке, где жила эта сумасшедшая бабка, - мысленно ведет он подсчет, изучая прожорливого удава на экране своего ноутбука. - Неплохо за четыре-то месяца. Жаль, что не всю жилплощадь приходится оставлять себе, а только тридцать процентов. Душный все-таки человек Хмырько. Хоть и женщина. Нельзя быть такой душной и беспринципной, когда трудишься в районной администрации в отделе по работе с бомжами. Я ей поставляю контингент для работы, увеличиваю поголовье людей без определенного места жительства, голову ломаю, как лучше облапошить бедных стариков и старушек, лишить их жилплощади. А мне за это всего тридцать процентов!»

Кто это так радеет за стариков? Правда, смахивает на Сагала- Чубайса?



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Но нет, это не он. Это Эрдель Терьерович Рукавицын - хозяин, как его зовут 3 помощника, набранные по принципу: «Мне умные не нужны. Я тебе плачу не за ум, а за то, что разбираешься в технике. А умных вон в любой академии я куплю по триста баксов за штуку». ЭТР перемещается по городу в Форде-амфибии защитного цвета и потому бомжи его не пугают.

Вроде все эти четверо - люди практические, больше всего на свете ненавидят канал «Культура», но всё же вокруг них Петербург, к тому же Коломна. Поэтому ЭТР собирается не только разбогатеть на махинациях с жильём, но и стать самым богатым человеком во Вселенной посредством могучего артефакта. И что тогда? А тогда он запечатлеет своё имя на мраморной доске рядом с мемориальной доской Репина (реальное здание - площадь Репина, дом 3-5). Сочтёмся славою, дескать.

Хотя, судя по страданиям ЭТР, что практически все дома в квартале занимает Академия МВД, может, он нацелился на Съезжий дом с обычным для Петербурга многоэтажным адресом: площадь Репина, дом 1, набережная реки Фонтанки, дом 201, набережная канала Грибоедова, дом 139. Сегодня здесь располагаются факультеты Санкт-Петербургского университета МВД России.

Искомый ЭТР артефакт прилетел в Петербург с другого края вселенной, а присмотришься ближе - он попал в книгу прямо из советской фантастики. Знаете же такие диковины, что исполняют желание «пусть никто не уйдёт обиженным»?

Помните, форзац обещал чудо? На защиту артефакта, конечно, поднимаются рыцари, их в Петербурге в любой коммуналке не перечесть.

Втроём - старый, малый да с ними волшебный петух - они непременно отстоят счастье всего человечества.



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Только со словом «счастье» здесь следует быть аккуратней. Скажем так: какое-то время человечеству хуже не будет, хотя всё к тому шло. Вполне годное счастье отстояли Потапыч с Андрюшей, не так ли? По нашим временам вообще зашибись, к тому же бесплатно.

Вот и весь сюжет - на один абзац.

Это если тщательно выколотить - вытрясти из книги всю магию. Нет, никто из персонажей не напялит чёрный колпачок и в патетических местах не схватится одной рукой за сердце, другой за узловатую палочку. Эта книга пронизана другой магией, магией места - удивительной, только в этом районе города встречаемой.

Ах, если бы издать «Правило левой ноги» с подробной картой!

Вполне ясно, что было бы на обороте карты - ночь над Петербургом, с чёткими географическими привязками: «Мягким кошачьим шагом к городу подступала ночь.

Ее передовые полки без боя одолели окраины и взяли без единого выстрела Рыбацкое и Уткину Заводь. Гражданка, Ржевка, Пороховые вывесили белые флаги. Следом капитулировали Охта - Большая, а за ней Малая, - Полюстрово и Веселый Поселок. Последними сдались Озерки.

Перейдя по мостам Неву, ночь легко захватила центр и взяла под свой незримый контроль вокзалы, телефонные станции, банки, телевышку, аэропорт.

Впрочем, мирные жители Петербурга ничего про это не знали. Город жил своей нервной жизнью и не ведал ни о какой оккупации. В окнах загорались огни. На улицах становилось тише.

Вот и в захолустной Коломне, старом районе города, славящемся близостью к морю и удаленностью от станций метро, вечер перетек в ночь»



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

А на лицевой стороне была бы игра - бродилка по Коломне октябрьским днём.

Вполне ясно, с какого ракурса рисовать: «Петербургские крыши нравились ему в любую погоду, в любое время года, всегда. Летом, когда жаркая дымка размывает их ребристые силуэты и каждая труба и антенна отделяется от плоской горизонтали и одиноко устремляется вверх. Несуровыми балтийскими зимами с их капризами и женским непостоянством. Синими прозрачными веснами, когда дырчатый, ноздреватый снег истекает завистливыми слезами, обнажая кровельное железо и налипшие на него осенью листья.



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Единственное, чего следовало бояться, если низко пролетаешь над крышами,- это хитрых петербургских котов, своими драными ушами-локаторами прослушивающих петербургское небо.»



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Нижний край игрового поля - Фонтанка: «На Фонтанке по коломенской стороне окна старых петербургских домов криво жмурились от яркого солнца. Стекла дремлющих на набережной машин били в небо фантастическими лучами, как какие-нибудь гиперболоиды из романа. В желто-серой паутине воды путались случайные листья, и упрямое речное течение относило их к гранитной излучине.

Река была здесь хозяйкой. Ее ровная текучая жизнь, знакомая до каждого всплеска всем живущим на берегах Фонтанки, была для них особым мерилом, камертоном, законом, правилом, помогающим не отвлекаться на ерунду.

А еще - про это знали не все - река добавляла городу, особенно его коломенской части, тот волшебный, неуловимый дух, наделяющий предметы обыкновенные чудесными, необъяснимыми свойствами»



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

А верхним краем игрового поля будут Нева или Адмиралтейский канал - там, где он огибает «Новую Голландию».

Ведь если вдуматься, «Новой Голландии» катастрофически не хватает вайба, или по-старинному, т.е. словом 3-летней давности, атмосфээээры.

А в «Правиле левой ноги» атмосфера кристально-прозрачная, внутри кристалла - исторический район Петербурга, где всё купается в магии места.

Вон видите, на какой-то странной картинке из Интернета Коломна входит в ареал "Вымирающие интеллигенты".



из открытых источников

Посмотрите на карту города: Малая Коломна, Коломенский остров, - чётко очерченный гриб-лисичка на тоненькой ножке с выпуклой шляпкой, где слева пригрелась недвижной улиткой «Новая Голландия». А рядышком, справа от лисички, осенним листиком прильнул к её ножке Покровский остров, - как ни странно, Большая Коломна.



И ведёт из Малой Коломны в Большую Аларчин мост,



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

экспедиции за который любил ГГ повести Андрюша Пряников (АСП) - туда, «где водились саблезубые монстры, маскирующиеся под обычных прохожих».

Бывала я за тем мостом - нет, не водятся. Порой попадаются те, кто уверен, что единственный посильный им след в жизни города - это жвачка на гранитной тумбе или бутылка в реке. Но таких монстров не встретишь только там, где нет рек, гранитных тумб, бутылок и жвачек. Там им приходится проделывать что-то ещё более унылое.

А в книге за Аларчиным мостом «на площади Репина,в здание горчичного цвета, где на первом этаже над витриной написано старинными буквами: «Лавка древностей», как раз водились монстры - злодеи.

Можно обозначить на карте круговое (треугольное?) движение в тех местах, где мама Андрюши искала «Кондитерскую», а натыкалась только на гнездовье ЭТР - «Лавка древностей на площади Репина» (ЛДПР).



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Интересно, художники Козуб и Яхнин рисовали с натуры? Надо посмотреть.

Смачная такая лавочка: «Первой древностью, которую он увидел, были кожаные штаны БГ, висящие на стенном крючке под крупной вывеской «Товары от звезд». Темно-желудевого цвета, штаны были прошнурованы по бокам и вид имели грубоватый, но мужественный. В таких ходили американские пионеры из кинофильмов о Диком Западе. Цена штанов вполне соответствовала масштабам личности их бывшего обладателя».



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Правилами придумываемой нами игры нужно запретить пересекать маршруты злодеев, благо те ходы указаны автором: "Каждый из помощников Рукавицына двинулся в своем направлении.

Ногтев - по каналу к Английскому с поручением обойти все кафе, молодежные и вообще любые, которые имелись в окрестностях.

Когтев пошагал на Садовую, ему были поручены дискотеки.

Локтев начал поход с Фонтанки; в его задачу входили дворы и улицы.»



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

За старт игры взять место, где, согласно книге, в 1914 случился взрыв, приведший к потере артефакта: «специальная водолазная рота прочесывала всю акваторию между Египетским и Английским мостами, но поиски не разрешились ничем». Видимо, там Андрюша и обрёл его.



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

А за конец маршрута принять «Новую Голландию».

И "Новой Голландии" такая, извините, коллаборация гораздо нужнее. У книги-то вайб, он же атмосфера, есть, а вот у острова пока нет.

Уже упоминали, что Коломенский остров непосредственно примыкает к Новой Голландии, он же всего через Мойку от неё. И когда в Новую Голландию летом заедут туристы с детьми, то Коломна точно привлечёт их внимание хотя бы особняком Шрётера.

Типа: - А что за красивый домик с той стороны Мойки?

- А это особняк Шрётера. А стоит он на Коломенском острове, который ещё Гоголь упоминал. А вот и книжечка, в которой как раз на этом острове местный мальчик и инопланетянин схватились с бандитами за лучшее будущее человечества!

По такой логике, правда, получается, что взрослым надо "Домик в Коломне" после посещения «Новой Голландии» дарить. Ну, взрослые сами себе что-нибудь промыслят.

А мы перед тем, как посетить все удобства того крохотного островка, или прощаясь с ним, посмотрим со стороны Мойки на летучую арку, переведём взгляд на «Бутылку», дальше вправо и повторим за Етоевым:

«Самое лучшее место по эту сторону Ахерона, конечно, петербургские крыши».



Етоев А.В. «Правило левой ноги», художники Козуб И., Яхнин Р.

Малая Коломна, Етоев А.В., детская литература, Яхнин Р., "Правило левой ноги", петербургские крыши, детская книга о Санкт-Петербурге, "Новая Голландия", Козуб И, Коломенский остров

Previous post Next post
Up