Оригинал взят у
pogo_on_air в
Вольный город Мемель/Клайпеда. ПродолжениеЧАСТЬ 2. Продолжение
Начало. ЧАСТЬ 1. Гитлер на пути в Мемель/Клайпеду на борту флагмана эскадры
В прошлой части мы расстались с относительно вольным пока еще Мемелем/Клайпедой (город находится под литовским контролем, но его особый статус гарантирован международными договорами) в то время, как на его горизонте появились дымы германской эскадры.
22 марта 1939 г. из Свинемюнде вышла впечатляющая армада адмирала Г. Бема/Hermann Boehm (чуть позже уволенного с должности начальника Высшего командования германских ВМС в Норвегии за «недостаточный национал-социализм») в составе: тяжелые крейсера-карманные линкоры "Дойчланд", "Адмирал Шеер", "Адмирал граф Шпее", легк. крейсера "Кельн", "Лейпциг" и "Нюрнберг", 17 эминцев, 9 подлодок, 5 сторожевиков, 12 торпедных катеров, 13 тральщиков, 4 вспом. судна, 1,2 тыс. человек морской пехоты. И все это великолепие под предводительством канцлера Германии А. Гитлера шло на маленькую Литву! Наши соседи могут гордиться этим историческим фактом. Состав корабельного соединения внушает и сравним, пожалуй разве что, с эскадрой, которая затем отправится успешно захватывать Норвегию.
А незадолго до указанной пышной военно-морской демонстрации небо над Прибалтикой было далеко не безоблачным, а правительства трех молодых независимых государств с опаской посматривали...нет, не на Германию, и не на большевиков. На Польшу.
ПРИБАЛТИЙСКИЕ ПРЕДВОЕННЫЕ СТРАХИ
Реклама в Клайпедском журнале 1936 г. Одни и те же новости по радио радовали одних и печалили других жителей города
Приняв участие в разделе Чехословакии и откусив себе Виленский край, Польша, вызывала страх в правящих кругах прибалтийских государств. Боязнь польских территориальных претензий заставляла их метаться в поисках выхода из-под усиливающегося давления в попытках реализовать сценарий "и на елку, и не уколоться". Население, чуя неладное, занималось выводом средств из банков.
Эти страхи объяснялись тем, что в ходе кампании угроз, развернутой в начале 1938 года против Литвы, Польша добилась своих целей. В марте правительство Польши предъявило ультиматум Литве, требуя, чтобы та навечно отказалась от Виленской области и установила с Польшей дипломатические отношения, подтвердив новый статус оккупированных территорий. Хотя литовцев поддержал Советский Союз, Литва всё-таки поддалась Польше и действительно "навечно отказалась" от Вильно (Вильнюса) и окрестностей. Запомним этот факт. Он нам пригодится в конце, когда будем разбираться в запутанных правах на литовские территории.
Слабых бьют все и в том же году к загону Литвы в угол присоединилась Германия.
В начале 1938 года Берия докладывал Сталину и Молотову: «Немцы в Клайпеде ведут открытую работу по подготовке присоединения области к Германии. Все существующие законы литовского правительства по Клайпедской области сеймиком игнорируются, фактически немцы в Клайпеде являются хозяевами. Они создали фашистские организации, штурмовые отряды, которые вооружением и обмундированием снабжаются из Германии. Руководитель клайпедских фашистов доктор Нейман открыто выступает о присоединении Клайпеды к Германии. Для того чтобы спровоцировать конфликт с литовцами, Нейман всюду говорит, что литовцы, возможно, выступят против мемельских немцев. Это заявление рассматривается как подготовка путем провокаций к вооруженному вмешательству немцев с целью захвата Клайпеды».
Германские пассажирские суда появлялись в Клайпеде регулярно
Позже советская разведка сообщала, что 10 и 28 июня 1938 года «в Клайпеде в районе порта немцами были организованы многочисленные демонстрации, которые носили ярко выраженный прогерманский характер и сопровождались лозунгами в честь Гитлера. Демонстрации были приурочены к дням захода в порт немецких пассажирских пароходов. При разгоне последней демонстрации было применено оружие. Насчитывается более 100 человек раненых, из которых несколько человек тяжело, и один умер. Среди пострадавших большинство литовцев. В Клайпеде царит сильное возбуждение… Литовские правительственные круги убеждены в том, что события в Клайпеде спровоцированы немцами и являются подготовкой к захвату Клайпедской области Германией».
21 октября 1938 года германское правительство дало указание о подготовке захвата Клайпеды и примыкающей к городу территории. Под давлением Лиги Наций правительство Литвы, до этого активно прессовавшее мемельских немцев, в ноябре 1938 года сняло цензуру с немецкой печати и разрешило легальную деятельность немецких партий. В январе 1939 года была создана новая директория Клайпедского края. Появились вооруженные отряды, устраивались демонстрации под прогерманскими лозунгами. Местные нацисты избивали оппонентов и преследовали прохожих за литовскую речь на улицах Клайпеды. Хто не скаче - той москаль™.
Мемельские детишки играют в Гитлерюгенд
Весь этот Майдан давал понять, что Германия настроена серьезно. 14 апреля французская газета "Ле Суар" довольно точно предсказала будущее: «Кто хочет начать военный поход против России, тому надо держать в своих руках Клайпеду. Клайпедская область - это хороший мост для нападения. После Клайпеды, надо думать, последует Данциг. Затем после Данцига - Рижский порт в Латвии. После него, очевидно, Таллин в Эстонии. Эти порты в руках Германии будут пистолетами, направленными против Прибалтики и против России. Балтийское море станет внутренним озером Германии».
В тени восставшего из руин тевтонского монстра пыталась урвать добычу вставшая с колен Польша. Немцы поощряли их устремления, но, думаю, вряд ли собирались удовлетворить их территориальные фантазии в реале. 27 марта 1939 года польский генеральный консул в Мюнхене сообщал в Министерство иностранных дел Польши, что некий генерал, близкий к Гитлеру, заявил ему, что «Польша является слишком большим государством, чтобы не иметь доступа к морю, и это признает Гитлер. Она могла бы получить взамен коридора и Данцига военный порт Лиепаю и, возможно, Ригу».
Наобещали-то девушке пол-мира, а потом обманули и пустили по кругу, извините. Сама виновата - нечего было грезить стать "владычицей морской, чтоб сама рыбка у нее на посылках была".
НАЧАЛОСЬ
Польская разведка в Берлине первой узнала о немецких планах захвата Клайпеды и мгновенно заложила своего "союзника" литовцам. Впору было кричать "Караул!", но литовцы упорно верили в европейскую порядочность. Отвечая на запрос членов президиума сейма (литовского парламента), премьер-министр В. Миронас заявлял: «Любые слухи о посягательствах Германии на Клайпедский край - это ложь и вымысел»; «...отношения Литвы с Германией в настоящее время являются совсем хорошими. Здесь также следует вспомнить, что фюрер Германии в своей речи сделал публичное заявление перед мировым общественным мнением, что после урегулирования вопроса о Судетском крае Германия не будет иметь никаких территориальных претензий в Европе. Это высказывание, несомненно, касается и нас».
Cказка про 3-х поросят. Читайте сказки - в них зарыта мудрость веков.
Гитлер и вождь мемельских немцев Нейман
В конце марта должен был собраться клайпедский сеймик, в котором немецкие нацисты составляли большинство. Часы истории тикали все громче и литовские власти, наконец, озаботились.
«Совет министров, заслушав сообщение премьер-министра о политическом положении в Европе и опасности, угрожающей Клайпедскому краю со стороны Германии, решил:
1. В случае если сеймик Клайпедского края, созываемый 25 числа этого месяца, вынесет такое решение, которое выходит за пределы статуса, или если вождь немцев Клайпедского края Нейман совершит такое действие, которое выходит за пределы статуса, то допускать такое решение или действие, пока они не представляют прямой угрозы для безопасности государства.
2. В случае если немцы Клайпедского края вызовут волнения в крае, усмирить эти волнения при помощи вооруженной силы; однако если бы это усмирение побудило Германию оказать вооруженную помощь клайпедским немцам, то наши вооруженные силы без сопротивления германским войскам отвести в Великую Литву и здесь оказать им сопротивление.
3. Через своих представителей информировать правительства Великобритании и Франции об опасности, угрожающей Клайпедскому краю, и просить у них совета».
Совет - дело хорошее. Особенно бесплатный. Британия и Франция, как гаранты статуса Мемельленда/Клайпедского края в составе Литвы, через послов в Берлине попросили Германию «повлиять на немецкое население Мемеля», которое, судя по многочисленным донесениям, «готовит восстание».
Жестко приложили, чего уж там. Тем более, что ранее в конце 1938 г. Черчилль во время речи перед избирателями прямо говорил о нарастающих аппетитах Германии, упоминая будущий захват Данцига и Мемеля. Все все понимали. Но мер не предприняли.
Территориальные приобретения Германии перед началом Второй мировой войны. Мемельленд в верхнем правом углу
УЛЬТИМАТУМ
20 марта 1939 года, в тот же день, когда правительство Литвы обсуждало варианты вооруженного противодействия немцам, министр иностранных дел Германии фон Риббентроп принимал в Берлине своего литовского коллегу Йозаса Урбшиса. Фактически балтийской республике был предъявлен ультиматум: Риббентроп потребовал, чтобы Литва передала Германии навечно Мемельский край, в противном случае «фюрер будет действовать с молниеносной быстротой». Для Литвы часы пробили полночь и карета (грезы о независимости) начала превращаться в тыкву.
На улице можно брутально потребовать кошелек, показав испуганному клиенту складной ножик, а у цивилизованных людей в подобных случаях принято писать вежливые письма:
"Клайпедский край был отделен от Германии по Версальскому договору вопреки праву народа на самоопределение. После этого край заняла сначала французская, а позже - литовская армия. Подобная несправедливость могла совершиться и допускаться до тех пор, пока Германия была бессильна. Теперь создалось иное положение, и Клайпедский край должен быть возвращен рейху. Если литовское правительство склонно вернуть Клайпедский край путем соглашения, то правительство Германии готово пойти навстречу и удовлетворить интересы Литвы в Клайпедском порту. Но если литовское правительство не хотело бы идти этим разумным путем, то Клайпедский край был бы возвращен Германии другим путем. Если бы там произошли столкновения и хоть один немец погиб, тогда уже не мы, политики, занимались бы этим делом, а войска, начав поход, неизвестно где остановились бы. После начала военных действий германское правительство больше ни на какие переговоры не пошло бы".
Литовские военные покидают Мемель
Собственно, это было уведомление о неизбежном. Немецкая эскадра уже была готова выйти к Клайпеде, каюта фюрера ждала своего vip-пассажира и любой литовский ответ лишь изменил бы способ, которым Мемельленд был бы возвращен Германии. Литовцам по официальным каналам дали (снова бесплатный!) совет: «Во избежание пустой траты времени отправить специальным самолетом в Берлин полномочных представителей для подписания документа о передаче района Мемеля Германии».
22 марта 1939 года литовскую делегацию ждали в Берлине весь день. Она прилетела в столицу лишь вечером и не торопилась подписывать акт о добровольной передаче Мемельленда Германии, хотя уже имела в портфеле соответствующее решение своего правительства.
Может погода была нелетной, может тянули время в ожидании реакции Британии и Франции, может просто не хотели выглядеть на все согласными дешевками, так или иначе, соглашение было подписано на следующий день, о чем фюреру на борт флагмана эскадры незамедлительно ушла радиограмма от Риббентропа.
23 марта 1939 г. немецкие войска получили приказ перейти бывшую германо-литовскую границу в Мемельской области.
Вступление немецких войск в Клайпеду
"Немецкая весна" в Мемеле 1939 г.
ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА
В полдень этого же дня в город вошли пехотные и танковые части вермахта, восторженно приветствуемые немецким населением Мемеля. Одновременно прибывшая на мемельский рейд германская эскадра высадила десант.
После этого в порт на миноносце "Леопард" прибыл А. Гитлер. Он принял военный парад, произнес зажигательную речь с балкона городской ратуши, упомянув слова германского гимна: "Von der Maas bis an die Memel...Deutschland, Deutschland über alles" (От Мааса до Мемеля… Германия, Германия превыше всего)", подписал документы о присоединении Мемельского края к Германии, а в конце встретился с уполномоченным правительства Великобритании в Клайпеде, который передал Гитлеру "наш ответ" британского премьер-министра Чемберлена, что он "полностью понимает необходимость урегулировать этот вопрос именно теперь, хотя не может сказать об этом открыто".
Вернувшись на флагман эскадры "Дойчланд", Гитлер приказал поднять сигнал: "Я обращаюсь к флоту, выражаю ему свою величайшую признательность за проведение этой операции". Всё оказалось легко и просто, как это и бывает "в начале славных дел".
Немецкий парад в Мемеле 1939 г. Старый имперский штандарт
Хроника тех дней
17:00. Эскадра адм. Г. Бема вышла обратно на Свинемюнде, оставив в Мемельском порту 13 тральщиков и 9 подлодок, как ядро будущей флотилии.
1939.03.24 Рейхсканцлер А.Гитлер заявил, что порт Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.
1939.03.31 Мемель. К концу месяца в городе были развернуты 3 батареи береговой артиллерии и одна зенитная батарея.
1939.04 Мемель. В городе началось строительство военного аэродрома, долговременных укреплений и подземного хранилища топлива.
1939.04.28 Берлин. На заседании Рейхстага Гитлер захват Австрии,Чехословакии и Клайпеды "необходимым вкладом в дело мира".
Почему вы поцеловали мальчика в живот?© Открытка из Мемеля
Захват Клайпеды (Мемеля) вдохновил немецкое меньшинство в прибалтийских странах. По свидетельству германского посланника в Эстонии Фровайна, в Эстонии и Латвии среди немцев существует мнение, что «аннексия Германией прибалтийских государств является просто делом времени» и что «тогда немцы снова станут хозяевами в Эстонии и Латвии». В довоенной Риге проживало около 38 тыс. немцев (10% населения). Латвийская полиция сообщала, что среди членов союза немецкой молодежи распространялись слухи о том, что скоро будет решен вопрос о компенсациях немецким помещикам, утратившим земли после аграрной реформы.
Сюжет драмы в Прибалтике закручивался, действующие лица все отчетливее обозначали свои цели и последним на сцене, как и положено главному герою, появился СССР.
Дальнейшие события вокруг Мемеля будут описаны в 3-й части.