Не мой, ой не мой герой, но все-таки фигура достаточно заметная, чтобы однажды на ней сосредоточиться. И вот, методом извозчика, время пришло.
Заодно эта поездка отвечает на вопрос: были ли у басков дворяне? Потому что очень уж путались в голове а-ля-швейцарские коннотации. Теперь совершенно ясно: еще как были. К моменту рождения нашего героя, нареченного именем Иньиго (конец XV в.), все баскские аристократические семьи разбились на два лагеря - красные и синие. Замки стояли вперемежку, и семья Лойола находилась во главе красного лагеря.
Семья жила в укрепленном четырехэтажном доме. Предназначение первого этажа - военное и хозяйственное - бойницы и бочки с сидром. Второй этаж - кухня и жилище слуг. Третий этаж - квартира семьи. Тесновато для такого количества детей - Иньиго был последним из тринадцати. На четвертом, среди прочего, была часовня, где и преисполнился святости Иньиго.
Будущий святой был бодрым молодым человеком, увлекавшимся попойками и девицами, а также войной. Очень интересовался рыцарскими байками, в особенности о рыцарях круглого стола и песней о Роланде. По части этого последнего произведения следует сделать оговорку: враги-сарацины, побившие Роланда сотоварищи - это не сарацины вовсе, а баски, такой уж эвфемизм. Впрочем, мы не знаем, кому именно сочувствовал Иньиго.
Лет в 17 Иньиго отправился на войну (магнаты воевали друг с другом) и сражался годами без всяких ранений. Но наконец в битве под Памплоной он был тяжело ранен: пушечное ядро зацепило ногу. Было ему тогда уже около тридцати лет. Товарищи на руках выносят Иньиго из зоны военных действий и доставляют в родной замок. Там он вынужден претерпеть несколько мучительных операций, чтобы собрать ногу zаново. Все получилось. После исцеления он ходил, практически не хромая.
В процессе долгого физического исцеления Иньиго испытал спиритуальное просветление, стал читать религиозные тексты. Окончательно поправившись, задумал паломничество на Святую Землю, а пока бродил по окрестным испанским монастырям и всяко исповедовался. Его преследуют видения: Мария с младенцем Иисусом и пр.
В 1523 году Иньиго добирается до Святой Земли, планируя там поселиться, но францисканцы довольно быстро отсылают его назад.
Иньиго выныривает в Барселоне, где предается латинским штудиям. Потом перемещается в Париж.
Это было время антипротестантских волнений и за участие в них мы нашему герою, конечно, благодарны.
Иньиго получает магистерскую степень в возрасте 40+ и где-то между делом переделывает имя на Игнатий.
Еще через несколько лет Игнатий организует иезуитское общество. Новое общество быстренько расползается о всему миру: школы, миссионерство.
По ходу дела Игнатий пишет (диктует) автобиографию и «Духовные упражнения». Принято считать, что последний труд вывел из духовных заблуждений, т.е.фактически спас больше людей, чем в нем имеется букв.
Игнатий умер в Риме и быстренько был канонизирован. За какие заслуги помимо организационных - толком непонятно. «Внешних», видимых чудес, насколько я понимаю, не было.
Орден вначале процветал и страшно богател. При Луи XIV иезуитов разогнали, но в начале XIX века орден восстановился. Кто попал в него в то время, сохранилась ли преемственность - непонятно, ибо прежние члены должны были пребывать в весьма преклонных летах. Миссия крестить весь мир очевидно провалилась (по счастию).
Родимый дом Игнатия Лойолы хитроумно встроен в барочный комплекс с красивой барочной церковью и барочным же торжественным строением, предназначенным, по всей видимости, для музейных коллекций, с которыми как раз средне. Но дом - дом прекрасно уцелел.
Взгляд от порога церкви на окрестную местность.
Купол. Не люблю барокко, но этот по-настоящему красив.
Вот эти витые колонны - излюбленный прием у иезуитов.
Подходим к дому. Герб?
Первый этаж. Это бойница.
Первый этаж.
Карта красный и синих (см. текст). Мы находимся в замке Onaz-Loyola. (Ищем синию точку на побережье Zarauz и спускаемся на пару этажей вниз.) Что интересно, на крайнем западе этой войны - возлюбленный Эспелет, который теперь, конечно, во Франции.
Маленькая семейная пушечка, с которой, возможно, игрывал маленький Иньиго, потому что известно, что он любил играть с пушечками.
Второй этаж. Кухня.
Третий этаж. Под штукатуркой обнаружился вот этот рисунок корабля. Предполагают, что его намалевал Иньиго.
Лютня Иньиго (сколько талантов!)
Портрет Иньиго в латах
Обычная замковая атмосфера
Здесь родился. Была, правда, легенда, что матушка пожаловали в хлев, чтобы все, как с Иисусом.
Четвертый этаж. Часовня. Скульптура показывает Иньиго, получившего откровение.
Вид дома без барокко
Так старый дом стыкуется с барокко. Спасибо за внимание!