__________начало
op.I,
op.II,
op.III_______
Страсти мои op.IV - Книга {продолжение}
Летом, накануне второго класса школа, в один из дней посещения ставшей для меня любимой детской библиотеки, бедная библиотекарша, перерывшая все полки и стеллажи и на все ее предложения слышавшая мое: «это я уже читал, это я тоже читал и это и вот это», - продолжая еще что-то искать на полках автоматом изрекла: «Ну, значит ты уже прочитал здесь все!» Повернувшись лицом ко мне, она надула зачем-то щеки, выпучила на меня глаза, от чего стала похожа на золотую рыбку, что плавала в аквариуме здесь же в библиотеке, а руки приложила к бокам, так что стала похожа на букву Ф и на несколько секунд задумалась в позе буквы Ф - золотой рыбки Потом сказав: «Я сейчас», куда-то убежала в соседние помещения. Я повернулся рассматривать рыбок в аквариуме, в том числе большую оранжевую золотую рыбку, на которую только что библиотекарь стала похожа. Через несколько минут она вернулась в сопровождении еще двух своих коллег, одна из которых, как позже я узнал, была директором библиотеки, а вторая смотрительницей читального зала.
- Вера Николаевна нам рассказал твою историю, - начала директриса библиотеки, - что тебе уже нечего читать в этом зале, потому мы решили тебя раньше срока перевести в старшее отделение библиотеки, а Анна Петровна запишет тебя в читальный зал. Твоя карточка теперь будет храниться здесь, в детском отделении тебе больше делать нечего. Дверь в этот зал на лестничной площадке рядом с дверью детского отделения, надеюсь, ты не заблудишься в следующий раз?
Я помотал в знак согласия головой. После мою карточку, за два года изрядно распухшую от записей, поместили к ящик с карточками пользователей библиотеки старшего отделения. После этого директор изрекла:
- Иди выбирай книги.
Мои глаза разбегались, книг в этом отделении было во много раз больше, чем в детском, почти все они были толстыми. Сначала я просто прогуливался между стеллажами и смотрел тематические указатели, после уже нашел пару книг. После меня оформили в читальном зале, где сама уютная обстановка с креслами, столиками и удобными стульями, лампами с абажурами на столиках, располагала к чтению. Как мне объяснили, здесь хранятся самые ценные книги, которые на дом не выдаются и читать их можно только здесь.
Первая книжка, которую я нашел и стал читать в зале, была книга о Пиноккио. Любимым местом в читальном зале у меня было место в дальнем углу за крайним столиком, который стоял возле окна. Мне оно очень нравилось видом из окна на детский садик, который был прямо за окном. В перерывах при чтении можно было наблюдать, как малышня играется на площадке. Иногда меня это увлекало даже больше, чем чтение, если за окном происходил какой-нибудь экшн.
Во втором же классе я как-то сдружился с нашей школьной библиотекарем Августой Павловной, которую по праву считаю одним из своих учителей, открывшим мне мир книги, потому как она сама была фанатом книгочтения и библиотечного дела и считала его не работой, а служением. Она научила меня переплетать книги разными способами, печатать на машинке, оформлять книги. Уже в 3 классе и дальше ни одно поступление новых книг не обходилось без меня, потому что я все свободное время проводил в школьной библиотеке, наравне с Августой Павловной участвовал в оформлении новых книг, списании старых. Августа Павловна так и называла меня своей правой рукой. Даже школьную практику, которую все мои одноклассники проходили на школьном огороде и уборке территории, летом в 4-6 классе проходил в библиотеке. В 7 классе моя любимая библиотекарь отработала последний год и ушла на пенсию, с новой молодой мы общего языка не нашли, прежде всего потому что она книгу не любила и в библиотеку приходила как на работу.
Именно в эти годы мне открылся весь книжный мир во все своей полноте. Причем, как не прискорбно это сообщать, но в основном это мир не русской книги, который очень и очень скуден, а европейской. Благодаря детской библиотеке и школьной я почти не имел никаких ограничений и там и там мне давали, зная, что не порву, верну, очень ценные и редкие в советские годы книжки, например из редкой «Библиотеки золотой литературы для детей», «Библиотеки мировой лит-ры для детей».
Дома родители каждый год выписывали «Огонек», «Роман-газету», Литературную газету, «Молодую гвардию», «Новый мир», «Иностранную литературу», «Сибирские огни» (не считая всяких развивающих (типа Наука и жизнь) и политических изданий (типа «За рубежом», «новое время» и прочие правды). Конечно весь арсенал детских изданий, со всякими Пионерами-Кострами и Юными, в том числе «Юный Художник», несмотря на то что мне на руку наступил медведь и я не умел рисовать. :)
Не знаю, как у других, но на меня чтение в детстве наложило какой-то очень сильный отпечаток. Точнее сказать, как кирпичик к кирпичику созидало это вот нечто, каким я и сейчас являюсь. Потому как многие и весьма многие образы, которые я черпал в книгах, читая, как-то незримо западают в душу, отпечатлеваются в ней, оставаясь там навсегда. Можно даже составить некоторый список книг, которые оказали на меня очень сильное влияние и сформировали что есть…
К 7му классу я вырос из нашей школьной и детской районной библиотеки и записался в самые крупнейшие новосибирские библиотеки - Областную публичную и Областную научную-общественную биб-ки и библиотеку «Сибакадемстроя», в котором работали оба моих родителя. В которых и «питался» пока жил в Новосибирске. Если до 7го класса в детских библиотеках основной пищей была художественная литература, то после 7го уже в основном научная.
В формировании этой моей страсти - чтения - главное влияние конечно оказали мои родители и Августа Павловна, на глазах которой я рос лет 5, как она сказала, уходя на пенсию и она же мне еще тогда советовала писать, и почему-то верила, что я рано или поздно стану писателем.
Но она ошиблась, потому, как вакансия дворового писателя у нас уже была занята (но это уже тема другого рассказа и не из этого цикла).
:)
(продолжение следует)