Тонны словесных громов и молний обрушено на голову того бедного фарисея с момента, когда эта притча была произнесена Иисусом Христом.
В притче есть два момента, на которых почему-то не акцентируют внимание современные проповедники.
- Притча то сказана можно сказать «на ушко» для тех, кому нужно было ее рассказать (Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны). Не к народу, и даже не ко всем ученикам ее произносит Христос. И в этом есть глубокий смысл и целеполагание. Эта прикровенность и сказание «на ушко» выразилась и в том, что только ап. Павел (через Луку) об этой притче сообщает в Евангелии. Ни Марк (Петр), ни Иоанн, ни Матфей ее или не слышали, или не стали о ней сообщать в своих повествованиях «об известных всем событиях»
- Оба - и мытарь, и фарисей - отошли в дома свои оправданными, только один (мытарь) более другого (фарисея). Оправдание и одного и другого только здесь и сейчас, в этом храме, в этот момент. Завтра для них будет другой день. Мытарь вернется к своему ремеслу, фарисей к своему.
Скорее всего в первые века и сохранялся такой прикровенный смысл этой притчи, без противопоставления и возвышения одного и унижения другого.
А сейчас?!.
То, что сказано было на ухо, проповедуется на кровле в духе противопоставления одного другому. Даже целую неделю этому посвятили. С демонстративной отменой поста, чтобы не быть похожим на фарисея, который два раза в неделю постился. :о)