Стоянка под номером 43 представляла собой длинную полоску песчаного пляжа, деревянный навес, установленный на взгорочке среди сосен, небольшую полянку для палатки. В огромном достатке сюда привезены дрова, кострище огорожено крупными камнями, а в глубине леса, спрятанный от глаз, стоит деревянный туалет и мусорные контейнеры.
Дальше начинался дремучий непроходимый лес. Мы один раз сделали попытку пройти вглубь острова, но приходилось все время идти по бурелому, спускаться в болотистые низины или карабкаться куда-то вверх, поэтому довольно скоро мы оставили эту затею.
А ведь когда-то этот остров был обитаемый, правда с другой - юго-восточной стороны. Интересно было узнать историю этих мест. Первое упоминание о деревне Мамоново, давшей название острову, датируется аж 1648 г., но судя по всему существовала она и ранее. В те годы здесь проживало 6 человек. Есть предание, записанное собирателями фольклора в начале XX в. о том, что первый житель появился здесь тогда, когда в царской армии была служба 25 лет. И скрывались люди, от царской службы уходили и началось поселение Кенозера. В результате расселились 96 деревень вокруг озера, а первая деревня была Мамоново, что на острове. Однако в ходе археологических раскопок на острове и в близлежащих окрестностях были обнаружены остатки каменных орудий и другие следы пребывания человека в период серверного неолита. Это говорит о том, что места эти были обитаемы с давних времен.
Кстати, рекрутские наборы все-таки коснулись этих мест. В XVIII-XIX вв. наборы проводились сначала по числу дворов - 1 рекрут с 20 дворов, а потом по числу ревизских душ мужского пола. Выбор ректутов определял жребий.
В одной из работ этнографа Т. Б. Щепанской есть описание, как провожали в рекруты в Олонецкой губернии, а именно к ней относились эти территории: "В Олонецкой губернии мать, проводив сына на жеребьевку, чтобы его не забрали в армию, складывала мутовки, ухваты, ножи в печь, рукоятками к ее тылу, а ложку призывника прятала за божницу до самого его возвращения".
Шло время, деревня росла и к середине XIX в. часть жителей в поисках новых земель переселилась на материк, основав деревню Матера (Матер-ик). Однако во многих официальных бумагах они по прежнему числились одним поселением и даже статистические данные приводились не рвсегда разделяя на островную и материковую часть.
В 1920 г. население острова Мамонов составляло: 22 мужчины и 21 женщину. В деревне имелся колодец, ветряная мельница, часовня святого Ильи (1788 г.). Часовня стояла на живописном высоком берегу и её было видно издалека. Однако в 1972 г. было принято решение перевезти часовню под Архангельск, в музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы". Казалось бы дело, сделанное из побуждения сохранить, стало настоящей трагедией для последнего жителя деревни - столетнего Николая Филипповича Ножкина, который более 40 лет был смотрителем часовни. Он всячески препятствовал, не давал увезти часовню, накануне вынес из нее все ценности и закопал в одному ему известных местах на острове. А утром прилетел грузовой вертолёт... Дедушка до конца дней своих переживал утрату, а на месте часовни поставил крест...
В этом месте раньше стояла деревня Мамоново
Стоит сказать, что это единственная часовня на современной территории Парка, увезенная со своего места. Были попытки ещё, в частности в деревне Зехнова, но там местные жители смогли отстоять, оцепив живой изгородью часовенку!.. Часовни до сих пор являются живыми духовными центрами деревень. Нигде в России нет такой концентрации и такого разнообразия часовен, как в Кенозерье! Сейчас их сохранилось 39, а было 65!
Дочь Николая Филипповича Ножкина - Пелагея Николаевна Ножкина, до последних своих дней была смотрительницей часовни Николая Чудотворца в Вершинино.
Интересен тот факт, что с часовнями боролись не только в советский период. При Петре I в 1707 г. появился указ "Об упразднении деревянных часовен и запрещении строить вновь", а в 1722 г. в синодальном приговоре было предписано: "обретающие повсюду деревянные часовни… разобрать вскоре без отлагательства…" . Но на далеком Севере и в те времена не спешили слепо выполнять распоряжения сверху...
На рубеже XIX - XX вв. на острове Мамонов жил один из известных сказителей былин - Иван Михайлович Кропачев (Лядков). Есть даже его описание, сделанное русским фольклористом-исследователем Александром Гильфердингом - грамотный (учился грамоте у своей тётки-монастырки), сгорбленный старик 65 лет с сильной проседью. Заимствовал былины от своего Отца, крестьянина-торговца, который знал очень много "старин" и превосходно их пел. Откуда же знал их Отец, достоверно не известно.
Остров Мамонов второй по величине после Медвежьего на Кенозере. В длину составляет более 3 км, а в поперечнике - около 800 м, площадь - 90 га. Дождавшись более-менее лётной погоды, мы совершили небольшое путешествие вокруг острова. Весь он густо зарос соснами и лишь в том месте, где некогда была деревня виднелась небольшая полянка иван-чая, да и она сейчас заросла настолько, что и высадиться на берег было негде.
Впереди показалась полоска песчаного берега со свободной стоянкой, куда мы и направились, чтобы сделать небольшой перерыв, размяться и осмотреться. Но едва мы причалили, как нас нагнала группа резвых байдарочников, которые тут же с радостными криками и улю-люканием рассыпалась по берегу, занимая самые удобные места под палатку. К нам подошёл руководитель группы Илья и сказал, что стоянка N22 забронирована. Группа москвичей, в основном состоявшая из детей разного возраста, два дня назад стартовала с Филипповской) Да-да, оттуда, откуда недавно приехали и мы. Отличная нитка маршрута - по реке Поча в Кенозеро с посещением основных достопримечательностей, как с воды, так и пешком. На следующий день они собирались сплавать в южную акваторию озера, немного пройти пешком по транскенозерской тропе и вернуться обратно. Было очень заманчиво присоединиться, ведь в компании есть свои плюсы, но в то время Сынулька очень сильно кашлял да и по прогнозу опять дожди, поэтому мы отказались. И всё же мы сплавали в Видягино и Зехново в другой день - в единственный солнечный тёплый день, который выдался на острове).
Есть на Мамоновом острове ещё одна стоянка - N23, расположенная на самой южной оконечности острова. Здесь просторнее пляж, не такие густые заросли вокруг, огромная гора дров, почти ручные чайки...) Но это настоящее царство Ветров - здесь они дуют непрерывно и со всех сторон.
В один из вечеров мы отправились на материковую часть, откуда ещё не так давно виднелся дымок, но сейчас стоянка была необитаема. Очень хотелось найти грибы, ведь на нашем острове их не было. И мы их нашли!) Немного лисичек и подосиновиков украсили наш ужин) Стоянка не очень понравилась - крошечная, со всех сторон окруженная болотцем, сырая. Но думаю, что в сухую погоду здесь классно, как и в любом другом месте!)
Стоянка N40
Я уже говорила, что стоянка N43 оказалась по расположению лучшей. Находясь на острове, мы с одной стороны были в уединении - с других стоянок сюда просто не пробраться по суше, а с другой стороны мимо нас постоянно проплывали различные суда - прогулочный теплоход Заря, баржи, моторки. Здесь был водный путь, соединяющий деревеньки южной части озера с Вершинино. И всё же чаще всего суда ходили с обратной стороны острова.
Наши маршруты с острова Мамонов:
оранжевый - старт из Вершинино и финиш
жёлтый - на материковую часть к стоянке N40
голубой - Видягино, Горбачиха
зелёный - Зехнова
фиолетовый - вокруг острова
Несмотря на то, что мы находились на острове и на значительном отдалении от цивилизации, здесь прекрасно ловила связь!! И даже более того - интернет) Не знаю, как обстоят с этим дела на других стоянках, но здесь многочисленные мелкие острова будто образовывали окошко, через которое долетали весточки с материка...)
Оглавление