Обычно я не писала об этом фестивале, гуляла, смотрела, не хваталась за фотик - релаксация.
В этом году напишу, т.к. тенденции других ярмарок стали заметнее в противопоставлении мощному течению библиотечной культуры - все-таки РГДБ это гигантская оранжерея взращивания умных воспитанных детей, с огромным запасом книжных "семян".
На столах издательств книги с совсем другими иллюстрациями, чем работы художников на стенах библиотеки - там, в библиотеке, приживается то, что притягивает детей.
художник Зайка А., работы
И когда идешь вдоль стен, то оказывается, что много интересных работ можно собрать на выставку, если не ставить задачу отвратить читателя от книги.
художник Чернышев А., работы
Сугубое имхо, конечно, но уже приелись до отвращения словно согнутые из проволоки человечки с наброшенным, как тряпка для просушки, бесформенным пятном одежды.
Не самый яркий образчик, есть много хуже.
Пусть и научпоп, но чтобы ребенок много лет обращался к книге, работа художника должна стремиться к "Тайнам анатомии". А это суррогаты знаний, эстетики и даже этики - ребенок понимает, что художник отнесся к нему, читателю на "отвяжись".
Очень хотела купить Дегтеву "Весёлая книга героев русских сказок". Текст внятно структурирован, написано легко.
Дегтева В. "Весёлая книга героев русских сказок"
Задумалась: зачем я хочу дать ее детям? Как всегда с такими книгами - для знания, уважения русской культуры и истории. Чтобы параллельно с этими знаниями росло самоуважение маленького читателя, его укорененность в своей культуре - проще говоря, чтобы читатель был уверен, что он себя не на помойке нашел.
А то в последний год из-за роста отъезжантов стал массово заметен сбой в мышлении, что раньше проявлялся только у некоторых уехавших:
- О, я добрался до своих, до светлых эльфов!
- А ты откуда?
- Я из мерзкого Мордора! Как я настрадался - там же все орки!
- Ты из Мордора?
- Да!
- И там все орки?
- Да!!
- А ты светлый эльф?
- Да!!!
А потом единственным способом починить самоуважение понаехавшего эльфа становится регулярное объяснение понаоставшимся, какие они все-таки орки.
Пусть не люди, но все эти домовые, лешие, Баба-Яга - важные архетипы русского самосознания. Да, не самые добренькие. А кто без литературной обработки добренький? Много чего есть вспомнить, сейчас вот на ум пришел эльф, что выткнул служанке глаз ножиком за то, что она намазала этот глаз волшебной мазью и смогла различать людей и эльфов.
Дегтева В. "Весёлая книга героев русских сказок"
Отношение к другим, даже к опасным чужим, должно закладываться в сказках отстраненно-уважительное - ты живешь, как считаешь нужным. Я тебя за это не унижаю и не уничтожаю, но только до тех пор, пока ты не уничтожаешь и не унижаешь меня. А уж в моем доме точно мои правила.
Для нас это уважение и знание собственной истории и культуры особенно важно, потому что у нас это единственный определяющий мотив при распознавании "свой - чужой". Форма черепа, разрез глаз, национальность бабушки, конфессия уже больше ста лет не играли никакой роли.
И если мы хотим, чтобы работала именно эта система опознавания "свой - чужой" - на основе знания и уважения к нашей истории, то, дорогие писатели, издатели, художники, давайте поддерживать уважение своим трудом.
Не может так выглядеть народный архетип.
Дегтева В. "Весёлая книга героев русских сказок"
Ведь есть прекрасные работы.
художник Лаврухин Н., работы
Заметили, что выбор работ наполовину совпадает с отбором ММКЯ? А в чем же не совпадают эти выборы устроителей выставок? Мне кажется, что те, что раздосадовали меня на ММКЯ, здесь бы скукожились, упали бы с этих белых стен. А работы Кошкина тут как родные.
художник Кошкин А., работы
Лучшая Мальвина на свете!
Все детские активности, что пропали в программе других фестивалей, в РГДБ сохранились и расцветают. А потому, что культурный слой сохраняется только там, где за ним ухаживают, он не возникает по щелчку пальцев или после разового гранта.
Чтобы на поэтический концерт набился полный зал, нужны классные поэты и прекрасные слушатели. Послушала тех, кого знаю давно - Усачев,
поэт Усачев А.А.
Дядина, Волкова, Орлова... А еще одного известного поэта - Есеновского - решила еще раз попробовать прочитать, возможно, не разглядела. А второго - Алексей Зайцев - вообще в первый раз заметила. Вот за такие открытия и люблю фестивали.
Продолжает расцветать корейская культура, и интерес не спадает.
А на улице прежняя мода - дотанцовывают "Харе Рама!"
А домой меня повез какой-то спецвагон метро - нежданный бальзам на душу.
Хорошо!