Гоби-Алтай часть 2

Aug 25, 2012 10:50




Посмотреть на Яндекс.Фотках В полпятого в комнате уже горел свет. Мы молча встали, почистили зубы у деревенского рукомойника, влили в сонное тело живительный монгольский чай с молоком и солью и через полчаса уже сидели в машине, выруливая на трассу. Нам предстоял 15 часовой прогон до самого Алтая. Асфальтовая дорога быстро кончилась, и наша хрупкая тойота въехала на одну из знаменитых монгольских песчано-грунтовых колей, которые пересекают Монголию во всех направлениях. Говорят, если лететь над Монголией на самолете, то вся плоскость казалось бы пустых волнистых степей, пустынь и гор испещерена этими узкими змейками, бегущими во все направления. Какое-то время асфальт продолжался, но обилие дыр толкало весь автопоток на грунтовые колеи, бешущие паралельно главной трассе, которая была на разных стадиях строительства до самого Алтая. Езда по монгольской грунтовке- это особая занимательная, хотя и небезопасная игра, особенно на машине, предназначенной для езды по японским шоссе, с днищем, которое по центру стелется всего в 15 сантиметрах от земли. Помимо тысяч ухабин и камней, способных убить подвеску и пробить шину, водитель должен постоянно следить за высотой колеи и не в коем случае не допускать, чтобы брюхо машины напоролось на зазор между колеями, на котором часто встречаются большие камни, скрытые в пыльной траве. Но мы торопились. Дашням несся вперед, оставляя за собой облака пыли, то появляясь то исчезая из виду. Мы старались не отставать, но с непривычки даже на 50 км в час, водитель должен принимать тысячу маленьких решений в минуту, проехать ли глубокую колею справа или слева, затормозить ли перед бороздой, принять ли камень на колесо или резко надавить на тормоз. И все равно как бы старательно не ехал человек, рано или поздно он всегда поймает кочку или камень, вызвав очередной невольный стон остальных пассажиров и возможную смену шофера. Через пару часов такой езды усталось хоть и не ощущяется напрямую, но дает о себе знать по сухим глазам, забывающим моргать, по шатающейся походке, когда каждый раз выходя из машины, кружится голова и как будто бы заново учишься ходить. Ландшафт после Уверхангая значительно изменился. Мы ехали почти прямо на запад и справа от нас выросли каменные гряды гор, чем-то напоминающие скалы Тэрэлча или долину камней Хампи в Индии, до того странным казались эти нагромождения огромных серых камней на лишенных растительности бурых склонах. Слева зеленая степь постепенно превращалась в каменистую плоскую полупустыню. Время от времени можно было наблюдать редкие стада верблюдов. Через какое-то время мы выехали на огромных карьер, где дорога поворачивала влево, и где грузовики и различные экскаваторы строили трассу среди долины камней. Петляя по щебню, останавливаясь и возвращаясь, мы кое-как миновали это странное суровое место, похожее на древнюю каменоломню, и выехали на плоскую равнину с десятком паралельных грунтовых дорог, то разбегающихся, то сливающихся вместе. Теперь, к задаче водителя добавился еще и выбор наименее болезненной колеи. Где-то к 11 часам утра мы наконец выехали на новый ровный асфальт, и через пятнадцать минут въехали в аймачный центр Баянхонгора, где закупились водой и едой в супермаркете и без особых заминок двинули дальше. После Баянхонгора асфальт быстро кончился и наша маленькая тойота надя опять заскакала по камню, щебню и песку. Мы то и дело менялись у руля, Тороо тихо спал на заднем сиденье, а остальные пассажиры напряженно следили за дорогой, давая тысячу полезных и не совсем советов, запоздалых сожалений и стонов, когда колесо, не спасенное амортизатором и пружиной в очередной раз билось о металическую основу. В какой-то момент разморенный полуденным солнцем я вздремнул, а когда открыл глаза, почувствовал определенную перемену климата. Было очень жарко и пыльно, и вокруг нас до самого горизонта простиралась абсолютно плоская горячая равнина с мелкими желто-зелеными пучками травы, редко торчащей среди желтого песка. Мы ехали через монгольскую Гоби. Я озирался по сторонам, впечатленный этим странным пейзажем, и было что-то особое в нем, что-то угрожающее в этой бескрайней перегретой плоскости. Как будто кто-то невидимый шептал нам на ухо, что здесь не место для человека, и мы давили на газ, спеша как можно быстрее пересечь это пустое раскаленное море. Машина плавно скользила по песку, выбрасывая на заднее стекло коричневую пелену. Я всматривался в пустыню, слева на горизонте виднелись призрачные силуэты гор, по видимому- один из хребтов Алтая. Раскаленный воздух мерцал и создавал причудливые формы на горизонте, который как будто разделялся, двоился на глазах. В какой-то момент слева мы отчетливо увидели широкую синюю полосу, как будто огромное озеро разлилось на горизонте с неровным берегом и заводями. Я спросил у тети, есть ли там вода, но она хмуро ответила на монгольском, что это мираж. Наконец мы достигли небольшой группы юрт, ютившейся вдоль дороги с солнечными антенами и надписями, предлагавшими еду, питье, ночлег и возможность позвонить по спутниковому телефону. Прямо за юртами извивалась среди песка и камня река, у берегов которой стояли джипы и автобус, пассажиры которого освежались в ее мутной воде и мыли ноги. Нам еще предстояло провести много времени у берегов этой реки со странным названием Байдраг, которого тогда я конечно не знал. Но сейчас ничто не предвещало зловещего конца и не долго думая мы пересекли ее по мелкой воде через небольшой островок вслед за Дашнямом и рванули дальше по раскаленному песку. После реки до самого вечера мы ехали с переменным успехом то по плоской грунтовке из белого щебня, то по землянной колее, то по камням. Часто дорога была убита гусеницами тракторов и въезжая на такую колею, напоминающую стиральную доску, машину начинало бешенно трясти, и мы старались немедленно съехать и найти более ровную поверхность. Какое-то время машину вел я, пока не процарапал днищем по камню, незамеченному между колеями. Особых повреждений это вроде не вызвало, но за руль села тетя, и мы поехали дальше. Дорога была тяжелая и то и дело мы налетали на камни или скребли днищем по песку. В какой-то момент раздался странный шипящий звук и тетя вырулила с дороги и остановилась. У нас лопнула шина. Наскоро заменив колесо, мы двинулись дальше. Гряда гор на левом горизонте все росла и приближалась и к вечеру мы ехали уже в более узкой долине, справа от которой желтела полоса полупустыни с интересными переливами цвета между бурым, желтым, коричневым и серым. Я все жалел, что мы не останавливаемся почаще, чтобы сфотографировать новый пейзаж, но мы видимо спешили. Дашням то и дело исчезал за горизонтом и останавливался нас ждать. Слева поднималась гряда скалистых бурых гор. Солнце уже садилось, когда мы подкатили к окрестностям Алтая. Мы остановились возле каменного комплекса со ставками Чингисхана и плитой, текст на которой говорил что-то пафосное про монгольского мужчину. Позже выяснилось, что автором этого фаллического символа был друг отца, происходящий также из Гоби-Алтая. Дул сильный ветер и красивые сизые тучи клубились над головой. От дневного пустынного пейзажа не осталось и следа. Мы пофотографировались у памятника и поехали дальше, в скором времени выехав на новый асфальт, который вскоре кончился и перешел в каменистую трассу, по которой разъезжали огромные китайские грузовики и сновали китайские рабочие. Так строилась шоссе между Алтаем и Баянхонгором. Уже почти стемнело, когда мы въехали без всякой помпы в скромную столицу Гоби-Алтая, проехали под аркой, приветствующей путешественников, проехали по окраине городка и выехали за его пределы так, что мама даже не поняла, что тот небольшой населенный пункт и есть та самая столица Гоби-Алтая. Дисплей показывал, что длина всего пути от Дархана до Алтая составила 1200 км. Мы остановились на возвышенности возле города и через пятнадцать минут к нам неторопливо подкатил синий Уазик, из которого вышел пожилой монгол в дели и шляпе с морщинистым, красивым лицом и мягким голосом. За ним вышла его жена. Последовали объятия по монгольскому обычаю, когда младшие берут старших под локти и старшие целуют младших в обе щеки. Женщины, конечно, прослезились. Ганбат, или Ганбаа-аха, так звали пожилого мужа нашей дальней родственницы, так же неторопливо развернул хадак и протянул нам флакон с нюхательным табаком, который мы ритуально понюхали, приложив его к носу не вынимая сам табак. Брат, впрочем, достал щепотку и вдохнул ее в нос, даже не чихнув. Закончив с трогательными церемониями, мы все вместе поехали к юрте родителей Дашняма, где и заночевали эту ночь в палатке, разбитой нами при свете фар возле юрты.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Баянхонгор, Монголия, Гоби-Алтай

Previous post Next post
Up