Знаете вы, а скорее - и не слышали, но на просторах нашей необъятной (да и за её пределами) работает "
Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников" - неформальное объединение людей, озабоченных различными аспектами этих самых проблем и задач, указанных в её непростом названии.
На самом деле, несмотря на не очень-то большое количество участников этого объединения, работа кипит. Я хоть и далеко не самый активный участник этого проекта, но участвую по мере сил,
иногда и пишу про это.
Сегодня расскажу про одну интересную историю, которая перекликается с другим нашим проектом. Она будет про Клангушу - большого подорлика, урожденного на заре лета 2014 года недалеко от Барнаула, в нашем любимом
Кислухинском заказнике. Вылупился он в прибрежных зарослях у озера, название которого пусть останется загадкой для непосвящённых. Вероятно, немало он страдал от комаров - в это время их самый пик, хотя и в другое время в этих местах от комаров не спрячешься: от последнего до первого мороза звенят они над ухом, то впятером, а то и сотней.
Был бы нам этот орлёнок совсем не известен, но ему выпала особенная судьба: 30 июля, когда он уже подрос, на него закрепили спутниковый передатчик (для тех, кому интересны подробности технологии, можно посмотреть, например,
здесь).
После этой "операции" орлёнок, собственно, и получил имя "Клангуша".
Далее нам оставалось только ждать...
Клангуша ушёл в миграцию 8 сентября, достаточно поздно. Сначала он двигался достаточно медленно: более 2 недель у него ушло, чтобы добраться до Балхаша, где он задержался до конца сентября. Поздняя дата начала миграции, а также медленное продвижение по территории России и Казахстана не придавало оптимизма: уже вовсю шёл сезон осенней охоты на водоплавающих...
Тем не менее, проторчав у Балхаша, Клангуша теперь уже бодрым темпом рванул к месту зимовки, и уже через 10 дней обосновался в южном Пакистане, где и просидел всю зиму, вплоть до 9 апреля.
И тут начались странности: Клангуша, двигаясь в сторону родины, вдруг в конце апреля затормозил и решил на лето обосноваться в северном Казахстане. Кроме прочего, выяснилась интересная штука: орёл неделями кормился на небольших водоемах в пойме Ишима, очень мало перемещаясь. Так продолжалось до 22 сентября, когда Клангуша решил, что ему пора лететь на юг. И за 8 дней он преодолел 3.450 км, остановившись на зимовку в том же месте, что и в прошлый раз (и это при том, что маршрут движения вовсе не совпадал с предыдущим!).
Легенда: зелёный - первая миграция на зимовку, синий - весенняя миграция, красный - вторая миграция на зимовку.
Было, конечно, любопытно, как Клангуша нашёл прошлогоднее место, на что Игорь Карякин на форуме ответил, что всё элементарно: на орле-же стоит передатчик, который передаёт сигналы по геопозиционированию. Вот и разгадка! :)
Короче, зимовка у Клангуши прошла успешно. Весной 2016 он двинулся в миграцию значительно раньше - 21 марта (против 9 апреля годом ранее). Летел он рывками, и достиг Ишима в Казахстане примерно в те же сроки, что и годом ранее и... опять остановился. Но, к счастью, ненадолго - 9 мая он пошёл дальше на восток, за один день преодолев расстояние до России, выйдя из Казахстана на границе Новосибирской области и Алтайского края. И далее, не останавливаясь, рванул... к своему родному гнезду, возле которого переночевал в ночь с 13 на 14 мая!
Интересно, что путь на первую зимовку и возвращение к гнезду через полтора года весьма различались (на зимовку - красные маркеры), но результат поражает.
Интересно, что задерживаться у гнезда Клангуша не стал, а, сделав большую петлю с разворотом на север и запад, ушёл исследовать территорию Алтайского края: всё лето он активно перемещался в различных направлениях, больше так и не появившись в окрестностях гнезда.
В миграцию Клангуша пошёл поздно, но, как и раньше, активно, пролетев до Узбекистана (почти 1.900 км) за 6 дней, а 10 октября он уже был на прежнем месте зимовки! Причем его маршрут весьма точно повторил маршрут двухлетней давности (жёлтый маршрут - 2014 год).
Ну что-же, теперь, скрестив пальцы,
следим за зимовкой Клангуши. К следующей весне он станет совсем взрослым и полетит пытаться обзавестись своими птенцами.
Теперь о том, о чем я оговорился в начале - как это перекликается с другими нашими проектами. После 5-летней (!!!) работы в Кислухинском заказнике появились т.н. "зоны особой охраны".
В такую зону попал и гнездовой участок, на котором вывелся Клангуша, и теперь нельзя рубить не только соседние с гнездом деревья, но и весь этот массив. Отлично же?
А теперь о том, почему Клангуша счастливчик.
Знакомьтесь: орлы-карлики Чуйка и Карлуша.
Логгеры установлены 24 июля 2014 года в Чуйской степи. Сигнал Чуйки пропал 9 сентября в районе гнезда, а Карлуша, начав миграцию 10 сентября, 13 сентября пропал со связи в Китае, не так далеко от границы.
Орёл-могильник Алтай.
Получил передатчик 21 июля 2014 года в предгорьях Алтайского края, 11 декабря 2014 года подобран с травмированным крылом в Иране.
Орёл-могильник Ануйка.
Помечена 20 июля 2014 в предгорьях Алтайского края. Удачно добралась до зимовки, где чуть не пересеклась в Клангушей. Удачно перезимовала и, отправившись на весеннюю миграцию 15 марта, к 9 мая достигла родных мест. Были надежды, но...
С 21 июля передатчик начал подавать сигналы с одного места, пока не замолчал. Труп Ануйки найден, он был рядом с высоковольтной ЛЭП.
Орёл-могильник Туратай.
Помечен 20 июля 2014 на Ануе, 14 ноября перестал подавать сигналы, находясь в Афганистане.
Орёл-могильник Каночка.
Помечена в Канской степи 17 июля 2014 года. Удачно добралась до зимовки, которую провела в Узбекистане. После зимовки, начав двигаться достаточно рано (26 марта), Каночка тормозит у Алакольской долины и весь май проводит постоянно пересекая Казахстано-Китайскую границу, лишь 6 июня решает покинуть эти места, двигаясь в сторону гнезда. Правда, задерживается там недолго и возвращается назад. Далее она неспешно путешествует, к 12 декабря возвратившись на место прошлогодней зимовки. До 5 января она держится на этом участке, но что-то её спугивает, она начинает искать новые места и 19 февраля гибнет от удара током на ЛЭП (подробнее
здесь).
Степной орёл Степаша.
Помечен 17 июля 2014 года в Канской котловине, перестал подавать сигналы 27 октября того же года у Балхаша (место известно птицеопасными ЛЭП).
Правда, есть ещё один везунчик - Ороша, орёл-могильник, помеченный 19 июля 2014 в Канской котловине.
Про него
отдельная история с интересными нюансами, скажу лишь, что ещё 5 октября он держался на территории Алтайского края. Посмотрим, что станет известно в ближайшие дни.