Христиан Карл Вундерлих родился 1 июля 1778 г. в городе Цвиккау, в Саксонии. Его отец Фридрих Вундерлих был бухгалтером и счетоводом в торговом доме. Мать Эрдмут София, урожденная Флек, после смерти первого мужа вышла замуж за пастора Иоганна Каспара Зайферта из Дебернитца. Вскоре пастор получил приглашение на место проповедника в колонию Гримм на Волге (ныне поселок Лесной Карамыш Красноармейского района на юге Саратовской области). Здесь они жили до 1796 г., после чего по не вполне ясным причинам 18-летний юноша вместе с отчимом, братьями и сестрами переезжает в Сарепту, где поступает учеником в местную аптеку. Позднее, в 1804 г. Вундерлих становится учителем в школе для мальчиков и берёт на себя обязанности органиста.
Особое значение в его жизни имело знакомство с талантливым натуралистом начала XIX столетия, ботаником и энтомологом, членом Московского Императорского Общества испытателей Природы Михаилом Таушером, работавшим тогда в ботаническом саду графа А.К. Разумовского в Горенках (Подмосковье). В 1806 г. Таушер вместе с садовником этого сада И.Х. Германном на средства графа побывали во многих пунктах нашего региона: на Иловле, Медведице, на мелах правобережья Среднего Дона, а также в Сарепте и близ Астрахани. Именно тогда и родился, очевидно, замысел грандиозного проекта экспедиции на Восток, в самое сердце Средней Азии - в таинственную и закрытую в то время для европейцев Бухару. Предприятие это было чрезвычайно сложным и опасным, поэтому Таушер решил привлечь к себе в помощники молодого, физически крепкого и, что немаловажно, не связанного семейными узами Х.К. Вундерлиха. Их поездка, согласно данным гернгутского архива, началась в 1808 и продолжалась в 1809 году. Путешественники посетили Эльтон, Баскунчак и гору Бодо, озеро и гору Индер в низовьях реки Урала и, как указано на гербарных образцах, другие «пустыни Нижней Волги». Они смогли добраться лишь до Оренбурга, но дальше на восток путь был закрыт из-за препятствий со стороны тогда еще «диких киргизов».
Заветная и загадочная Бухара осталась недосягаемой.
По возвращении из поездки М. Таушер опубликовал отчет о путешествии, где указан подробный маршрут следования, но … нет и намеков на истинную цель экспедиции и участие в ней Вундерлиха. Почему? Только ли потому, что поездка не состоялась? Ведь не сохранись запись в архиве Гернгута, и мы бы ничего не смогли узнать об этом факте истории исследования нашего края. Хотя экспедиция оказалась не совсем удачной, тем не менее, она позволила приобрести такой необходимый для Вудерлиха опыт естественно-научных исследований и наладить контакты со столичными учеными. Вероятно, с этого времени он начинает систематически высылать гербарии в Москву, а затем в С.-Петербург.
В 1816 г. он получает под свое начало общинную аптеку, а в 1818 году в возрасте 40 лет женится, однако уже через год жена умирает. Вундерлих снова женится, у них рождается 8 детей. Вся дальнейшая жизнь Христиана Карла протекает в кругу семьи, в заботах, связанных с общинной аптекой, которая в результате большого пожара в Сарепте в 1823 году сгорела дотла, а потом была снова отстроена. С возрастом содержать аптеку в надлежащем порядке становится накладно и хлопотно, и он переходит на более спокойную должность писаря при начальнике Сарептской конторы. По причине ухудшения здоровья был вынужден оставить и это место, однако, как явствует из сохранившихся архивных материалов, до последних дней своей жизни Вундерлих продолжал заниматься нотной грамотой, музыкой и ботаникой. Скончался он 12 апреля 1855 г. в возрасте 76 лет от «грудной спазмы», погребен на Сарептском кладбище, которое ныне не сохранилось. Однако надгробная плита с его могилы счастливым образом уцелела и в настоящее время хранится в фондах музея-заповедника «Старая Сарепта». На сером песчанике каменного надгробия готическими буквами выбито «Christian Carl Wunderlich/ 1778 -1885».
Такова краткая и очень неполная биография первого сарептского (а значит, и волгоградского) ботаника Х.К. Вундерлиха.
Оценить вклад этого натуралиста в развитие флористики на Юго-Востоке европейской России непросто. Вундерлих не публиковал никаких работ. Поэтому и не попал ни в один из существующих справочников. В литературе нет сведений о времени и месте сбора им своих гербарных материалов. Известный русский ботаник В.И. Липский (1863 - 1937) в своем сочинении, посвященном истории Гербария Императорского Санкт-Петербургского Ботанического Сада указывает, что в это учреждение в 1856 г., т.е. уже после смерти Вундерлиха, поступил его гербарий в числе 350 видов. Однако, судя по текстам этикеток, первые сборы помечены 1824 - 1829 и 1838 гг.
С гербарием старого сарептского ботаника связана и одна загадка отечественной флористики. Дело в том, что нередко во флористической литературе встречаются явно неверные указания на произрастание отдельных видов в Сарепте, причем со ссылкой на гербарий Вундерлиха.
Детальный анализ позволяет объяснить это следующим образом: в сборах этого коллекционера довольно много растений, собранных не в окрестностях Сарепты, а присланы ему учениками из различных районов Поволжья, и даже получены по обмену из более отдаленных мест. Специально эти чужеземные растения Вундерлих не отмечал, и, когда после его смерти гербарий переслали в С.-Петербург, все его сборы пометили «Сарепта Вундерлих». По страницам ботанических сочинений пошли гулять различного рода флористические мифы и небылицы, в которых сам Вундерлих повинен не был. Флористическая деятельность старейшего ботаника колонии оказала прямое влияние на формирование его учеников - выдающегося исследователя флоры Сарепты Александра Каспаровича Беккера (1818 - 1901) и Карла Клауса (1796 - 1865), знаменитого также своими работами в области химии платиновых металлов.
В честь первого сарептского ботаника директор С.-Петербурского Ботанического Сада К. Мейер описал в прошлом веке особую форму широко известного растения - хрена, назвав его хреном Вундерлиха; ныне хрен Вундерлиха считается синонимом хрена обыкновенного.
Гербарий, собранный Х.К. Вундерлихом, до сих пор служит отечественной науке. Совсем недавно выдающийся отечественный ботаник Н.Н. Цвелев, просматривая сарептские растения из сборов Вундерлиха, обратил внимание на своеобразное и морфологически отличное от всех других видов водное растение из рода Занникелия. Образцы были собраны в окрестностях колонии в 1829 г. В честь К. Клауса, опубликовавшего первую «Сарептскую флору», Н.Н. Цвелев назвал это уникальное растение Занникелий Клауса. Необычность вновь описанного вида столь велика, что многие специалисты посчитали его за особую мутацию широко распространенного вида Занникелии ползучей. Летом 1994 г. Занникелия Клауса была вновь обнаружена в окрестностях Сарепты.
Миновали годы и десятилетия, войны и революции, сменились поколения ученых-ботаников, а это редчайшее растение, несмотря на все превратности судьбы, уцелело, выжило, чтобы напомнить нам о бренности человеческой жизни, о вечности природы, о памяти человеческой, которая лишь одна способна противостоять времени. История сохранила нам совсем немного сведений о жизни и деятельности первого волгоградского ботаника. Мы не знаем даже, как он выглядел - его портрет не дошел до наших дней. Но остались собранные им коллекции растений - пожелтевшие от времени листы гербария с царским вензелем в левом верхнем углу. Так ничтожно мало, заметит иной …
… Так много, возразит другой - ведь осталась память, благодарная память потомков о человеке с немного странной немецкой фамилией Вундерлих.