NON/FICTIO№23 - 4 декабря 2021, суббота еще раз

Dec 10, 2021 19:19

Практически "День сурка", только разглядывать будем мамонта - чего мелочиться с грызунами)). Не то, чтоб я "человек с крупными запросами, я зеркальным шкафом (т.е. мамонтом) интересуюсь".


Давно подыскиваю книгу для первого знакомства детей с пещерными людьми (я знаю, что термин неверен, но он короче, чем "первобытные"). Носырев - текст хорош, иллюстрации для детей-школьников, для детсадовца не очень. Мальмузи - рисунки Воронцова хороши, но неточны. И в тексте многовато сюси-пуси о Неандерталочке. Вот и взяла в руки "Маленькие дикари" немецкого писателя и художника Джеки Нибиш. Джеки - женское имя. Но из единственной статьи об авторе не понять его пол. Да я и не об авторе. Давайте сначала почитаем.


Т.е. дети разговаривают с мамонтом, он вполне соответствует их уровню интеллекта.


Более того, мамонт великодушен, отпускает детей подобру-поздорову.


А дети... А дети по-прежнему мечтают мамонта убить, освежевать, расчленить, пожарить и съесть.

Помнится, в какой-то европейской стране приглашали детей в зоопарк посмотреть на расчленение жирафа. Но тот жираф не беседовал с расчленителями, не спрашивал, что это они затеяли, не угрожал, что им это с рук не сойдет, и мясо его не подавали посетителям.

Было такое в немецкой истории, что к людям, чужим по крови, относились как к животным - убивали, снимали кожу, пускали пеплом на удобрения... Но не ели. Книга, похоже, снимает и этот барьер по отношению к разумному существу.

Германия была гостем NON/FICTIO№ в этом году, свой стенд с книгами на немецком языке.


Стенд: слева пара столов с детскими книгами, стойка с книгами о Бетховене - круглая дата, справа стол со взрослыми книгами, все корешками кверху. Хочешь поискать книги по истории - ну, перерывай их все, может, чего и найдешь, если немецкий язык знаешь.
Стенд четко показывает, что должны иностранцы запомнить о Германии: Германия - родина Бетховена. Все. Точка.
Можно еще обсудить 1990 год (пункт программы выставки), но не 1932-45. А если обсуждать двадцатый век, то не у себя. Например, Яхину собираются на немецком издать.

Вот здесь "День Сурка" заканчивается и начинается "Зеркало для героя".
Т.е. сюжет тот же, каждый день "снова здорово!", но суть разнится.

Берем расписание ярмарки. Что видим?

Во-первых, попытки создать новую агиографию, проще говоря, жития новых святых. Мирру и елей не экономят.

2 декабря - два автора
- А. В. Колесников (тот, что полтора десятка лет назад "Путина видел!" - восклицательный знак не мой, авторский),
- Б. Д. Минаев (The Тёлки, Дyxless)
представляют свою книгу «Егор Гайдар: Человек не отсюда».
А через 3 дня еще и дискуссия по книге, чтобы никто из посетителей точно не увернулся от святости персонажа.

3 декабря - Откуда берется смелость? Обсуждение книги «Андрей Сахаров. Человек, который не боялся».
Кроме презентации детской книги был еще и круглый стол для взрослых о нем же. А на следующий день эту же книгу еще раз - контрольный, чтоб в мозгах застряло - показали на круглом столе "Не такой как все" на детской Территории познания.

Назойливость этого идеологического курса дает советской идеологии 100 очков вперед.

Во-вторых, заметен уже сорок лет не прекращающийся труд по созданию, оживлению, населению человекоподобными существами новой - советской - вариации ада. Нет, АДА!!!

Цикл книг Юлии Яковлевой «Ленинградские сказки» должен был представлять целый десант - Ирина Балахонова, Дмитрий Быков, Наталья Ломыкина, Сергей Сдобнов. Кроме Быкова никого не знаю, но если вы думаете, что на выставке еще так же массировано представляли еще хотя бы одного автора детских книг, вы сильно ошибаетесь.
Я читала у этого автора серию криминального ретро - очередной "опыт художественного исследования". Узенький, душный мирок высокооплаченных как бы интеллигентов. Кушать они хотят вкусно, у власти выпрашивают все - деньги на свою деятельность, квартиры, иномарки у власти, но этого автор не упоминает. Зато показана ненависть к власти и презрение к людям не их круга; те, невхожие, показаны как не совсем люди. Персонаж - намек на Любовь Орлову - такая Татьяна Ларина на минималках, в постоянной истерике: "Бог знает кем окружена, И молча гибнуть я должна?"
Но я взрослый человек, давно интересующийся историей, а детям авторша может пропихнуть свое видение прошлого. Сама я не буду ни "Каннибалов" этого автора читать, ни ее пятикнижие для детей. Если будет что-то потрясающее, ознакомлюсь, а пока нет ничего, что выходило бы за рамки, которые автор очертила для себя в детективах.

5 декабря. Презентация графического романа «Сибирские хайку».«Сибирские хайку» - история депортированной литовской семьи. Ну как история - так ведь и факты могут запросить с документами. Снова "опыт художественного исследования".
Я понимаю, зачем это издают в Литве, каждому своя слеза солоней. Но нам надо понимать, кого высылали, за что их не любили русские солдаты. Это же нетрудно - запросите у The New York Times право на перепечатку статьи Сильвии Фоти о ее литовском дедушке и втисните ее в примечания к "Хайку". Или переиздайте "Свои" Ванагайте, Зурофф (978-5-17-107177-6), эту книгу сейчас только в электронном виде найдешь. Но позовут ли тогда на Болонскую и Франкфуртскую ярмарки?

Ну и дальше те же танцы на костях.

Дискуссия «Насколько публична история в России?» со Сванидзе.
Смерть в СССР.
Энциклопедия диссидентства. Инакомыслие в СССР и Восточной Европе
Семья после ГУЛАГа: как внуки и правнуки переживают и осмысляют советские репрессии против родных

И как итог, квинтэссенция такого усвоенного взгляда на прошлое, определяющее будущее - "Отель "Лето". Хоррор-комикс по мотивам песни Михаила Елизарова.
Как его представляют: "Погрузитесь в самые страшные процедуры бывшего советского санатория, узрите по-настоящему страшный боди-хоррор, замешанный на ужас токсичных отношений". Жуткий русский комикс по одноимённой песне Михаила Елизарова.
Вопрос: получится ли хоррор в несоветском санатории?
Ответ: получится, напр., в отеле "Оверлук". И ужас гораздо качественнее. Но это не у нас написано и не российских авторов кормит.

Особенно расстраивает книга "Вы-жившие". Очень неопрятно сделано. Неряшливая графика - да-да, я понимаю, художники хотели передать атмосферу гнетущего ужаса, которую они, конечно же, помнят как сейчас, - не помогает принять персонажа как живого человека, невозможно сочувствовать этим размытым теням.
Нет документального подкрепления текста на страницах - непонятно, это снова "опыт художественного исследования"?
Ужасно, если в книжке использованы сюжеты судеб конкретных реальных людей. Сначала эти люди вошли в трагическое столкновение с одной идеологией, теперь другая, не разглядывая, смахнула их пеплом из нашей памяти. Когда же, наконец, к ним отнесутся с уважением?
Авторы книги играют с давно исчезнувшим противником, шлепая людской судьбой об стол, как игральной картой: "А вот я тебя десяточкой!" А "десяточка" была человеком...

Почитаешь программу, сходишь на круглые столы и хочется, как Максиму Малявину, угостить организаторов галоперидолом за счет заведения.
Но нет таких полномочий и денег таких нет.

Тогда хотя бы посоветовать освоить французский опыт отношения к своей Великой революции. Или без истерики многие авторы, издатели и др. будут неинтересны за границей? Здесь-то их истерика привычна.

Если уж говорить о подлинной истории,то я бы лучше посмотрела презентацию книги "Исчезнувший музей" о хищениях нацистами во Второй мировой войне огромного количества произведений мирового искусства, но именно ее и не записал никто.

Из художественного, что было мне интересно: Александр Уткин «Сказки Гамаюн. Русский фольклор сквозь призму фильмов Миядзаки, комиксов Миньолы и современных сериалов». И тоже не записал никто.

Что за беда?

детские книги, «Сибирские хайку», NON/FICTIO№23, Нибиш Дж "Маленькие дикари", «Егор Гайдар: Человек не отсюда»

Previous post Next post
Up