Наша глухомань, наконец, удостоилась повсеместных поощрительных упоминаний в арт-прессе.
Выставки здесь всегда готовят хорошо, с толковыми, подробными материалами, но не хватает средств на то, чтобы одолжить объекты из других музеев.
На этот раз хватило, что радует. Где отдавать дань вакханалиям, как не в мировой столице вина.
Вот сюда я наконец и зарулила, сразу с корабля (воздушного), уже неделю почти как. Записки вести не было сил, но вот несколько тезисов постфактум.
1) В нашей бедной постмодернисткой культуре (здесь я уже не о бурдигальских делах) дионисийством увлекались разве что завернутые в простыни Вяч. Иванов сотоварищи на Башне. Безнадежное, неоправданное, ничем не компенсируемое отставание и здесь.
2) Канкан, задавший стиль эпохе, впервые прозвучал в оперетте Оффенбаха "Орфей в аду". По мнению постановщиков, инфернальные пляски должны были выглядеть так. Здесь видится очередная замена минуса на плюс и вытекание общего из частного из общего.
3) Почему это важно и интересно. В частности. Современная жизнь насыщена осколками древних культов, жестов, верований. В любом банальном человеке/ситуации можно поймать божественный блеск, длящийся мгновение, но примиряющий с обыденностью и заставляющий вглядываться в нее с неизменным интересом. Помимо мало интересной многим специфической спиритуальности, хорошее знание и переосмысление классических сюжетов (чем, собственно, и занимается академическое искусство) предоставляет очень удобный базис для понимания современности. Ибо - возвращаемся к началу - осколки есть всегда. Жест, позы, повороты сюжета идут не из античности даже - из архаики. Танцует Шива, танцует Дионис, ну и мы тоже спляшем или ухмыльнемся, потому что и частная жизнь тоже быстренько скатывается в ад, если нет понимания. Но оно, будем надеяться, есть.
Свадьба Диониса и Ариадны (1834, Angers)
L.T. Turpin de Cressé (1782-1859)
Анакреон, Вакх и Амур (1848, Тулуза)
JL Gérôme (1824-1904)
Первые попытки дионисийских изображений воспроизводили античные образцы. В частности, из Помпей.
Этюд на основе помпейской фрески
JE Lenepveu (1819-1898)
Или вазы
Или рельефы
Дионис, римская копия с греческого образца.
"Современный" барельеф
Идиллические языческие поэмы
JA Injalbert (1845-1933)
Потом позы стали менее каноническими
Пьяные Вакх и Амур (1850, Бордо)
JL Gérôme (1824-1904)
Никогда, кажется, не видела рисунков Родена. А вот
Танец фавна и нимф.
И в привычном виде
Орфей и менады (1905)
Заглавный персонаж выставки
Сатир и вакханка (1834, Лувр)
J Pradier (1790-1852)
На заднем плане -
Сатир, играющий с вакханкой (1874, Orsay)
H. Gervex (1852-1929)
Безумная танцовщица или безумная Дева
R. Wouters (1882-1916)
Идиллия (1859, Лилль)
JB C Corot (1796-1875)
Почему тема имела успех во Франции 19-го века? Потому что потворствовала тайным устремлениям буржуазии, понятное дело.
Вот такие сатир и вакханка (1887, Сет)
EA Marsal (1845-1929, Montpelier !)
Мощная, разбираемая по деталям "Смерть Орфея" (1866, Орсе), где все важно: и андрогинность Орфея и тирс в качестве орудия убийства, и примитивность лиры.
E Lévy (1826-1890)
Синтетический подход соединяет в одном лице вакханку и фавна, но веселье куда-то при этом пропадает
Женская головка, увенчанная рогами (1853, Нант)
JL Gérôme (1824-1904)
Прекрасный Бугеро, оказывается, родился и умер в Ля- Рошели. Где Ля-Рошель и где Лидия, и вот же ж.
Вакханка (1862)
WA Bouguereau (1825-1905)
А это кубическая вакханка от Андре нашего Льота
Больше -
здесь За кадром остается театральная тема (целый этаж), куча фотографий, от стерео-подглядываний до Айседоры Дункан в пеплосе и еще много чего. Спасибо за внимание
Вакханка (1912)
A Lhote (1885-1962)