Любое серьезное событие, особенно деструктивное, обычно имеет множество причин. Экономические, политические, идеологические, любовные, наконец. Список далеко не полон. Именно так: все причины присутствуют одновременно. Поэтому спорить о том, напала ли страна А. на страну Б. из-за нефти или из-за имперских амбиций, совершенно бесполезно. И потому, и поэтому, и еще по десятке причин, остающихся за кадром. Причины многочисленны и многослойны.
Последний же слой - тот, о котором, увы, принято говорить большей частью в бульварных изданиях, но который совсем не выпускают из виду цари и те, кто пишет о царях. Итак, послушайте слово мага.
Грузинская война не имеет ничего общего с чехословацкой. И вот почему: та была советской, а эта - великорусская.
На Кавказе всегда было не спокойно, Россия всегда пыталась навести там свои порядки и держать Кавказ под контролем. Удалось это только сов. власти (тут можно делать отступления о том, была ли сов. власть апогеем великорусской идеи, но мы не будем на этот раз). С падением ссср все вернулось на круги своя: Кавказ забурлил, внутренне забурлил, сам на себя. Россия, как водится, в меру сил полезла утихомиривать. Это скорлупка. А вот и орешек. Совершив кровопускание Грузии, разбомбив Гори, Россия пытается разделаться со своим советским прошлым, отомстить мертвому узурпатору, уничтожая не только могилу его, но и колыбель. И окончательно сделаться обычной Великой Россией, по необходимости присматривающей за ближайшими варварами. За поводом же дело не стало: Кавказ вечен, Россия тоже, все было всегда.