Не в струе.

Aug 24, 2015 08:12

Случается так, что у меня просят фотографии для разных проектов. Чаще некоммерческих, много реже - каких-то коммерческих,типа корпоративных календарей. Во многих случаях просят фото попсовых алтайских мест: Белуху, Каракольские или Шавлинские озёра, озеро Аю и т.д. Приходится отказывать.
Я бы мог тут написать что-то вроде "стыдно признаться, но я там не был". Но, на самом-то деле, мне ничуть не стыдно. И - да, я там не был. И маловероятно, что буду: мне нравится приоткрывать свой Алтай. Именно приоткрывать, т.к., и это моё глубокое убеждение, для познания места нужно провести в нём не один год. Не набегами посещая, а изнурительно меряя его шагами, просиживая долгое время на камне или ветхом пне, так долго, чтобы не только увидеть и услышать его скрытую от случайного наблюдателя жизнь, но и почувствовать, так сказать, пятой точкой и шестым чувством. Завидую немного людям, которым дано так вот вживаться в место, жить с ним по одному календарю...

Меня тут упрекнули, что я не выдаю "рыбных мест". Шутя, конечно. Да и какие там "рыбные места", ведь все фото - это лишь побочный продукт в экспедициях, что-то подсмотренное мимоходом.
Но, тем не менее, сегодня будет со всеми "явками-паролями". Хотя не уверен, что кому понадобится.
Итак, вновь про Кожолю.




Путь начинается отсюда.

Примерно такие картинки можно было видеть, сидя у костра в лагере.

Идея была прогуляться по кромке леса с выходом в нижнюю часть тундры, а в итоге - более 10 км с перепадом высот от 2.400 до 3.200. На карте это выглядит так.




Чтобы понять, привязка к большему масштабу.




Нужно сказать, что погода была отнюдь не ласковая, да и были всего вторые сутки в высокогорьях, поэтому ходить было вроде тяжеловато, ну да не впервой.
Короче, хвойный лес закончился весьма быстро, стаи чернозобых с примесью краснозобых дроздов близко не подпускали, поэтому побрел я по склону траверсом по ернику.
Выглядело это место так.




Занятие это не из приятных: то ерник развязывает шнурки и цепляется своими корявыми ветками-ручонками то тех мест, куда может дотянуться, то острые камни осыпей норовят скатиться с тобой пониже. Вскоре осыпей стало больше, чем ерника, я плюнул на эту никчемную борьбу с крутосклоном и спустился к ручью.
Ну, ручей как ручей: где-то навалы слегка отшлифованных друг об друга камней, где-то завалы обломков скал, огромных и с острыми краями. В прижимах между скалами вода идёт бурным потоком, приходится прижиматься к скалам, осторожно нащупывать опору по мокрым ступеням, а в небольших долинках ручей может полностью исчезать в галечнике, тут можно прыгать по сухим бокам валунов аки козлик.
Фотографировать в этой узкой щели ущелья (сорри, тавтология) особо нечего, идёшь себе и идёшь, медленно набираешь высоту. Чекнет иногда возмущённо самец краснобрюхой горихвостки, отгоняя молодняк подальше от неловкого чудовища, да спустятся на водопой гималайские вьюрки, растворяющиеся непонятным образом среди таких же коричневых, как они сами, валунов. Топаешь, топаешь, отдышишься и снова топаешь.
В ушах пульс стучит, да и ветер завывает всё сильнее, так что особо ничего уже не услышишь, поэтому смотришь по сторонам, смотришь под ноги. По сторонам всё больше камней, всё меньше травы. Пусто. Под ногами - то же самое. Но есть и следы. Козьи только. И "орешки". Тоже козьи и козлячьи. Да, интересно бы увидеть козерогов.
Теперь на каждый бугор вылазишь медленно. Тяжело. И козероги могут быть на ближайшей полянке за бугром. Но - нет.

В конце концов ручей уходит в камни окончательно и перед тобой поднимается стена.




Вариантов теперь четыре, но три из них - лезть на стену: справа, слева или прямо. Четвертый вариант отвергаю сразу. Решаю лезть направо - это самый лёгкий вариант обратного пути. Но стена - метров 250 набора высоты. По куруму и осыпям. Крутая.
Думаю: "Ну, да, всего-то этажей 80-90, и я уже на гребне". Прошёл этажей 5 - отдышался. Ещё 5. И ещё пять. Тяжело. Уже под 3.000 метров над уровнем какого-то там моря...

И тут по осыпи сверху срываются козероги. Вернее - козерожки: козлухи с приплодом этого года и молодняк прошлого года.







Меня, видать, не узрели, а услышали как камень выскочил из под ноги, поэтому побежали не за гребень, а вниз, в мою сторону, но пошли чуть стороной.
Раз, два, три, .... одиннадцать.
Развернулись по склону и пошли уже не спеша от меня, сверкая светлыми задницами. Останавливались, посматривали. И уходили всё дальше. Боятся. Ну и правильно. Сюда редко кто без ружья забредает.

Тут же попадается порхалище уларов. Недавно совсем принимали здесь пыльные ванны - ещё легкие перья не успели улететь с краёв лунки.
Ага, а вот и они убегают вверх по камням.




Видите прямо в центре кадра? А теперь представьте, как их разглядеть без оптики среди камней.

А тут сколько насчитаете (по клику большая откроется)?




Бегают быстрее, чем я ползу, поэтому скрываются за гребнем, а там - хоть ищи, хоть от досады свищи. Да и найдёшь если, то сорвутся они вниз по склону с верещанием, перелетят на другой борт ущелья - я этот прикол знаю.

Перевожу дух и оглядываюсь назад.




Минут через 10 вылезаю-таки на гребень и затем на ближайшую вершинку.




Дует не ветер, а ветрюганище. Ледяной.
Со стороны Чуйской степи заходит фронт, виргами, как занавесом, закрывающий все виды на Курайский хребет. Даже Табожок уже скрылся.
Пролетает колкая снежная крупа. Ну, как пролетает - бьёт, словно режет по лицу и голым рукам. Делаю кадр в сторону Тувы, где ещё солнце.




Теперь пакую всю технику в рюкзак, на него - непромокаемый чехол, и - ноги в руки, вприпрыжку по гребню вниз. Идти вниз тоже непросто, тропы совсем нет. Камни на гребне острые и подвижные, поэтому не расслабишься. Иногда порывы ветра такие, что буквально толкают чуть в сторону. Временами накрывает крупой, но, что хорошо, она сухая, отскакивает от флиски. Да и с камней её сдувает, не даёт их намочить, так что иду быстро, быстро теряю высоту, поэтому тепло, несмотря на пронизывающий флиску ветер.
На бегу краем глаза замечаю уже выбеленный временем помёт - то ли волк, то ли барс...

Чуть меньше часа, и я выходя на гребень уже над лагерем, спугиваю ещё одного улара.







Здесь ветер уже не так сильно дует, особенно когда уходишь за гребень. Можно и немного отдохнуть, поглазеть на долину Бугузуна. И уходящую от него долину Байлюгема.
Вскоре из-за гребня выныривает гриф и делает пару кругов надо мной. Понятно, что пора вставать и идти дальше - до лагеря метров 200-250 по вертикали. Каких-то 80-90 этажей. Но - по ернику...

Такое вот место. "Рыбное"? Это вам решать, но у меня будет ещё что о нём рассказать.

Вы также можете читать эту запись в стиле Вашего блога.

бердвочерское, бла-бла-бла, Чихачева, Горный Алтай (Зачикетаманье)

Previous post Next post
Up