Слово в защиту Оби Вана

Oct 18, 2005 04:31

Садюга, какой же он джедай, разве так поступают, почему не добил!!! О господи, он не идеальный! Он не принял мгновенного правильного для кого-то решения!
Сколько гневных слов от того, что внезапно пред нами проявился не просто джедай без страха и упрека, принимающий идеально правильные решения (причем, вопрос - для кого идеальные), а несчастный человек, который встал перед ситуацией, требующей мгновенного решения, той ситуацией, в которой нужно спросить смятенный разум, заглянуть в мечущееся сердце - а времени нет. Все.
Был друг - оказался враг, который не жалея убил бы тебя, как хладнокровно убил доверчивых детей - потенциальных врагов империи, как во вспышке гнева поднял руку на любимую женщину, женщину, которая носила его же ребенка! Тот ли это человек, который стоял плечом к плечу в беде и приходил на помощь, или же это беспринципное чудовище?
Разве можно почувствовать ту боль, которая пронзила Оби Вана, боль от понимания этой чудовищной безысходности, что пути назад для Анакина нет и в то же время - боль утраты человека, которого любил, который вот тут! рядом, вот он - его глаза, его голос, и которого уже нет - это не его глаза, чужие, и голос выплескивает не его слова и чувства? Это душевное метание - знаешь, что все - он иной, и какая-то непонятная попытка, отчаянная, нелогичная - образумить, вернуть… куда и как: как Анакин сможет жить после такого? Пока шел бой и не думаешь, каков исход, можно сказать - да, я сделаю это, это мой долг, взмах мечом и мгновенный исход. Пусть решит все Сила, а тут получилось… Вы можете, испытывая такую боль, рассуждать хладнокровно и логически? Или чувствовать сердцем - когда оно разрывается от бессилия и потери? Убить, добить или протянуть руку помощи. КОМУ? Можно вот так понять? Протянуть руку помощи….. врагу? добить…….. друга? брата? Кто он?

И что интересно, странно - вот по идее от такой боли Анакин должен был быть умереть от болевого шока… а его, такое ощущение, больше корежило от бессилия и ненависти, чем от боли. И огонь… когда летали над лавой, едва ли не касаясь - ничего… а тут вспышка… Надо, значит, так. Сила охраняла, и потому не боль стояла во главе сцены - не физическая боль…
Обвинение в том, что Оби Ван из невинного чистого ребенка сотворил такое чудовище своим джедайским воспитанием, что он не сладил с Анакином. Но мы же не знаем наверняка, что кто-то иной смог бы "сладить" с Анакином? Мы не можем утверждать, что лишь правильный педагогический воспитательный процесс смог бы сделать правильного мальчика. Да, возможно, крепкая рука старшего наставника и отношения "отец-сын" больше подошли бы для Эни, чем "брат с братом" (в последнем случае, естественно, происходит строптивость и пренебрежение наставлениям, усугубленное характером и собственным превосходством - сколько там раз Анакин выручал учителя?). Я не знаю, я не Макаренко. Но во все времена, самое лучшее воспитание - на собственном примере. И в этом Оби Вана упрекнуть никак нельзя. И вот поэтому Анакин тщательно скрывал свои смятения от Оби - потому что смятения нехорошие, а Оби - хороший. Как можно признаться? Брат, ты вот говорил столько лет одно, а меня вот стало снедать совершенно иное. Поэтому он и смог признаться только тому, кто "такой же" - Палпатину. Можно было такое даже предположить? Раз даже любящая и близкая женщина до последнего в это не верила, не верила в то, что Анакин встал на иной путь… Мы слепы в своей любви к близкому человеку. Возможно, в этом и беда Оби - что он был не только учителем, но и братом? И я не могу упрекать Оби Вана за то, что он не углядел, что слишком доверял Эни.
О, эта джедайская установка - абстрагировать от собственных чувств, привязанностей... Это стало тем, что Анакин остался одинок со своей болью. И то была беда и проблема всего ордена! Этот страх и отчуждение привязанности к близким людям, страх от того, что эти чувства водят на грани добра и зла! Это - чему и учат всех джедаев, что не смог искоренить в себе Анакин. Оби не мог сказать по-другому. Он сам привязался к Эни, и результат мы видели в последних минутах фильма - эту боль и растерянность от поступка Анакина. Поэтому могу согласиться, что получили джедаи то, что "заслужили", но заслуга заключалась не только в "окружающей" среде, но и во "внутренней" среде Анакина.
Да, Анакин должен был быть именно таким, чтобы стать Вейдером, именно такая ломка, именно - горячее сердце, превратившееся в холодный разум, чтобы потом разбудить сердце вновь. Да, эта неуловимая связь между старыми и новыми эпизодами. Эта боль, протянувшаяся сквозь года, отшельничество Бена… боль, что он не смог удержать Эни от пропасти… хотя, я думаю, никто не смог - слишком яркая и яростная личность… не знаю… но я думаю, мы не имеем права обвинять одного человека за ошибки другого - Оби за Анакина. Да, тот был учителем, но ученик в первую очередь - личность, а не слепое подобие учителя, учитель лишь направляет, главное в воспитании - это САМОразвитие, формирование собственной личности на основе полученных знаний и ценностей мира, принципов. Что такое плохо и что такое хорошо Анакин хорошо усвоил, не зря его мучили угрызения совести после проделанного, не зря он метался между добром и злом, не зря мы видим всю ту ломку принципов. Если он не знал, что такое добро и зло, он не испытывал бы таких душевных мук. Проблема лишь в том, что он поддался легкому пути Темной Силы - не сдерживать ярость, гнев…

Мне бесконечно жаль Анакина, все вот говорят - глупый, истеричный, инфантильный…
А я увидела его глаза (афишный постер к 3 эпизоду) - измученные, такие усталые, обреченные… Глупый не мог бы так страдать. Истерика не так проявляется - это всего лишь взрыв эмоций человека, который мечется в принятии решений, когда ломаются собственные взгляды и меняется мировоззрение… инфантильный? Это было бы лучше, если бы он ждал, когда кто-нибудь примет за него решение, но он сам искал свой путь… к сожалению, неудачный…


sw, кино

Previous post Next post
Up