Совершенно случайно увидела эту статью...Как часто мы рассуждаем о милосердии, милостыни, благотворительности. А что это есть на самом деле? Вот слова священнослужителей, которые постарались "перевести" эти понятия на современный язык. И как часто мы заблуждаемся, оказывается!
http://www.memoriam.ru/main/help_soul?id=264"...Скажите, батюшка, с чем можно сравнить милостыню?
Как мне кажется, милостыню надо сравнить с духовной «твердой валютой», которую мы можем перевести в Небесный банк, и, тем самым помочь родной душе в ином мире, которая обычно крайне нуждается в этом переводе.
Кто из нас при жизни временной исправно вносит достаточное количество накоплений в Небесный банк? Вопросы пенсий, прибылей и «наваров» интересуют нас значительно больше, чем вклады в Вечность. Посмотрите, как глупо получается: мы живем, стараемся, стремимся, ссоримся, страдаем, богатеем, жертвуем здоровьем… А потом оставляем все, что накопили, и переходим в новый мир. А ТАМ, на счету в Небесном банке, не только нет никаких накоплений, так еще и долгов огромное количество. И жизнь другая, и совесть мучает, и раскаяние наступает, но возможности покаяться уже нет… Все бы отдала душа, чтобы отмыть грехи, но отдавать нечем… Счет Небесного банка пуст. Все осталось на земле.
Но остается еще надежда на то, что долг погасят те, кому человек оставил все земные накопления. Однако чаще всего те люди заняты другими делами: сначала они озабочены тем, чтобы поминки были «достойные», чтобы выкопать могилу в престижном месте, да чтобы надгробный камень с оградкой были покрасивее. Потом они делят наследство, покупают вещи, машины, вкладывают деньги.…
Как, наверное, одиноко и страшно становится душе умершего человека, когда наступает понимание, прозрение и страдание... Но сделать она уже ничего не может. А «перевод» из нашего мира, в котором страдающая душа очень нуждается, она может и не дождаться…"
"...Желая совершить доброе дело, подавая милостыню просящему, мы можем совершить дело далеко не доброе. Добродетель только тогда добродетель, когда приносит добрые плоды. Если же оказывать помощь всякому просящему, мы можем стать соучастниками преступников и грешников, приобщившись к их злым делам через поданную милостыню. Подавая милостыню незнакомому человеку, да еще с признаками немощи, широко бытующей в России (архиепископ Максимилиан имеет в виду алкоголизм - прим. ред), мы потакаем их слабости и даем возможность удовлетворить греховную страсть, которая от удовлетворения укрепляется и развивается. А всякая страсть разрушает здоровье и приводит к болезням и преждевременной смерти. Мало того, овладев человеком, она может довести его до совершения тяжкого преступления с целью получения средств для удовлетворения страсти».
Далее архиепископ пишет о том, почему мы идем по простому пути раздачи мелочи кому попало, а не занимаемся милостыней серьезно, с рассуждением, с духовным устремлением, трудом и желанием:
«Очень удобно и легко выполнить эту добродетель, идя в храм. Во-первых, не требуется тратить время и силы на поиски нуждающихся. Во-вторых, подавая милостыню просящему, мы определяем размер ее сами. Если будем искать нуждающегося и найдем его, ему, возможно, потребуется больше денег, чем мы собирались дать. В-третьих, нуждающемуся, возможно, потребуются не только наши деньги, но и наше внимание, забота, сочувствие и труд. А это для нас нежелательно, т.к. это тяжело и обременительно. Раздавать деньги могут многие, но чтобы самому послужить нуждающемуся - для этого требуется душа высокая и крепкая. Возможно, поэтому большинство предпочитает дать милостыню первому просящему, не обременяя себя поисками нуждающихся…
К этим замечательным словам вологодского владыки даже добавить нечего.
Хочу сказать только о том, что, конечно, нам не стоит осуждать тех людей (профессиональных нищих, алкоголиков, тунеядцев, которые живут за счет такой милостыни). Бог им Судия!
А уж, тем более, упаси Бог подумать, что раз есть асоциальные элементы, то милостыню вообще никому не надо подавать. Это огромная ошибка! Милостыню творить необходимо, просто нам следует подумать о том, как найти людей, которые по-настоящему нуждаются в нашей посильной безвозмездной помощи. Очень хорошо, если эта помощь будет осуществляться на постоянной основе..."