Власов П. В., Власова О.А. ISBN: 978-5-517-03587-5
Есть у людей слабости - найдешь такую и человек зависим от тебя.
Первая моя слабость - поиски интересной детской книги, где приключения персонажей вписаны в историю/ географию Москвы или Петербурга.
Вторая - привычка покупать и читать продолжения.
«Вулкан Москва» задействовал сразу две, и вот я вгрызаюсь в очередной кактус. Щедро их поставляют издательства!
Начальная книга «Рыцарь, кот и балерина» из 2015 года привлекла меня только местом действия - Петербургом. С первой книгой вторая никак не связана, пролистните 10 страниц и можете читать ее как независимую историю.
Между первой книгой 2015 года и второй 2022 ( в книге стоит дата 2013-2019, но если бы авторы считали, что нужны правки, то у них было 6 лет, чтобы их внести) прошла целая эпоха. За такой период взгляды авторов устоялись и отстоялись до состояния дистиллята, все несущественное испарилось. Давайте уже отхлебнем их концентрированной мудрости.
Сначала сюжет - инфернальный дух стал вполне благонадежен, в приступе доброты выручает академика из дурки, куда тот попал в конце первой книги по вине этого самого духа Бутадеуса (имечко с претензией, но общедоступность Вики обнуляет претензию), покидает свежий круассан и мягкую постель в Париже и охотится за таинственным поездом метро, что похищает москвичей. Зачем он это делает, понять решительно невозможно, ведь он на дух не выносит ни москвичей, ни вообще русских и Россию. Судите сами.
Власов П. В., Власова О.А. Вулкан Москва. Тайна московского метро ISBN: 978-5-517-03587-5
Высказывания о русских.
Наполеон делится с Бутадеусом: «Русские - дикий общинный народ, варвары». Император черпал сведения о России из польских фантазий. А что же отвечают авторы? А ничего. Похоже, глубоко согласны с Наполеоном.
Герои стараются смешить москвичей в метро, а те не улыбаются, не смеются. Авторы подбирают москвичам глагол по своему вкусу - «гогочут».
Слова о дежурной в центральном отделе кадров метрополитена, о работнице архива как будто Федермессер диктовала: тетки 60 лет в кофтах неопределенного цвета «пучат глаза» на молоденького (какие-то 65) парижского шармёра.
Отношение к стране.
Замки на дверях здесь щелкают так, что Бутадеуса «в обморок бросат» - Бастилия ему вспоминается. Он, вероятно, 200 лет глухим жил, раз такая обморочная реакция на щелканье замка. А кто бывал в Бастилии? Там действительно щелкающие замки?
Бутадеус: «Говорят, в России семь пятниц на неделе». Кто говорит? По всей России такой календарь, таки повсеместно? Почему только в России? На такое обобщение ни гугу от авторов.
Размышления главного героя: «Москва - это сразу 2 города в одном. Один хаотичный, грязный. А из грязи, прямо из земли вырастает прекрасный каменный Кремль»
И снова никаких возражений авторов.
«Бриллиантовая рука» издевалась над этим штампом полвека назад:
- Вы читает лекцию «Париж - город контрастов»
- Я не был в Париже! Я был в Стамбуле!
- Тогда «Стамбул - город контрастов».
У авторов свой город контрастов - Москва. Ну, не Париж ведь, откуда десантировался Бутадеус. К тому городу ни у авторов, ни у персонажа нет претензий по чистоте, да и по любым другим поводам. Потому как Европа, положено любить и восхищаться.
А вот мои проезжие знакомцы, в том числе из-за границы сильно удивятся. Они-то восхищались чистотой московских улиц. А я совсем не в Кремле живу, от меня до центра не всякая бешеная собака возьмется скакать, так что московских улиц они насмотрелись.
Власов П. В., Власова О.А. Вулкан Москва. Тайна московского метро ISBN: 978-5-517-03587-5
Постепенно понимаешь, что авторы словили осколок зеркала из «Снежной королевы» прямо в собственный глаз и пытаются надеть нам очки из того же зеркала. Ведь кто бы из героев что бы не сказал, авторы всегда могут ремаркой указать свое отношение к сказанному. Но все унижающие высказывания остаются без авторских пометок. Похоже, они вкладывают в уста Бутадеуса и Наполеона свои оценки.
Теперь двинемся далее по сюжету.
Чуть ниже московского метро, Бутадеусу встречается полное беспросветное инферно,
Власов П. В., Власова О.А. Вулкан Москва. Тайна московского метро ISBN: 978-5-517-03587-5
где царит дух, превосходящий Бутадеуса по мощи - Мефистов. Тому тоже спокойно не живется, он уже распланировал грядущее бессмертие. Будет переписывать историю человечества, но не в Википедии, а в реале. А чтобы хватило места под варианты событий, будет попутно творить новые Вселенные.
На какой тяге это все заработает? На вечной тяге - стремлении человека к счастью, да еще и такому, чтобы никто не ушел обиженным, и чтобы этот самый никто стал бы новым человеком, совершенством.
Подобный замах дает возможность авторам высказаться на любую важную для них тему.
А если учесть, что тут сплетаются две временных линии -
1.девочки Жени из 1930-х, сначала как автора дневника, потом лично,
2. Бутадеуса с академиком из наших дней,
то диапазон высказываний простирается до необъятного.
При этом никакого свободного самостоятельного движения авторской мысли не будет. Авторы пытаются высмеять советские символы, но получается у них крайне тягомотно.
Уже невозможно приехать к успеху, вскочив на подножку советского поезда - «не на что больше жать».
Люди младше 40 не опознают советские символы - кто из них вспомнит «Неуловимых мстителей», выведенных авторами в виде героических идиотов?. А человек 40+ не будет губить драгоценное время на бессмысленно-тоскливые перемещения по аду, который авторы разместили - где? Ну где - не под Парижем же! Ясно дело, под Москвой. Похоже, Москву авторам не жалко.
И такая бессмыслица высасывает силы у всех.
У автора, который не пытался обличить советскую идеологию в первой книге, изложил более-менее внятную историю в первой книге - тоже не шедевр, но у которой были начало, средина и конец. А вторую книгу можно без потери смысла бросить читать на любом месте, а если время жизни дорого, то вообще не начинать ее чтение.
Это высасывает силы у художника.
Власов П. В., Власова О.А. Вулкан Москва. Тайна московского метро ISBN: 978-5-517-03587-5
Сравните эти его работы с моими любимыми «Рассказами для детей» Чехова.
Антон Чехов: Рассказы для детей, Художник: Буркин Владимир, ISBN: 978-5-17-071224-3
А уж я-то сколько времени и сил потеряла на прочтение!