Тайна Сирано де Бержерака

Oct 04, 2010 09:33



Познал я горесть всю земную

И к небу обращаю взор,

К Луне и Солнцу, в даль пустую,
Богов где вижу и простор. 
Собственноручная подпись Сирано де
Бержерака под его портретом.
 

XVII век - одна из интереснейших вех человеческой истории. Ученые и философы этого времени внесли огромный вклад в осмысление путей развития общества и в познание законов природы. Но, наряду со смелыми, захватывающими дух идеями построения нового общества, в публикациях выдающихся мыслителей того времени все чаще стали встречаться странные описания технического и научного характера, явно не соответствующие уровню развития той эпохи. Одни из ярчайших примеров тому - труды, оставленные нам французским ученым и философом Савиньеном Сирано де Бержераком.


Вполне реальный француз

Благодаря знаменитой пьесе Эдона Ростана и некоторым другим описаниям, в нашем сознании личность Сирано прочно ассоциируется с образом бесшабашного и остроумного француза, отлично владеющего как шпагой, так и стихом. И описание это настолько выразительное, интересное и запоминающееся, что, в конце концов, многие из нас всерьез привыкли считать Сирано де Бержерака всего лишь литературным героем. О существовании другого Сирано -  таинственного философа, мистика и писателя  - постепенно стали забывать.

Сирано де Бержерак родился в 1619 году в предместьях Парижа. В 1637 году закончил обучение в колледже при Парижском университете, где за годы учебы прославился не столько выдающимися академическими успехами, сколько виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных дуэлях. Испытывая явную склонность к военным действиям, по настоянию своего друга Н. Лебре поступил на службу в действующую армию. Прослужил, впрочем, недолго: в 1640 году, получив несколько тяжелых ранений, Сирано оставляет полк и возвращается в Париж. Хорошо знакомая светская жизнь заветрелась с новой силой. Балы сменяли свидания и визиты, дуэли следовали одна за другой, и ничего не предвещало кардинальных изменений, как вдруг,  совершенно неожиданно для друзей и знакомых, Сирано резко меняет свой образ жизни. На смену веселым пирушкам приходят книги, светские балы сменяются философскими беседами с  П.Гассенди, Т. Лормитом и другими выдающимися учеными, мыслителями и писателями того времени. Сирано почти перестает показываться на публике, а в его жизни начали появляться первый из ставших потом многочисленными «белые пятна».

Древние корни современных наук

До сих пор остается загадкой, что именно послужило такой резкой переменой в жизни Сирано де Бержерака. По одному из предположений, причиной могло стать увлечение мистикой и оккультизмом: красивые сказки, в которых спрятана мудрость. По свидетельству современников, Сирано де Бержерак был вхож во многие оккультные и мистические ордена того времени. И не только вхож: многие их них считали его почетным членом и высочайшим авторитетом в области тайных знаний.

Самым известным фактом биографии Сирано является его принадлежность к Ордену Розенкрейцеров, к которому в разное время относили себя легендарный придворный астролог королевы Елизаветы I Джон Ди, философ и естествоиспытатель Лейбниц, английский историк И. Эшмол, священник Томас Воген (он же знаменитый алхимик Филалет), математики Фрэнсис Бэкон и Декарт, целители и алхимики Агриппа и Парацельс.

Орден розенкрейцеров - один из самых изученных и, в то же время, один из самых загадочных мистических обществ средневековья. С одной стороны, сохранилось огромное количество всевозможных документов, трактатов и записей, но, с другой, большинство из них написаны в такой форме, что ученые до сих пор ломают голову над их трактовкой, пытаясь отделить правду от многочисленных домыслов и мифов. Так, например, членам ордена приписывалось умение долгое время обходиться без пищи, превращаться в невидимок, путешествовать по воздуху через огромные расстояния, повелевать духами и, естественно, обладание несметными сокровищами, но это свойство приписывалось вообще всем тайным обществам.

Но вернемся к истории. Известно, что орден розенкрейцеров появился примерно в начале пятнадцатого века и изначально являлся одним из христианских мистических течений. Однако знания, которыми владели члены этого тайного общества, были намного древнее. Их история начиналась, по самым скромным подсчетам, еще во времена египетских фараонов и Моисея. Другой вопрос, какими именно путями получили эти знания (потерянные для человечества по крайней мере, на три тысячи лет) розенкрейцеры.

Существует две версии на этот счет. По одной из них, официальной, часто рассказываемой самими розенкрейцерами, основатель ордена немецкий дворянин Розенкрейц в 1378 году совершил путешествие на восток, где ему удалось получить от индийских мудрецов часть древних знаний, которые западной цивилизацией давно считались утерянными.  В частности, Розенкрейц утверждал, что на Востоке он познал сущность философского камня и жизненного эликсира. Однако, по заявлению его последователей, это было совсем не то, что мы сегодня имеем в виду.

По другой версии, путешествие на Восток Розенкрейца, возможно, и было на самом деле, но оно было совершено уже с определенной целью. То есть Розенкрейц еще в Европе каким-то образом получил доступ к тайным знаниям (к какой-то их части), а на Восток уже отправился с целью поиска остальных.

Вторая версия более реальна. Христианство за долгие годы своего существования сконцентрировало в себе огромное количество знаний и тайн. Истоки этих знаний действительно восходят ко временам фараонов и Моисея, который увел народ в пустыню как раз из Египта. Вполне вероятно, что вместе с людьми их скарбом и запасом продуктов питания он захватил с собой то, что является истинно бесценным - знания. Часть из них он передает людям в виде Торы, но не той, которая общеизвестна, а ее менее знаменитой части - мистической. Другую часть он отдает тем ученикам, которые способны ее понять. Возможно, именно они гораздо позже станут основателями древних религий, в том числе, иудаизма и христианства. Именно они зашифруют уже каждый свою часть знаний в виде священных текстов своих религий, и будут обучать им наиболее талантливых учеников.

Розенкрейцеры по своей сути были христианами. Поэтому вполне вероятно, что свою часть знаний они получили именно оттуда. Почему же она была недоступна другим? Вспомним эпоху, в которой все это происходило: еще не окончилось Средневековье, Инквизиция, опасаясь конкуренции, еще продолжала искать «ведьм» повсюду. Знания, аккуратно собранные, отсортированные и пронумерованные (архивы Инквизиции всегда отличались порядком), были надежно спрятаны в глубоких подземельях, доступ к которым имели лишь посвященные. Возможно, одним из таких посвященных и стал Розенкрейц, а уже затем, разобравшись с древней философией христианства, он совершил поездку на Восток, чтобы найти недостающие части головоломки под названием «Древние Знания».

Эта версия подтверждается и тем, что тайные знания остальных оккультных обществ того периода и всевозможных алхимических учений на самом деле сходны. Различия наблюдаются лишь в мелких деталях, но они, как правило, незначительны и могут быть спокойно отнесены на разность трактовок того или иного ордена.  Это, впрочем, было прекрасно известно еще в Средневековье. Именно поэтому люди, достигшие определенного уровня в своем тайном обществе, как правило, становились членами и второго, и третьего, и так далее. Они всего лишь хотели отделить «зерна от плевел» - выделить из потока околомистической шелухи и выдумок зерна древних знаний, ведь корень-то у них был один. Именно поэтому в списках посвященных мы так часто обнаруживаем одни и те же имена. Сирано де Бержерак, например, официально был признан как выдающийся герметический философ, каббалист, адепт розенкрейцеров. Не зря же ему в самом популярном алхимическом трактате Средневековья выделили целую главу - «Сирано де Бержерак, величайших алхимик».

Один из посвященных

Сирано де Бержерак получил доступ к знаниям, которые далеко опережали уровень достижений Франции эпохи кардиналов де Ришелье и Мазарини. Но лишь о небольшой части из них он рассказывает в своих произведениях.

Так, в книге «Путешествие на Солнце» де Бержерак формулирует (правда, в достаточно архаичной форме) основные принципы термодинамики и теорию распространения звука. Особое внимание он уделяет описанию так называемых «вечных» ламп, с которыми, по-видимому, были прекрасно знакомы древние жрецы. По словам де Бержерака, эти лампы могли гореть целую вечность, не выделяя при этом копоти и гари. Принцип работы этих ламп был ему незнаком, однако в одной из его рукописей ученые обнаружили схематический чертеж, напоминающий современную ... лампу накаливания. Сирано схематически изобразил колбообразный вытянутый сосуд, внутри которого на опоре лежала слегка извивающаяся спираль. Спираль, видимо следуя традициям древнеегипетских фресок, изображена в виде змеи, хвост которой исходит из цветка с очень длинным стеблем, тянущимся по полу мимо стоящего человека и подставки под колбой к какому-то ящику. За ящиком стоит маленькая фигурка с поднятыми вверх ручками. Если отбросить тонкий налет мистики и взглянуть на изображение глазами современного человека, можно без труда распознать все элементы известной нам лампы накаливания: прозрачная колба с нитью накаливания (змея), патрон со шнуром, включатель (человечек с поднятыми руками) и источник питания - аккумулятор (ящик). Единственная проблема - электрические схемы, как собственно, и лампы накаливания, официальной наукой были открыты гораздо позже. Любопытная деталь: при вскрытии склепа одного из адептов Ордена Х.Розенкрейцера через 120 лет после погребения, была обнаружена горящая под потолком лампа. Фокус в том, что все 120 лет гробница была опечатана. К сожалению, при вскрытии лампа была разбита длинным металлическим стержнем, соединенным с механизмом открывания двери - члены Ордена позаботились о том, чтобы сохранить тайну.

Среди прочих бумаг Сирано было обнаружено и детальное описание устройства, питавшего «вечную лампу». Удивительно, но практически любой из современных ученых сумеет в нем без труда классифицировать… электрическую батарею: «… следует положить хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Батарея, сделанная из таких горшков, обеспечит очень активную и эффективную силу». Об источнике такого рода технических подробностей, которые стали известны де Бержераку, можно судить по тому факту, что практически такое же описание ученые недавно обнаружили в одной из древних индийских рукописей. Кроме уже упомянутых деталей, там говорилось о том, что контакт пластинок даст энергию, известную под названием «Митра-Варуна». Эта энергия обладает достаточной силой, чтобы расщепить воду на Пранаваю и Уданаваю (кислород и водород). Говоря современным языком, «Митра-Варуна» является ни чем иным, как анодом-катодом.

Обнаружены были и сами батареи, правда, значительно позже, спустя почти три с половиной сотни лет после смерти Сирано де Бержерака. В начале ХХ века во время раскопок в Багдаде археологи откопали 28-сантиментовые овальные сосуды, вошедшие в историю под называнием «вавилонские вазы». Внутреннее их строение говорило о том, что они могли служить аккумулятором электрической энергии. Все металлические части в сосуде были изолированы битумом, а в качестве электролита заливалась морская вода, вино или уксус. И действительно, заряженный электролитом (спустя сотни лет после своего изготовления) древний аккумулятор начал давать ток силой 0,5 А с напряжением 0,25-0,5 В. Вполне очевидно, что источник знаний и у Сирано де Бержерака, и у древних инженеров был одним и тем же.

Технические подробности будущего

«Вечные» лампы - это всего лишь малая часть тех чудес, которые описывает в своих произведениях Сирано де Бержерак. Немало внимания уделяет он ракетной технике, средствам и способам перемещения в безвоздушном пространстве и прочим проблемам освоения космоса. Так, оказывается, Сирано де Бержерак весьма неплохо разбирался в корпускулярной теории света, которая только через сто лет была сформулирована Ломоносова. Так же он был осведомлен об эффекте давления света на поверхность, открытом в конце девятнадцатого века Дж. К. Максвеллом.

В «Государстве Луны» Сирано де Бержерак говорит о бесконечности Вселенной, о ее разумных обитателях, рассказывает о неделимости атома и прочих, мягко говоря, нехарактерных для того времени вещах. Солнце, писал он, огромное тело, которое в 434 раз больше Земли. Ошибка? Ведь современные астрономы утверждают, что по массе Солнце больше земли в 333 434 раз. Ничего подобного. Все дело в том, что при редактировании рукописи для печати друг де Бержерака Н. Лебре … убрал первые три цифры, посчитав их слишком фантастическими. Однако если посмотреть черновик рукописи, в нем цифра окажется абсолютно верной.

Немало внимания уделяет де Бержерак полетам и пилотируемым аппаратам. Проанализировав различные фрагменты описаний, можно выделить несколько основных видов передвижения. Первый, по словам Сирано, основан на испарении какой-то жидкости под действием тепла или другого источника энергии. Второй - на расширении и воспламенении некоего рабочего тела внутри замкнутого объема с помощью специального устройства «икосаэдра» с оптической системой линз. Третий способ основан на преобразование энергии взрыва в поступательное движение с огромной скоростью. Есть еще и четвертый, пятый, шестой способы полетов в космической пространстве, однако даже современные ученые пока до сих пор не могут их расшифровать. Единственное, что более-менее ясно - все они основаны на гравитационном взаимодействии тел.

Еще один удивительный факт: Сирано не только описывает устройство для передвижения в космосе, которой современные ученые однозначно трактуют как трехступенчатую ракету, но и вполне достоверно описывает состояние невесомости и эффекты, возникающие при торможении и разгоне ракеты в безвоздушном пространстве. Все это, согласитесь, достаточно тяжело выдумать, опираясь только на впечатления при скачках на верховых лошадях - самом естественном виде транспорта в XVII веке.

В книге «Государство Луны» Сирано повествует о своем полете из предместья Парижа в Канаду, в район реки св. Лаврентия на каком-то аппарате с двигателем «испарительно-росяного» типа. На это путешествие он потратил 5-6 часов. Так как расстояние между этим и географическими точками около шести тысяч километров, то скорость полета Сирано могла превышать звуковую! Вполне возможно, что все это просто фантазии, а время путешествия - всего лишь мечты, выдаваемые за реальность. Но как в таком случае объяснить карандашные наброски поверхности земли, выполненные с высоты как минимум в несколько километров? Все они, без сомнения, принадлежат руке Сирано де Бержерака, однако ни подобных средств передвижения, ни карт такого масштаба в те времена еще не было. Да и откуда было появиться картам, если к тому времени даже самому древнему городу Канады - Квебеку едва исполнилось 30 лет, а большая часть ее территории вообще не была исследована? С другой стороны, история знает немало примеров того, как подробные карты земной поверхности отдельных континентов появлялись задолго до их открытия. Взять хотя бы ту же самую карту Меркатора (16 век), на которой была изображена подробная и, самое главное, правильная береговая линия Антарктиды или морские карты арабского мореплавателя Идриси (1312 год), где в деталях прорисован Мексиканский залив, еще официально не открытый европейской цивилизацией? Может быть, разделяя Знания, все тайные общества мира получили по одинаковому атласу поверхности Земли?

Мелочи жизни обычных фантазеров

Встречаются в предсказаниях Сирано и другие, не менее странные для жителя первой половины семнадцатого века вещи.

Вот как, например, де Бержерак описывает устройство, похожее на современный радиоприемник: «Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы, наполненные мелкими пружинками, крошечными механизмами. Это действительно книга, но чудесная книга, которая не имеет страниц и букв. Наконец, это книга, где можно учиться, не используя зрение - нужно только слушать. Если кто-либо захочет прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами, затем читатель поворачивает стрелку (возможно, шкальная система настройки - ред.) на ту главу (соответствующую длину волны - ред.), которую он хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом или как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки». Единственный вопрос к этому описанию: где во Франции XVII века Сирано де Бержерак ухитрился обнаружить передающую радиостанцию?

Тяжело заметить  и данное Бержераком довольно точное описание прибора, воспроизводящего человеческий голос: «Когда кто-то хочет что-то прочесть, он прокручивает в этой машине множество ключей, затем поворачивает ручку на главу, которую хочет прослушать, и тогда из этого ореха, словно из человеческого рта или музыкального инструмента, начинают литься различные звуки… Это воистину Книга, но это чудесная книга без листов и героев, наконец, чтобы читать эту Книгу, не требуются глаза, но только уши… ». По словам Сирано де Бержерака, эти «книги» можно «подвешивать к ушам в виде сережек и даже отправляться гулять вместе с ними».

Встречается в рукописях Сирано и книги, переплет которой выточен из цельного алмаза, куда более блестящего, чем наши... Некоторые детали в описании этого устройства позволяют предполагать, что Бержерак рассказывает о... телевизоре XVII века! Видимо, принципы передачи телевизионного сигнала были известны гораздо раньше начала ХХ века. Вряд ли мы узнаем, использовали ли это чудо технической мысли розенкрейцеры или они только знали о возможности его существования.

Космические фантазии

Но если все предыдущие предсказания нам кажутся всего лишь несоответствующими своему времени, то некоторые из тех, которые касаются космоса, до сих пор слишком фантастичны даже для современных ученых. Действительно, разве можно поверить в огромные светящиеся города, передвигающиеся по лунной поверхности? Тем не менее, Сирано очень подробно описывает огромные сооружения, которые за неделю могут перемещаться на расстояния до тысячи лье (примерно 4400 км), то есть со средней скоростью около 30 км в час. Между тем, несмотря на официальное утверждение о том, что Луна необитаема, астрономы с завидной постоянностью фиксируют на ее поверхности какие-то перемещения источников света.

В США сводка таких наблюдений опубликована в «Хронологическом каталоге сообщений о лунных событиях» (технический рапорт НАСА Г-277), в России - в журналах «Астрономический вестник». В упомянутом рапорте сообщается, что в районе Моря Спокойствия американские астрономы Харрис и Кросс 18 мая 1964 года наблюдали белое светящееся пятно, перемещавшееся по лунной поверхности со скоростью 32 километра в час и уменьшавшееся в размерах. 24 мая 1964 года те же наблюдатели следили за движением по поверхности Луны другого светового пятна, двигавшегося с переменной скоростью 32-80 километров в час на протяжении двух часов. Вполне возможно, что пройдет всего немного времени, как сбудется и это предсказание Сирано де Бержерака.

***

Сирано де Бержерак скончался в 1655 году в возрасте 35 лет. Фактически это был несчастный случай: его убило бревно, упавшее с кровли дворца герцога Арпаженского. Если не считать первые двадцать лет юности и еще примерно пяти лет, потраченных на светскую жизнь, на то, чтобы стать одним из величайших мудрецов своего времени, Сирано де Бержераку потребовалось всего каких-то неполных десять лет. Чтобы еще он открыл миру, если прожил хотя бы на десять лет больше? Впрочем, последний вопрос скорее риторический: мудрецам, намного опережающим свое время, мир обычно не верит, зачастую объявляя их фантазерами, фантастами, лгунами или шутами. Взять хотя бы де Бержерака: мы ведь ему до сих пор не верим…

мистика, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up