NON/FICTION24 - снова суббота, 3.12.2022

Dec 04, 2022 21:20

Где остановились, там и начнем.


Антон Нелихов представлял свою новую книгу от "Альпины", показал на карте России три места обнаружения останков динозавров. Всех звероящеров после их кончины, практически тут же, навестил палеонтолог А.К. Рождественский и вынес приговор: "Бесперспективняк!"

И тут на сцену, фигурально выражаясь, врываются любители и начинают раскопки, подряжая помощников порой за банку сгущенки. Мило?

Кому как, мне порой так полный мрак. При любых обстоятельствах при раскопках останков одного динозавра уничтожается еще несколько (Нелихов сказал 9) других, их больше не восстановишь и никогда не исследуешь.

Любительские раскопки не могут ждать хорошей погоды, а после дождей костные останки как раскисший хлеб.

Результат работы одной любительской группы - скелет, склеенный из костей вполне возможно различных динозавров и для верности приклеенный к витрине краеведческого музея. Какова его научная ценность?

Может, прав был Анатолий Константинович Рождественский, и стоило оставить скелеты в покое. Стоило подождать, пока разовьются бесконтактные методы исследования ископаемых тварей.

С другой стороны, как измерить ценность мифологии, укрепляющей связи жителей с их землей?

Вот в Благовещенске поставили памятник амурозавру, а в деревне Шестаково - пситтакозавру сибирскому.


Причем последний так прочно врос в местное сказочное осмысление мира, что к нему стали свадьбы приезжать. Динозавриха с памятника, как видите, успешно размножилась, и вы, молодожены, потрите детенышу лапку на удачу!

Пасторальный вид взят из VK "Палеонтология для любителей", его же показали во время лекции.


Последняя цитата из лекции: "По слухам, РПЦ - крупнейший покупатель бивней мамонта"

Один слушатель заворчал: "В наше время на РПЦ что только не вешают"

"А по-моему, мило, - ответил Нелихов. - Из них вырезают симпатичные оклады икон и они остаются в России"

После лекции потянулись за автографами - нас таких было аж двое. Про автографы - отдельная песня.

А пока пройдемся по ярмарке.


Что бросается в глаза - издательства научились инфографике.

Частицы знаний о самых разных предметах оформляются понятно, доступно уму младшеклассника и подростка.

С другой стороны - вот вы, предположим, школьник. Захотите вы загружать в свою память такие рисунки, художник которых с вами заигрывает: "Эй, я с тобой на одной волне! Я тоже рисую, как умею!"

И вы, как и положено хмурому подростку, бурчите: "Я, может, и не умею, а, может, и вообще не научусь. Но жить по принципу "Жри, что получилось", тоже не хочу", - и проходите мимо.


У вас с художником не идейные, а чисто эстетические разногласия, но вы все равно не хотите влезать в то, что он вам предлагает.

Оставила себе время постоять у стенда издательства, чьи книги я хотела охапками унести с прошлых выставок.


Вот одна из них.


А вот текст в ней. Если ваш ребенок способен самостоятельно с интересом осваивать такие тексты, то он способен так же самостоятельно и с интересом найти в интернете иллюстрации к ним. Книга лишь облегчает процесс поиска иллюстраций.


Вот еще интересная мне книга.


Инфографика на форзаце.


Текст? Присутствует.

Вот эту, наверное, когда-нибудь куплю, нет книг схожей тематики, рассказанных понятным языком.


Книги на выставке решила не покупать - цены, как видите, совсем не выставочные.

Пока я стояла у стенда, рассматривала книги, подошла госпожа из другого издательства, завела беседу с очевидно знакомыми с ней дамами из "Аброказябры": "У меня много смотрят. Одна снимает и говорит: "Потом в Лабиринте цены посмотрю". Прямо так хочется," - и замахнулась перед собой подвернувшейся книгой.

Я перелистывала страницы чуть сбоку, на языке вертелся вопрос: "Может, инсектицидом сперва брызнете? Чисто из гуманизма, предупредительно."

Подытоживая впечатления: не возникло после ярмарки благодарности многим авторам и издателям.

Да, они создают новые книги, словно раскладывают по конвертам знания, фантазии и красиво их упаковывают. Сообразуясь со своими представлениями о прекрасном и пытаясь не выйти из мирового тренда.

Но когда просишь автора надписать этот конверт - книгу, чтобы он точно дошел до адресата, у автора в голове что-то щелкает и он зубами держится за железную формулу: "Пете от автора!"

Просьба написать любое другое слово воспринимается как гнуснейшее святотатство и ничем необузданное посягательство на свободное время автора.

И ты вспоминаешь когда-то приезжавших французских авторов и художников, что привозили с собой карандаши охапками. Ты только называл им имя, а они полностью расписывали форзац всеми захваченными с собой изобразительными средствами...

С издателями схожая история. Помню, представитель нашего крупного издательства поведал, как в Швеции правительство пробовало установить налог на издания детлита, и как главы 2 крупнейших шведских издательств намекнули правительству: "Не надо так".

Да, я тоже не представляю подобной истории на нашей почве. Но если вам, дорогие издательства, страшно так, как шведы, защищать свои интересы, то что вы хотите от меня?

Я тоже не из желтых жилетов. Когда я смотрю на этих отчаянных людей, мои глаза норовят плотней захлопнуть веки и укатиться поглубже в череп. Но я не зверею от ваших цен и не бросаюсь на вас, крайне дорогие издатели, размахивая книжкой как битой.

И у авторов, и у издателей схожая тенденция - при продаже своих книг выявить слабейшего, а это читатель с тощающим кошельком, и вылить на него свое недовольство - они уверены, что не получат сдачи. Вот совсем не уверена, что это выигрышная стратегия. Особенно в долгосрочной перспективе.

Но в жизни все начало меняться в ускоренном темпе, и остается только гадать, что появится раньше - умение издательств дружить со своими читателями или полное и окончательное завершение истории бумажных книг.

Если поживем - увидим.

Антон Нелихов, non/fiction24, "Абраказябра", детская литература, non/fiction 2022

Previous post Next post
Up