Вальжина Морт Попытка генеалогии

Oct 10, 2023 05:35

1
Откуда я?

В черных базиликах
тащили постоянно
вниз по кресту
мужчину
кто здесь напоминает
платье
сдернутое с вешалки,
там: густые облака мускулов -
сплошное тело -
воплощенная погода
одной малоизвестной страны.

(Страны, откуда я?)

Таща его,
они просовывают руки ему подмышки.
Как уютны их руки
в таком теплом месте!

Через разрез в груди
Ева наблюдает
одним окровавленным глазом.

Разрез на груди - красная ресница!

Но
откуда я?

2
Да, человек
напоминает
платье
сдернутое с вешалки.

Внутри черный
алфавит
его постоянно стаскивают
каждая буква
человек.

3
К телефону в длинном коридоре
как будто к колодцу за водой.
(Ну откуда я?)

(Ни у мамы
ни у папы
мое круглое лицо
от
дискового телефона)

Дисковый телефон - мой генофонд.
Мое тело звенит когда мчится
положить голову
на крепкое плечо трубки.

Кровь говорит! Связь крови слабая.
Внутри трубки слышу треск
Словно это костер звонит
Кто это?

Это я, огненная трубка.

Но откуда я?

4
Дни беспощадного снега в кухонном окне -
снег откладывался жиром под нашей кожей.

Как же мы выросли за эти дни!
Столько времени проведено за кухонным столом
пытаясь решить, где поставить запятые
в предложениях о выдуманных жизнях,

но никто не удосужился сказать нам
что слова, однажды произнесенные,
это толпа в мозгу, как в больничном вестибюле.

Это время должно исцелить
только потому, что однажды
его видели со скальпелем в руках.

Здесь ошибка, говоришь ты загадочно,
указывая на строки, написанные ребенком. Подумай

о другом слове с тем же корнем.
Как будто слова могут иметь корни.

Как будто слова не пришли из тьмы,
слова кота в мешке,
как будто наши человеческие корни уже были
известны нам.

Вот Грамматика, вот Орфография,
вот тряпичная бумага: «Хлеб, молоко, масло».
Какие корни? Какая морфология? Какие правила

в подчинительных отношениях? Как это вообще возможно
сделать ошибку? Вот же Физика, Химия,
Геометрия с ее атласом сейчас,

где письма Вацлава,

1946?
Что делать с нашей этимологией?
Наша этимология?

С 1946 толпа заполняет вестибюль моей больницы.

Лицо дискового телефона,
циферблат часов,
лицо радио на стене -
это мои
круглолицый
прародители.
Но лицо Вацлава...

где?

(опять человек
напоминает
платье, сорванное с вешалки)

А где письма? Одно
в неделю, и его лучший воскресный
почерк?

Внутри трубки - огонь.
(Как уютно моим ушам в таком теплом месте!)
Но откуда я?

5
Послевоенная Минская казарма.
радость первой квартиры -
пальто, куртка, кожаная сумочка
набитая таблетками, но где они?
где - письма
от где - лицо?

Эвакуированное лицо,
де - эвакуированное лицо,
больной-не-больной, застрявшее лицо,
вакуумное лицо,
морда лабораторной крысы.

Эта страна была испытана на лице Вацлава.
Теперь мы можем жить в мире.

Итак,

откуда я?
Послевоенный город, казармы -
радость
      деактивированного лица,
упраздненного лица.

Лица сдернутого с вешалки.
Отсутствие как внутренний орган.

6
В деревне, известной большой лужей
где все дети меж двух категорий

те, кто вредит живым существам
и те, кто вредит неживым существам,

в деревне известной
за неизвестность
(откуда я?),
кладбища вокруг старой церкви,
пугающий алфавит
вокруг деревни,
алфавит на надгробиях,
мраморные буквы под изъеденным молью снегом.

Под изъеденным молью снегом
у моей родины крепкие кости.

7
Моя родина бряцает костяными ключами.
Кость - ключ к моей Родине.

8
Моя родина бряцает костяными ключами.
Ева наблюдает красной ресницей.

Под изъеденным молью снегом
у моей родины крепкие кости.

На моей родине люди преклоняются пред колодцами.
На моей родине люди молятся крестам летящих птиц.
Кость - ключ к моему народу.

Среди моего народа только у мертвых
человеческие лица.

Все еще,
откуда я?

9
Женщины - святые в беретах из золотых нитей,
кто они у ног твоих, как домашние животные?

Ангел с крыльями павлина,
ангел с человеческим лицом.
Но
кто они у ног твоих,
сидят как домашние животные?

И если ты носишь такие золотые береты,
если ты приручаешь детей и ангелов,
если твои белые бескостные пальцы листают книгу
пока я вымучиваю
эти деревянные стихи,

не могли бы вы, святые женщины, в золотых беретах,
заплести волосы на моем языке

в косичку?

10
Мышиный хвост слова для словолюбивого грызуна!

Внутри моего алфавита
постоянно стягиваемого вниз
каждое пугающее письмо
мужчина.

Мой пугающий алфавит в его лучшем воскресеном
почерке

Письмо, адресованное потерянным письмам,
циферблату телефона, циферблату часов, радиолицу-
лицу как внутреннему органу.

Где письма Вацлава
как внутренний орган.

На границах моей Родины
-  мокрое белье хлопает на ветру, словно выстрелы.

Слышали ли вы о моей Родине?

Моя Родина -  сырой желток внутри яйца Фаберже.
Именно этот желток придает золоту его цвет.

Это лицо -  огнеприемник.
Это лицо -  внутренний орган.
Кость как ключ к моему народу.

Откуда я?

11

Звенят золотые кости моей Родины!

12

Заплети свои кости в косы могил, лесов.
Заплети свои кости в косы могил, лощин.
Заплети свои кости в косы могил, полей.
Заплети свои кости в косы могил, болот.
Заплети свои могилы в косы костей, мать.
Заплети свои могилы в косы костей, моль.
Заплети свои могилы в косы костей, тень
Заплети свои могилы в косы костей, гость.
Аккуратно заплети кости.
Храбро заплети свои кости.
Расчешите пальцами свои кости
в аккуратные косы
в наших лесах, лощинах, полях, болотах.

Оригинал:

https://www.poetryfoundation.org/poetrymagazine/poems/147641/an- attempt- at- genealogy

переводы, Морт

Previous post Next post
Up