Начало Итак, что можно показать вместо настоящего голема? Все, что его напоминает!
Разумеется, в залах собраны все сувенирными големы, какие бывают - маленькие и безопасные. Это база, через нее быстро проскакиваешь. Сюда же попадают и разные игрушечные фигурки, при создании которых не обязательно было соотноситься с «Сефер Йецира» - пластиковые роботы и прочие шпиль-гуманоиды.
Голема, если не ошибаюсь, делают, когда нужна безмозглая покорная сила. Именно поэтому на выставке оказался экспонат-шапка: голем - на престоле (тогда еще не), творцы или те, кто вместо них - околпачены.
Красивые книги, в которых предположительно написано, как делать голема.
Красивый голем из деревянных букв. Убери «алеф», все и рассыплется. Но вначале попробуй убрать!
Интересные люди-куколки, в буквальном смысле. Сброшена пустая оболочка.
Jorge Gil, Crisalidas
Далее. Устроители выставки отдают значительную долю площадей восприятию голема художниками. Люди мыслят абстракциями и изображают абстракции, но кажется им почему-то, что творения их големы, подобны голему и выражают суть голема. На самом же деле голем есть концентрация материи и энергии. Никакой абстракции, никакого сознания.
Tobi Kahn
Уж кто как видит. Это рабби Лёв и голем ot Anselm Kiefer. Работа длилась с 1988 пo 2002 г. Настоящий голем был сработан, как будто, гораздо быстрее. Правда, тут и рабби... Сложно все!
По мнению Леоноры Каррингтон рабби Лёв был попросту безрук. Но в шляпе и в лодке!
И такой голем. Michael David.
Наконец, тема для меня совсем в этом контексте новая - кино (старое) и театр (новый). Трогательные афиши первых голем-ужастиков с кривенькими линиями и следами карандаша. Костюмы сценических големов с торчащими нитками.
Тут тема замыкается в кольцо. Вид экранного голема вдохновляет художников.
Израильская художница Ktura Manor (1982) нарисовала это в Андорре.
Поверх всего - мультимедия, бесконечно адекватные в контексте бездуховности и буквенной магии.
3D с общемировыми (= преимущественно гойскими) мотивами