Страсти по жизни - Эпилог /Гадкий я

May 10, 2015 12:53

__________начало op.I, op.II, op.III, op.IV, op.V, op.VI______





Эпилог

Для меня все три страсти стали некоторым подобие души, такие же - трисоставные, такие же нераздельные и неслияные, такие же действующие одновременно и едино, почти всегда (за редкими исключениями). Вода - воля, книга - разум, музыка - чувства. Единство это было мне видно не всегда, но сейчас стало настолько очевидным и совершенно каким-то естественным и обычным. Удивляет, что раньше я как-то этого не замечал. То есть они как бы и раньше всегда были моими спутниками (о чем собственно и писал во всех предыдущих главках), но каждую из них я рассматривал исключительно в отдельности. Такие целостное их восприятие - приобретение последних лет, когда все выстроилось вот так.

«Вода живая». Вода - стихия, которую сложно чем-либо ограничить, она всегда движется, даже в замороженном состоянии. Именно термин «подвижная воля», «приснотекущая» в святоотеческом языке именует состояние выздоравливающей человеческой воли, воли, которая из «закосневшей, упертой» становится подвижной. Вода - источник Жизни всего, что вокруг нас. Воду можно пытаться ограничить, запрудить, оградить рамками, дамбами и препятствиями и такая вода из приснотекущей и подвижной становится застойной, превращается в болотце, в котором уже заводятся всякие гады. Такая вода из источника Жизни превращается в воду мертвую. Отсутствие движения, ограничение подвижности лишают воду жизненности.

«В начале было Слово и Слово было у Бога…» Слово первично, оно начало всего сущего и Им созидается и ведется к некоторой конечной цели. Библия - Слово Божие. Христос, говоря ученикам на тайной вечери о том, что они уже очищены, сообщает, что очищение это произошло «за Слово, еже рех вам». Книга - пища для разума, но не всегда эта пища чистая. В любом случае душа человека получает некоторое развитие, прирастание, навык, о чем и без христианства могут свидетельствовать многочисленные примеры. Мертвой или умирающей душе эта пища не нужна, она в ней не нуждается. В христианстве эта потребность души в Слове, словесной пище и последующее очищение приводят ум в состояние гибкости. Святые отцы его называли «гибкий ум», «ум Христов». Это в отличие от спящего, дебелого, косного.

"Любите друг друга, как Я возлюбил вас..." В чувственной области дебелость и ограниченность чувственной части души, кроме окаменения, окамененного нечувствия, еще некоторые из святых называли «потерей слуха». Прямо как о музыке. Нет слуха, нет музыки. Чувственная часть души человека прекрайне ограничена, несколькими очень примитивными и грубыми чувствами (прямо как про фанатизм и ограничения по стилям и направлениям), большая часть из которых со знаком минус. Понятно, что используя христианские средства можно ситуацию править и развивать «правильную чувственность», которая столь многогранна и разнообразна, как количество стилей и направлений в музыке. Одна любовь имеет сотни подразделений, разновидностей, которые одно на другое не похожи. Или сокрушенное чувство перед Богом, или благодарность Богу - все это чувства - так же сотни оттенков, которые по дебелости своей мы не можем различить (а то и вообще изобразить или представить, услышав например, что есть такое чувство).

С водой не все так однозначно, а вот с чтением и музыкой, часто можно найти подтверждение некоторой моей гипотезы о взаимосвязанности ее с составляющими души, просто наблюдая людей. И не только по отдельности, но и во взаимном сочетании. Так у людей, которые вообще не читают, почти всегда и умение мыслить отсутствует или присутствует на уровне плотском и житейском. И по мере того, как человек начинает читать, у него и силы разума возрастают. Человек, у которого очень примитивные музыкальные вкусы, обычно так же примитивен в области чувственной, на уровне инстинктов и животных потребностей. Возрастая же в области правильной чувственности, меняются его музыкальные вкусы и предпочтения. Даже у людей, у которых от природы отсутствует музыкальный слух.
Правда в нынешней версии русского православия почвы для развития правильной чувственности, гибкого ума и подвижной воли, почти нет. Мало того, часть учения прямо противоположна тому, чтобы развивать в человеке чувства-волю-разум. Это учение консервирует и так поврежденные волю-разум-чувства в том положении, в каком человек пришел в Храм. И человек, принимающий такое вероучение так и остается чаще всего умом, блуждающим по стихиям мира, душой кружащейся и мятущейся, безплодным, с надеждой на воздаяние в будущем веке.

Для меня давно уже стало некоторым хобби подбирать каждому встречающемуся человеку музыку, которая бы его описывала и представлять какой книгой он является. Некоторые на музыку никак не ложатся, никак не звучат. Большинство тонкие брошюры в 10 листов, прочитав первый, можно не читать оставшиеся девять, потому как сразу понятно, что в них содержится. Но есть люди, которые и на музыку сразу ложатся и ассоциируются, и как книга они бездонны и их можно читать, читать и читать. Обычно это люди с живой душой. Их мало, но они есть. :)

The END

despicable me

Previous post Next post
Up