Oct 05, 2017 10:00
Погребальный обряд гернгутеров Сарепты в XVIII - XIX вв. имел несколько существенных отличий от погребальных обрядов представителей других конфессий немцев Поволжья.
1. В момент смерти гернгутера отсутствовали какие-либо церемонии, облегчающие его уход из жизни.
2. Во время похорон гернгутера члены братской общины пытались соз¬дать торжественную праздничную атмосферу. Люди, провожающие усопшего в последний путь, одевались в праздничную одежду. Траур и скорбь отсутствовали.
3. Говоря о смерти члена общины, гернгутеры обычно использовали метафоры и аллегории. Избегая обозначать покойника как человека и произносить слово “смерть”, они нередко заменяли существительные числительным “один”, местоимением “этот, тот” или определенным артиклем одновременно женского и среднего рода, означающим “кто-то или что-то”.
4. В убранстве гроба преобладала белая цветовая символика. К гробу женщин прикреплялись специальные цветные ленты, обозначающие половозрастную принадлежность и семейное положение покойной.
5. В течение всего погребального обряда отмечалось обилие музыки и религиозных песнопений.
6. Поведение участников похорон и способ захоронения жестко регламентировались. Хоронили по половозрастному или корпоративному признаку в отдельных секторах кладбища.
7. Погребения и надгробия гернгутеров были однотипны, с ярко выраженным аскетизмом.
8. Кладбищенское пространство было организованно по подобию церковного зала, а также в виде цветущего сада или парка.
9. Погребальный обряд завершался церковной службой в виде “трапезы любви”, проводимой по примеру вечерних трапез христианской общины древнеапостольской церкви.
Причины возникновения перечисленных характеристик объяснимы особенностями религиозного учения гернгутеров и спецификой их общественного устройства.
Образованное в результате слияния различных течений протестантизма религиозное братство гернгутеров в качестве основы своего мировоззрения выбрало учение Иисуса Христа и его апостолов. Это, влияя на нормы поведения, жизненную позицию, интересы, труд и быт гернгутеров, побуждало их стремиться к осуществлению жизни по примеру христианских общин древнеапостольской церкви. В то же время, для гернгутеров была характерна не только жизнь согласно Евангелию, но и попытка создать Царствие Небесное на земле. Исходя из основных целей своего вероучения, идеологи гернгутерства создали сложный механизм управления Братским Союзом, достаточно эффективный для решения поставленных задач в первые годы своего существования. Механизм управления был построен на принципе объединения отдельных членов гернгутерского общества в корпорации по половозрастному признаку и социальному (семейному) положению с последующим укрупнением в общины и т.д., а также на принципе подавления всяческих проявлений индивидуальности посредством строгой регламентации отношений и по-ведения в религиозной, социальной, экономической и культурно-бытовой сферах жизни. Данная система социальных и других отношений, структура общества иногда прямо, иногда опосредованно закреплялись гернгутерами в различных формах обрядности: церковной, календарной, бытовой, семейной, в том числе и в погребальном обряде. Стремления гернгутеров к созданию Царствия Божьего на земле и невозможность достичь этого в реальной жизни, создавало противоречие, побуждавшее братьев к поиску Царствия Небесного в жизни загробной. Чтобы достичь этого, необходимо было преодолеть естественный человеческий страх перед смертью. С этой целью идеологами Братства была выработана целая система религиозных воззрений, облегчающая гернгутерам уход из жизни. Согласно данной системе, смерть человека воспринималась как покой и отдых, и главное - как блаженное возвращение к Иисусу Христу.
Ведя благочестивую жизнь по примеру ранних христиан, гернгутеры верили, что после смерти окажутся в райском саду перед престолом Господа, одетыми в белые одежды, спасенными от греха. Учение идеологов Братского Союза о смерти также закреплялось в погребальном обряде гернгутеров, предписывая членам общины радостное и праздничное поведе¬ние во время похорон, особое оформление гроба покойного, кладбищенского пространства. Тем не менее, у гернгутеров оставался страх перед смертью. Поэтому произносить слово “смерть” они избегали.
А.В. Курышев
История Сарепты