Чуть больше тысячи слов

Aug 14, 2014 13:01

Есть такая расхожая фраза: "Фотография может рассказать больше, чем тысяча слов".
Не знаю, почему эта нелепость, которую кто-то ляпнул ради красного словца, пошла в тираж.
Хотя, может она и тиражируется теми, кто не придаёт значения словам, которые он говорит.
Если уж на то пошло, то было бы уместнее сказать так: "Одна фотография может вызвать больше эмоций, чем тысяча слов".
Вот это уже похоже на правду. Хотя, нужное слово, сказанное в нужный момент - и вам будет не до фотографий. :)

Ну да ладно, сегодня поговорим на темы, непосредственно связанные с этим фото.





Лебеди-кликуны у гнезда. Чуйская степь, окрестности с.Кокоря.


Лебеди-кликуны возвращаются в Чуйскую степь. Да, да!
За всю историю наблюдений фактов о их гнездовании здесь не было, но в позапрошлом году неугомонный bluesrock нашёл первую гнездовую постройку, в прошлом году мы кроме этого встретили выводок, а в этом году в Чуйской степи было отмечено уже 3 гнезда и встречен выводок на озере Нижнее Богуты (не совсем уже Чуйская степь, но, тем не менее, раньше и там кликунов не отмечали).
Факт, несомненно, отрадный. О чём он свидетельствует? Ну, как минимум, о том, что численность кликуна растёт. Скорее всего - за счёт монгольской популяции. Но почему растёт численность монгольской популяции? Это уже отдельный вопрос: либо увеличилась эффективность гнездования, либо что-то изменилось с выживаемостью на зимовках. Поставлю ещё как хоть и сомнительный, но повод: последние годы были в Чуйской степи достаточно влажными и увеличилось количество травы вокруг временных водоёмов (из которой кликуны и строят гнёзда). Плюс, вероятно, произошла и некоторая поведенческая адаптация к более шумной и многолюдной (чем Монголия) Чуйской степи.
Но, как факт - из-за более многоснежных зим и дождливых вёсен временные водоёмык моменту гнездования были достаточно полноводными, чтобы кликуны могли строить гнёзда среди воды, пусть даже на виду у человека.

Тут я вас плавно уведу к другой проблеме: отсутствию гнездовых мест для околоводных птиц в Чуйской степи. И не только околоводных, но и многих крупных птиц, гнездящихся на земле. Собственно говоря, это общая проблема степных сообществ, особенно где присутствует проблема перевыпаса скота. Всё-же это более актуально именно для околоводников - растительность у воды всегда побогаче, да и попить животным хочется. Поэтому, как правило, берега водоёмов превращаются в эдакое месиво.
И ещё есть одна "сопутствующая" проблема, с которой как-то предстоит бороться: собаки. Дело в том, что и у кочевых, и у охотничьих народов Сибири (я не беру совсем северные народы - там отдельная история) не было принято кормить собак. Делалось это только в исключительных случаях. К сожалению, "традиция" эта никуда не делась: собак, ищущих пропитание, можно встретить достаточно часто. К сожалению, не только на пастушьих стоянках, но и на многочисленных турбазах и кемпингах, где лайки вне туристического сезона (с сентября по июнь) "выкашивают" всё, что может оказаться на земле.

Это я пишу не ради порицания этой "традиции" (хотя и это есть в немалой степени), а в качестве иллюстрации к тому факту, что такой вот животноводческий пресс привёл к определённым адаптациям в пернатом мире. Например, практически вся пернатая мелочь "ушла" гнездиться в норы или колючие кустарники. Из мелких открыто-гнездящихся остались практически только жаворонки, коньки и трясогузки, да и те, в большинстве, ушли на солончаки, кочкарники или чиёвники. И, кстати, "привычка" местного рогатого жаворонка ограничиваться двумя-тремя яйцами в кладке, возможно, тоже одна из адаптаций к таким условиям. Тут можно о многих фактах рассказывать, но расскажу вот о каком: об островах.
На самом деле - немногочисленные острова на озёрах (или полуострова, если топкий берег не позволяет на них зайти) стали прямо-таки прибежищем для гнездования многих видов. Даже в малонаселенных местах, даже где уже не пасут скот, можно долго идти вдоль берега и не встретить ни одной гнездовой пары. Но если есть остров, а то и островок, или даже пупырёк небольшой - всё, тут будет битва за гнездовые участки. При этом, вот что забавно: эти гнездовые участки столь ценны, что колонии образуют не только "классические" колониальные виды, но и, например, белые куропатки.
В связи с этим вот какая шальная мысль: а почему бы не устраивать на некоторых озёрах искусственные острова.
И ещё одна: жаль, что из-за оскудения рыбных запасов и "активности" некоторых тур-гидов, резиновые лодки добрались теперь и до Чуйской степи.

А теперь вернемся к самой фотографии.
Я не стал её чистить от мусора. Того, самого настоящего мусора. Да, к сожалению, уже и фотографии из Горного Алтая порой приходится зачищать.
Вот что хочу рассказать по этому поводу.
В детстве мне удалось пожить в настоящих деревенских условиях: хоть я и жил, в общем-то, небольшом посёлке, на лето меня отправляли "на выпаса" на окраину этого посёлка, "к дедам". На самом деле, кроме бабушки и дедушки, там в соседних домах жили ещё родственники, целый такой анклав. Дома стояли прямо на окраине, калитки открывалась на просёлок, который шёл уже по склону сопок, уходил дальше к озеру и синеющим совсем рядом горам. А на заднем, скотном, дворе бежал настоящий ручей, заросший огромными вётлами. Да такой, что кроме пескарей и сорожек, порой можно было вытащить и линя (ну да, пацаном я любил рыбачить). Так вот: бабушка с дедушкой, прошедшие через лихолетье, жили реально натуральным хозяйством. Единственное, что они к тому времени перестали печь хлеб. Но в магазине покупали исключительно крупу, соль, спички, сахар, да иногда ещё "дунькину радость" - слипшиеся круглые конфеты с начинкой из повидла. По сути, такой образ жизни не предполагал каких-то отходов: то, что не съедалось, то сгнивало. То, что не предполагалось к сгниванию - сжигалось. Избытовых вещей, которые выходили из употребления, в те времена были только сетевые радиоприемники (которые после поломки почти полностью разбирались на полезные в хозяйстве вещи) и будильники (которые бережно хранились на чердаке - вдруг появится мастер, который их отремонтирует). Но и то, и другое, ломалось не столь уж часто. Единственное, что реально выбрасывалось... (нет, нет, не угадаете!) ... - просроченные лекарства! Эх, сколько интересных-разноцветных ампулок и пузырьков можно было найти на берегу того самого ручейка!
Чуть позже эта привычка выбрасывать всё за задний двор и переросла в большую проблему.
Это отнюдь не "злая" привычка, это реальный уклад жизни: на селе ещё живо то поколение, которому нечего было выбрасывать. Вернее, те крохи, что выбрасывались, они не особо усугубляли ситуацию. И у основного взрослого населения в сёлах и деревнях детство прошло в те времена, когда ни еда, ни материальные ценности не выбрасывались. И вдруг пластиковые пакеты перестали быть ценностью. Для уклада жизни это случилось именно вдруг, за какие-то 15-20 лет.
Что с этим делать - непонятно. В Горном Алтае местное население упрекает туристов, что они мусорят, туристы - местное население.

Хозяин стойбища на Киндыке эмоционально рассказывает о том, что перед тем, как гнать сюда скот на летние выпаса, вывез из избушки и её окрестностей полторы тракторных телеги мусора, который за зиму оставили тут местные рыбаки и охотники.

Раз в 2-3 года объявляется проект по очистке тропы на Белуху. Как правило, описание проекта начинается так: "За многие годы, пока туристы ходят на Белуху, вдоль тропы накопилось...". К этом году, кстати, опять чистят.

Вот и у Кокоря, несмотря на наличие полигона бытовых отходов, всё очень плохо. Нет почему-то понимания, что кормящийся на таких свалках скот - потенциальная опасность для их же хозяев.

И ещё.
Только разбирая фото, я увидел, что эти кликуны были с потомством.





Вот такие вот слова. Извиняйте, их оказалось чуть больше тысячи (Word говорит - 1.212).
Быть может, особых эмоций они у вас не вызовут, но слова - они не для эмоций существуют, а для размышлений.
И - для выводов, которые порой превращаются в дела.

Чуйская степь, бердвочерское, бла-бла-бла, Горный Алтай (Зачикетаманье)

Previous post Next post
Up