Казнить нельзя канонизировать

Oct 11, 2010 14:06



Одной из самых легендарных личностей нашей истории, без сомнения, является Жанна  д`Арк - женщина-воин, святая и ведьма в одном лице. Скупые исторические хроники перечисляют основные вехи жизни. Но скупые факты не могут ответить на основной вопрос - какой же она была, Жанна д`Арк? О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников. Но это вовсе не значит, что мы знаем о ней все. Несмотря на сохранившиеся документы, ее история все равно изобилует неясностями, ее жизнь овеяна легендами, и вряд ли можно найти среди людей XV столетия другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным. Кем только не объявляли Жанну! В ней видели служанку дьявола и орудие божественного провидения, инструмент политических интриг и спиритичку-медиума, незаконнорожденную принцессу и еще много кого. Так кто же она была на самом деле? Истина, как всегда, наверное, где-то рядом, вот только у каждого она почему-то своя.




 Истина 1. Загадочная личность

Помнится с малолетства,
Как взрослые говорили,
Взрослые уходили,
И не все возвращались назад.
Гордые тени вместо
Тех, о которых помню,
К свежим простым могилам
Грязной щекой припав.
Первая кровь на ладонях,
Первая сталь в руках.

Загадки, окутывающие личность Жанны д’Арк начинаются, казалось бы, с самого невероятного: она была героиней своего времени, ее любили в народе и почитали за святую, ее запросто принимали при дворе короля, но нет ни одного подлинного изображения ее облика. Как она выглядела? Быстрое течение времени, наверное, навсегда унесло ответ на этот вопрос. Единственный известный ныне ее прижизненный «портрет» - это рисунок пером, выполненный секретарем парижского парламента на полях своего регистра 10 мая 1429 года, когда в Париже узнали о снятии осады с Орлеана. На рисунке изображена молодая женщина с длинными локонами и в платье со сборчатой юбкой; она держит знамя и вооружена мечом. Меч и знамя у Жанны действительно были, но со всем остальным возникает некоторое затруднение. По свидетельствам ее современников, Жанна всегда носила мужской костюм, а ее волосы были коротко подстрижены. В общем, нет абсолютно никакой гарантии, что несчастный секретарь изобразил на полях своего регистра совсем даже не Жанну, а свою тайную возлюбленную, какую-нибудь молочницу с соседней улицы. Вполне может статься, что стечением обстоятельств этот рисунок попал на поля его регистра рядом с надписью «Жанна д’Арк».

Все время слышу Голоса.

Странно!

Я окунулась в небеса

Рано.

Глаза и крылья мы вдвоем

Рядом.

Закончить жизнь свою огнем

Надо.

Не будет фальши,

Где небес просинь.

Взрослею раньше,

Чем года просят…

Более или менее точные данные о чертах внешнего облика Жанны мы можем получить по тем «словесным портретам», которые оставили ее современники. Люди, видевшие Жанну, говорили, что это была высокая, черноволосая и черноглазая девушка. Она отличалась крепким здоровьем, которое, собственно, и позволяло ей вести многотрудную жизнь воина. Еще одна черта личности, наиболее часто упоминаемая в свидетельствах современников (в том числе и противников - англичан) - это сила ее личного обаяния, которое испытал на себе каждый, кто встречался с ней. Даже ее противники признавали это.

Истина 2. Орлеанская дева

- Короны нет, коронован позором.
Ответь мне, Боже, если Ты есть
Кем стану - монархом, а может - вором,
Крадущим по крохам фамильную честь?
Тону в крови моего народа.
Доколе так хрупок французский меч?
- Господин, к вам пришли. Ожидают у входа
- Всех гони, я устал от ненужных встреч
- Тебе без счета соборы, мессы

И славословия англичан
Скажи мне, Боже, Тебе не тесно
В убогих лачугах моих крестьян?
Благодаренья какого рода
Ждешь Ты от душ, что земли черней?
- Господин, к вам пришли. Ожидают у входа.
-Я сказал уже, что не жду гостей
- Нас спасет девица, сказал Ты вроде?
Вот насмешка. Где девы в краю родном?
Где найдешь? Даже те, что еще в утробе,
Уже изнасилованы врагом.
Моя армия - хуже не сыщешь сброда,
Поле боя - источник кровавых вин
- Господин, к вам пришли. Ожидают у входа.
- Мне плевать. Я желаю остаться один
- Боже, знаю, удач не добьешься разом,
Чуда ждать не время, не пробил час,
Но от дум таких костенеет разум
И роятся слезы в гробницах глаз.
В океане бед не узнаешь брода,
Только я устал от цепей и пут.
- Господин к вам пришли. Ожидают у входа.
- Кто?
- Не знаю, Жанной ее зовут.

Жанна росла, как росли все крестьянские дети. Со слов матери она заучила три молитвы. Этим ее образование ограничилось - до того момента, когда, находясь при дворе дофина, она научилась писать свое имя. Ее рано приучили к домашней работе и женскому рукоделию. Когда она подросла, ее стали посылать в поле. В очередь с соседскими ребятишками она помогала взрослым пастухам пасти деревенское стадо.

У нее было много друзей, В праздничные дни молодежь ее родной деревни собиралась за околицей у столетнего бука, который все называли «деревом фей». Местное предание гласило, что некогда под его могучей кроной феи водили свои веселые хороводы, но когда священник окропил лужайку святой водой, они исчезли. Позже, когда  судьям Жанны понадобятся улики, свидетельствующие о связи девушки с нечистой силой, они будут настойчиво расспрашивать подсудимую о ее играх под «деревом фей». На этом факте они построят обвинение Жанны в колдовстве и заклинании злых духов.

Жанетта, как звали будущую Орлеанскую деву в родной деревне Дореми, где она родилась в семье деревенского старосты, рано осознала свое призвание. Как сама позже рассказывала она на допросах инквизиции, однажды услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. И протоколы допросов, и свидетельства очевидцев в один голос говорят о том, что Жанна была уверена в том, что это Бог избрал ее для спасения гибнущей Франции. Народ, помнящий древнее пророчество о том, что «Францию погубит злая и прочная женщина, а спасет страну чистая девушка», а также давно уже уставший от бесконечных разорительных набегов захватчиков-англичан, с радостью поддержал Жанну. Действительно, первая часть легенды - о злой и коварной женщине - как нельзя точно подходила к королеве Изабелле Баварской, заключившей союз с англичанами и предпринимавшей все усилия для передачи трона английскому ставленнику. Так почему же Жанна не могла быть той самой девушкой, которая спасет Францию?

Впрочем, Жанна не сразу уверовала в свою миссию. Она долго колебалась, считая себя недостойной быть исполнительницей «божьей воли». Ее останавливала привязанность к родным, которых она должна была оставить, пугало неведомое будущее. Но, когда в Домреми пришло известие о начавшейся осаде Орлеана, Жанна обрела решимость: значение битвы на берегах Луары было понятно каждому. У девушки из Домреми созрел четкий план действий: покинуть дом, добиться встречи с  дофином Карлом VII и возглавить французское войско.

«Когда я впервые увидел в Вокулере Жанну, на ней было поношенное красное платье. Я спросил у нее: "Что вы здесь делаете, милочка? Не следует ли нам изгнать короля, а самим превратиться в англичан?". Она мне ответила: "Я пришла сюда, чтобы попросить сира да Бодрикура проводить меня к королю (т. е. к дофину Карлу - ред) или дать мне провожатых, но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова. И все же нужно, чтобы в урочный час я была у короля - даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете - ни короли, ни герцоги, ни шотландская принцесса (нареченная пятилетнего сына дофина, будущего короля Людовика XI, - ред.) - не смогут спасти Французское королевство. Никто, кроме меня. Я предпочла бы прясть возле моей матери. Но это от меня не зависит. Нужно, чтобы я шла».

Jules Quicherat. Proces de condamnation et de rehabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle, t. II. Paris, 1841, pp. 436, 437

Жители Вокулера поверили в Жанну. Она приобрела много друзей, готовых разделить с ней тяготы предстоящего путешествия. Горожане сообща снарядили девушку в дорогу. Они купили для нее крепкую вороную лошадку. Портной сшил ей по мерке костюм: холщевую рубаху, суконную куртку, штаны, соединяющиеся шнурками с курткой. Сапожник вытачал маленькие сапоги на толстой подошве, с длинными голенищами. Жанна подстригла волосы в кружок, надела круглую шапочку, прикрепила шпоры, привязала справа к поясу меч и стала похожа на мальчишку-пажа. Она уверенно держалась в седле, ловко управляла конем, и при виде ее никто не мог подумать, что это переодетая девушка.

По приезде в Шинон Жанну поместили на постоялом дворе, а ее спутники отправились в королевский замок, Девушка ждала, что с минуты на минуты ее проведут к дофину. Но замок молчал. Прошел день, другой - никто не приходил за Жанной. Тем временем в королевском совете обсуждался вопрос о ее приеме. Сохранилось свидетельство одного из членов этого совета, президента счетной палаты Симона Шарля, о том, как проходило это обсуждение. Его рассказ заслуживает быть приведенным полностью, поскольку он точно воспроизводит реакцию двора на известие о появлении Жанны.

«На обсуждение совета был поставлен вопрос, должен ли король выслушать ее или нет. С самого начала спросили у нее, зачем она пришла и с какой целью. Она ответила было, что скажет об этом только королю, но когда ей заявили, что ее просят высказаться именем короля, она согласилась поведать мотивы своей миссии. «Мне, - сказала она, - небесный царь поручил сделать две вещи: во-первых, снять осаду с Орлеана и, во-вторых, повести короля на коронацию в Реймс».

Первое свидание дофина с Жанной состоялось в парадном зале Шинонского замка в присутствии многочисленных придворных. Девушку подвергли очередному испытанию: дофин спрятался за спинами придворных, а его место занял один из пажей. Ждали, как поведет себя Жанна. Сумеет ли она опознать истинного дофина, повинуясь лишь внутреннему чувству? Если бы она обманулась, ее непрочная еще репутация «посланницы небес» оказалась бы безнадежно погубленной, и кое-кто из окружения дофина на это рассчитывал.

Надеждам этих людей не суждено было сбыться. Войдя в зал, освещенный неровным пламенем факелов, Жанна сразу же нашла дофина и приветствовала его низким поклоном. На присутствующих, и, прежде всего на самого Карла, это произвело потрясающее впечатление.

Во время суда над Жанной следствие неоднократно обращалось к этому эпизоду. В сверхъестественной проницательности подсудимой судьи видели проявление колдовских чар. Сама она объясняла все очень просто: «Когда я вошла в королевскую палату, я узнала короля среди других по совету моего голоса, который указал мне на него».

В тот вечер в Шиноне, когда Жанна узнала дофина, он отвел ее в сторону, и они о чем-то долго и тихо говорили. Когда Карл отошел от Жанны, - все заметили, что у него было веселое лицо, а улыбался он редко.

Далеко не сразу, а только после тщательного допроса церковной комиссией Жанне наконец поверили. Началась активная подготовка к взятию Орлеана. В сопровождении группы солдат Жанна едет в Блуа, ближайший к Орлеану город, не занятый англичанами. Туда же отряд за отрядом стекается вся армия. Народ поверил в Жанну и не ошибся - всего  через несколько дней полугодовая осада Орлеана была снята. Англичане, убегая из под стен Орлеана, так торопились, что оставили в укреплениях большую часть артиллерии и бросили на произвол судьбы всех своих раненых и больных товарищей. Это было постыдное бегство. Английские командиры поняли, что они не смогут противостоять натиску орлеанской армии, и решили спасти остатки своих войск от неминуемого разгрома. Миссия Жанны была наполовину выполнена - Карл VII был коронован в Реймсе.

Восторженно восприняла Франция известие о победе под Орлеаном. Со всех концов стекались к Жанне новые бойцы; особенно много новобранцев было из Орлеана и его окрестностей. В те далекие времена армии-победительницы обычно рассеивались столь же быстро, как и побежденные армии: солдаты-наемники, получив свое жалованье, расходились в разные стороны, а рыцари-дворяне, отслужив у своего сюзерена положенный срок, возвращались в свои поместья. Но у этой армии была иная судьба: она росла изо дня в день. В нее массами вливались крестьяне. Оставив свои дома, вооруженные чем попало, шли они в войско, которым предводительствовала крестьянская девушка. Рядом с ними становились ремесленники и подмастерья. Многие мелкие дворяне, у которых за душой не было ни гроша, закладывали остатки своего имущества, чтобы приобрести вооружение; те, кто не мог этого сделать, шли простыми лучниками и копейщиками. К концу мая эта армия, которую мы вправе назвать армией освобождения, насчитывала 12000 бойцов.

За снятием осады с Орлеана последовало несколько блестящих побед, завершивших разгром англичан в долине Луары. 11 июня Жанна во главе восьмитысячного отряда вышла из Орлеана и направилась к крепости Жаржо, где находилась часть английской армии. На следующий день город был взят штурмом. Жанна, как всегда, шла впереди атакующих, благодаря ее отваге и находчивости французы брали город за городом. Однако 23 мая 1430 года удача отвернулась от нее: во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д’Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год.

30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна д’Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна д’Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Я расскажу, как было дело, братцы,
Как на духу, не скрою ничего.
Мне было сорок, ей всего семнадцать!
Ну, или что-то около того.
Она смотрела весело и просто,
Но этот взгляд горел и сердце жег -
Усталый конь, доспехи не по росту
И волосы подстрижены в кружок.
Как будто неудачливый влюбленный,
Пред ней терялся даже командир.
Двенадцать тыщ, построенных в колонны,
Шли за нее сражаться как один.
Храпели кони и летели стрелы,
А рядом стяг, как белое крыло.
Она и воевать-то не умела
- Как побеждала?
- Видимо, везло.
Но с каждым днем все дольше и все чаще,
Если случалось ей одной побыть,
Она молилась о какой-то чаше,
Которую боится пригубить.
Я был на старой площади в Руане,
Переоделся, спрятал меч и щит.
В груди, как на костре металось пламя
Она кричала!!! Я ревел навзрыд.
Вообще-то я не робкого десятка
И смерть видал по двадцать раз на дню
Но до сих пор жалею, что не в схватке,
Что просто так отдал ее огню…

Истина 3. В огне не горит

Сенсационное заявление сделал недавно украинский антрополог Сергей Горбенко: Жанна д’Арк не была сожжена, а дожила до 57 лет. Она не была пастушкой, как гласит легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Ученый уверен, что историческое имя Орлеанской Девы - Маргарита де Шампдивер. Исследуя останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре неподалеку от города Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте, умершей в 38 лет, а совсем другой женщине, которой было не менее 57 лет. Ученый пришел к выводу, что перед ним - останки Жанны д’Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отец - король Карл VI, а мать - его последняя любовница Одетта де Шампдивер. Воспитывалась дочка под надзором отца-короля как воин, потому она могла носить рыцарские доспехи. Отсюда становится понятным, как могла Жанна писать письма (этого не сделала бы неграмотная крестьянка). Король Карл VII сымитировал смерть Орлеанской девы: вместо нее сожгли другую женщину.

Тихого приговора
Несколько слов в воздух,
Небо поет: "Скоро!",
Что-то менять - поздно.
Вот и костер! Искры
Только и ждут приказа.
- Господи, только б быстро!
- Господи, только б сразу!
В смерть, словно в пруд, - камнем.
К вечеру жди в гости.
Горит на губах пламя -
Последнего "Pater noster".
В сердце - обид жало:
- Мне умирать рано!…
Небо поет: "Жанна!",
А я зову - Мама!…
…Смерти орган - властвуй!
Сам выбирай темы.
Небо поет: "Здравствуй!",
Губы мои немы…

Слухи о том, что настоящая Жанна д’Арк не сгорела в костре инквизиции в Руане в 1431 году, всегда ходили во Франции. В счетной книге города Орлеана есть записи, свидетельствующие, что через пять лет после казни брат Жанны переписывался со своей сестрой, ездил к ней «в Люксембург» и получал деньги на почтовые и дорожные расходы. Есть версия, что Жанна была в почетном плену у своей тетки герцогини Люксембургской. По другой версии (так как Жанне, заточенной в Руанском замке, не возбранялось принимать посетителей), кто-то из ее друзей вполне мог подготовить побег. Уже в наши дни, в 1995 году, были обнаружены остатки подземного хода, куда-то ведущего из того самого Руанского замка, в котором томилась Жанна. Возможно, именно по нему был осуществлен побег. Возможно, даже не побег, а почетная капитуляция.

Истина 4. Двойники Жанны

Ave, Maria! Спи, моя крошка.
Пусть тебе месяц смотрит в окошко,
Пусть в твоей жизни не будет страданья.
Ave, Maria! Спи, моя Жанна.

Двойники у представителей политической элиты были всегда. Без особой огласки, не то чтобы очень похожи, но их существование никогда не отрицалось, а принималось любой властью как само собой разумеющееся. Не может ли случиться так, что в Руане в 1431 году была сожжена не Жанна, а какая-то другая женщина? А ведь именно об этом говорят многие факты. Во-первых, очень странно, что при строжайшей дисциплине и скрупулезности инквизиторов нет записи о расходах конкретно на казнь Жанны д’Арк. В то время как записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют. Во-вторых, было сделано все, чтобы никто не мог разглядеть, кого именно ведут на помост. Место казни оцепили английские солдаты, осужденной закрыли лицо. Когда уже все свершилось, толпе было предложено убедиться в том, что еретичка сожжена: палач разгреб еще горящие головешки. Желающие действительно могли видеть обуглившийся труп. Но чей он, сказать было решительно невозможно.

Истина 5. Замужняя женщина

Ты лучше себя оплачь.
Не надо плакать по мне.
О горе тебе, страна,
Где женщины на коне. 
  Поплачь, поплачь о себе,
В стенаньях боль утоли.
О горе, тебе страна,
где подлы так короли. 
  Но тем, кто со мной воевал,
Ты лучшие песни сложи.
Я верю в тебя, страна,
Где есть такие мужи.

Еще одна версия относительно судьбы Жанны д’Арк была предложена в книге «Судебная петля» Е.Б. Черняком. По его предположению, Жанна не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера д’Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого д’Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты, были твердо убеждены, что это она и есть. Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кельне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д’Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады».

Истина 6. Сексуальная

Я возношу одну
Молитву в тишине:
Спаси меня война
От боли, что во мне. 
  Ведь, чтобы хоть чуть-чуть
С тем адом совладать
Я боль свою в бою
Пытаюсь врачевать.

Российский ученый Эфроимсон поставил скандальный диагноз национальной героине французского народа, легендарной Жанне д'Арк. Раскрыть загадку смерти Жанны удалось, изучив биографические данные и материалы следствия периода пребывания Орлеанской Девы в английском плену. Сведя воедино множество признаков и симптомов, ученый пришел к выводу, что знаменитая крестьянка страдала редким гинекологическим заболеванием - синдромом Морриса. Медицина тех лет не могла объяснить его иначе, как дьявольщиной.

Как сообщили в Республиканском центре репродукции человека, современной науке подобное заболевание хорошо известно. Женщина с таким диагнозом обладает необыкновенной физической силой. Причем внешне она может оставаться очень привлекательной, стройной, высокой и статной. Кроме полного отсутствия волосяного покрова на теле, одним из симптомов заболевания считается склонность больных к переодеванию в мужскую одежду. Ко всему прочему следует добавить, что в экстремальных ситуациях женщины с синдромом Морриса проявляют просто фантастический героизм, не укладывающийся ни в какие стандартные понятия. На подобные подвиги оказывается способным далеко не каждый мужчина.

По статистике, в среднем лишь пятеро из ста тысяч женщин страдают синдромом Морриса. Таким образом, французскому королю Карлу VII крупно повезло. Окажись Жанна д'Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция без независимости.

Истина 7. Французская принцесса

Послушай! Учись жить жадно -
Лови каждый день в силки!
Живи, как жила Жанна -
Огонь опалит виски.
Иль раньше золой белой
Тебе повелят стать?
Живи как она - верой,
Прочувствовав благодать.
И будешь в раю - жданной.
А чтоб тебе легче пелось,
Не бойся побыть Жанной,
Когда вдруг нужна смелость.
Пусть сплетни придут - толпы
И ведьмой зовет близкий.
И пусть умирать - в топке,
Ссыпая в глаза искры.
Пусть будут считать странной
И в шею вонзать стрелы…
Не бойся побыть Жанной! -
Не больно - гореть… верой!

Согласно еще одной легенде Жанна д'Арк была не дочерью крестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта версия могла бы многое объяснить. В частности, то, каким образом простая девушка заставила Карла VII не только принять и выслушать себя, но и поверить, что именно она спасет Францию. Поговаривали, будто незнакомая селянка открыла дофину какую-то важную тайну. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочей осведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованными особами.

Легенда о том, что Жанна д'Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-за причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой некоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому, был герцог Людовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось. В подробном труде по истории Франции, увидевшем свет в XVIII веке, этот ребенок назывался сначала Филиппом, а в нескольких последующих переизданиях - Жанной.

Имеются существенные разночтения и в том, сколько же на самом деле лет было Жанне д'Арк, когда она взошла на костер. На допросах она однажды указала свой возраст ("примерно 19 лет"), а в другой раз затруднилась ответить на этот вопрос. Между тем, когда Жанна только познакомилась с Карлом VII, то сообщила, что ей «три раза семь лет». То есть она была несколько старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым внебрачным ребенком королевы Изабеллы.

Кроме того, кажется странным, что во время судебного следствия Жанна нигде не называет своей фамилии. Автор исследования «Судебная петля» Е. Б. Черняк упоминает, что Орлеанская дева почему-то совсем не хотела называть своих родителей. Только через месяц с лишним девушка заявила, что ее отцом является Жак д'Арк, а матерью - Изабелла Роме. «Однако, - пишет историк, - это был единственный день, когда допрос велся неофициально и Жанна не присягала давать правдивые показания». Кстати, отец и мать Жанны не были приглашены на важнейшее событие в жизни дочери - коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообще после ухода Жанны из семьи будто забыли о ее существовании.

Тот же исследователь сообщает, что Жанну дважды подвергали медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводили весьма высокопоставленные особы: сначала королевы Мария Анжуйская и Иоланта Арагонская, позже - герцогиня Бедфордская, родная тетя Карла VII. «Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - восклицает автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке».

Истина 8. Повторная экзекуция

А на площади базарной
Все народу прибывает.
Как любовник долгожданный,
Мою грудь огонь ласкает.
Проклинают имя "Жанна"
Те, кто шел за мною в битвах,
С кем колени преклоняла
В благодарственных молитвах.

Мало кто знает, что в жизни Жанны было еще одно ужасное событие. Уже будучи замужем, после изменившейся политической обстановки в 1440 году Жанна посещает Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи.

Но брат-король не смог сдержать зависти, видя любовь народа к Жанне, а не к нему, королю. Если до сих пор он всячески подчеркивал свою причастность к спасению Орлеанской Девы (хотя многие обвиняли его в обратном), то теперь он решил единолично присвоить все лавры, а Жанну объявить самозванкой. Пусть лишь светлая память о погибшей на костре патриотке останется в сердцах французов. Свою славу король не захотел делить ни с кем.

Торжества отменили, Жанну арестовали и выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и признала себя самозванкой. После экзекуции Жанну сослали в поместье мужа.

Случившееся могло произойти только в Париже, где Жанну мало кто знал лично. В Орлеане ей не пришлось бы отрекаться от самой себя. Известно, что в последующие годы король не раз тайно бывал в имении д’ Армуз. Сразу после смерти Жанны (и ее мужа) по воле короля и распоряжению папы Римского начинается знаменитый реабилитационный процесс, проходивший в Париже и Руане с 1455 по 1456 год и восстановивший доброе имя Орлеанской Девы.

Прости меня, Железная Святая!
Молитва к небу рвется, горяча.
О, Девочка серьезная, чудная
И ростом ниже моего плеча.
Вся Франция объята вещим жаром,
Но сколько бы не миновало дней
Мы в бой идем с победным криком: "Жанна!"
И также называем дочерей…

Так кто же она была - Жанна д’Арк? Святая? Ведьма: или, может быть, обычная девушка, переставшая верить в мужчин? Кто - Бог или Дьявол - помогал ей, неопытной, побеждать маститых военачальников армии англичан? Когда была права церковь: когда подписывала смертный приговор и поджигала сухой хворост костра, или когда отменяла свой же собственный приговор, канонизируя Жанну, как святую? Казнить нельзя канонизировать. Видимо, в этом случае каждый выбирает сам.

В статье использованы стихи Натальи Пискуновой («Семь песен», « La bonne Lorraine»), Виктора Ойса «Взрослость», Натальи Чибисовой «Ты лучше себя оплачь» и стихотворение «Молитва Жанны д’Арк» (автор неизвестен), строки из народных французских песен и материалы книги В. Райцеса «Святая Жанна»

ЖЗЛ, история, легенды, загадки

Previous post Next post
Up