22 июня (!!), в Бристоле, у мебя было часов 5 между самолетом коллеги и моим. Предполагалось, что это окончательный отлет с острова. (Теперь концепция переменилась.) Прикинув: час туда, час обратно, два с половиной часа на месте, полчаса на заправку и сдачу машины, я решилась прогулять службу поставить в конце эпопеи жирную эзотерическую точку.
Хотя с такими дестинациями бывает понятно как: долго пилишь по кочкам, чтобы добраться до невзрачной деревни, а до собственно объекта нужно скакать еще пяток верст и взобраться на гору, а потом еще пешочком, под дождичком, в одиночестве, потому что какой еще идиот туда потащится. Но на этот раз небеса оказались благосклонны, хотя лило, а как же.
Едва въехав в хорошенький городок, я попала в пробку и наткнулась на надпись "аббатство". Одиночество, стало быть, намечалось в толпе, с отдаленным холмом тоже проблемы. Серьезные, как оказалось. Увы, холм в другой раз.
Про Иосифа Аримафейского, привезшего в Гластонбери грааль, что бы под этим ни понималось, слышали все. В Сомерсете, тем более здесь, на острове Авалон, историю излагают гораздо более радикальным образом. Иосиф Аримафейский был дядей Марии, торговал мануфактурой и много разъезжал. В частности, неоднократно бывал в Гластонбери и в одну из поездок взял с собой юного Иисуса. Дядя и племянник поставили в Гластонбери первое святилище и обратили аборигенов. С последним пунктом у меня некоторые персональные трудности. В какую, собственно, религию? И уж не дядя ли настоящий пророк ея?
Как бы то ни было, и Церковь, и Академия (это я продолжаю стиль статьи, которую только что, надеюсь, сдела) единодушны: эта точка - один из первых, если не салый первый оплот христианства на острове, и откровенный источник поклонения Марии. При св. Патрике (ок. 389-461) Гластонберийское аббатство было уже далеко не новым, и наш англичанин заезжал сюда набираться премудрости и святости.
Поверх изначального капища Иосифа стояла церковь Марии, вернее две ее итерации - до и после пожара XII в. Там же, в фундаменте, колодец св. Иосифа. И это была только одна, не самая крупная из построек. Ныне аббатство ровно в том же состоянии, как и прочие обители острова: после того, как Генрих VIII отложился от Рима и разогнал монастыри, они стали использоваться как каменоломни. Камня огромного аббатства хватило практически на весь хорошенький городок Гластонбери.
Общий вид места в объектив не лезет - там огромные просторы, гулять да гулять. Обращаем внимание на табличку на переднем плане. Здесь в 1191 г., во время какого-то переустройства, монахи обнаружили двойную могилу, в коей покоились останки ни много, ни мало - короля Артура и верной его Гиневры. Под гробом был найден крест, на котором и значилось, что в могиле лежит Rex Arturius. В 1278 останки были торжественно перезахоронены в часовне главной церкви. При церемонии присутствовал король Эдуард I.
Легенды о круглом столе и о граале имеют, стало быть, по меньшей мере географическую общность.
Еще про Артура говорят, что однажды ему пришлось выручать Гиневру, похищенную неким Мелвасом, из замка последнего, который был расположен на холме Тор. Это тот самый холм, на который мне забраться не удалось, потому что времени совсем не было. Я видела его в окно машины, когда подъезжала к Г., но из аббатства он уже не виден. На машине на него, видимо, и не въедешь, потому что парковки нет. Туда ходит специальный автобус. Или ножками, под пятничным дождем.
Так вот, Гиневра, возможно, сама сбежала, ей не впервой. Суть же в том, что а) холм и есть Авалон, потому что некогда вокруг него было море, превратившееся потом в озеро, чтобы через некоторое время исчезнуть совсем; б) на Торе, кажется, Иосиф и спрятал Грааль, скорее всего в колодце. Мне же остались зеленые пустоши бывшего аббатства под звуки в меру фальшивых французских псалмов, ибо с паломниками, вполне католическими на вид, в руинах все в порядке, хотя кругом и понаписано, что религиозные процессии и службы запрещены.
Единственное полностью сохранившееся строение - аббатская кухня. Что-то вроде уменьшенной копии кухни Фонтевро.
На дворе начало 30-х гг. XVI в. В кухне работает Анна, живо повествует о том, как прибыла на корабле из Нормандии, потому что овдовела, и очень рада работе, которую нашла. Что же, думаю, такое вполне возможно. Анна уточнила, что на территории монастыря ей ночевать, конечно, нельзя.
Немножко слушаю, глядя то по сторонам, то вверх, и ухожу. Нужно спешить, Генрих уже замышляет очередное злодейство.
В часовне Иосифа, как сказано, псалмы и французы.
Часовня Марии. Часовня Иосифа - в ней же, внизу.
Колодец Иосифа. Там совсем темно, и не подойти. Наугад, со вспышкой.
Новый привет от Артура. Здесь была главная церковь. После разорения монастыря могила была утеряна, но опять обнаружена при раскопках в 1932, что ли, году.
Здесь чуть-чуть видны очертания церкви. Место захоронения Артура огорожено.
Пятиминутная пробежка по музею. Так был вымощен пол. Орнамент не нарисован, а часть структуры. Такой рисунок не мог вытереться со временем. Но это его не спасло, да.
Настоящие головы и (внизу, справа) - попытка представить, как оно выглядело то того, как
Полчаса на городок. Он бодренький такой.
И эзотеричненький. Несколько типичных витрин.
Странно, казалось, сделала кучу картинок, а смотрю - совсем их мало, а не что есть - все кривые. Колдовство!
Нужно, стало быть, возвращаться и совсем не за картинками, а допустим, чтобы попеть псалмы по-французски.
На этом пока все. По меньшей мере, до осени - никаких больших постов. Labora et ora , чтобы все получилось.
Привет!