Есть у меня давний друг, который 4 года назад приехал в мон-рь обычным паломником, а теперь уже инок Р. В первый мой приезд мы с ним жили 8 месяцев в одной келье и он меня с утра до вечера постоянно мучал вопросами. И не какими-то праздными, а пытаясь проникать в суть, искать смысл во всем, где его можно найти. Таких в нашем русском христианстве наверно один из тысячи. Может потому мы до сих пор дружим, потому, как он мне очень напоминает меня самого. :) Каждая встреча с ним для меня как какой-то экзамен, он задает серьезные вопросы, большую часть из которых мне, приходится вообще впервые озвучивать и отвечать по привычке наиболее полно, потому как до него мне просто не задавали таких вопросов, не приходилось их с кем-то обсуждать.
Сломал он тут, послушаясь несколько дней назад на нашем зерноскладе, ногу, лежит в келье с гипсом. Пошел его навестить и на полтора часа «застрял».
Один из заданных вопросов о несоответствии некоторых мест в Новом завете и противоречия у разных евангелистов (которые он тщательно, встречая и видя их при чтении Библии, выписывает на листочек). Мой примерный ответ (без примеров из Писания, о которых я то же ему говорил)…
Думаю, что большинство неточностей и противоречий, если допустить что они действительно есть, не влияют на общий посыл Евангелия, не искажают смысл библейского и евангельского повествования настолько, что нужны какие-то вмешательства, правки. Все в мире промыслом Божиим устрояется, и если такие неточности и противоречия появлялись, то Бог своим промыслом их устранял и об этом имеются свидетельства в истории Церкви. А те, что можно обнаружить в нынешнем Св. Писании не искажают смысл радикально и вполне допустимы, вполне употребимы. Даже имеющиеся неточности многочисленных переводов (еврейский-греческий-цся-русский) нынешней Библии, которые известны специалистам. Бог ничего просто так не делает, он Премудрость и все творит и действует исходя из смысла. Сегодня, когда из тысячи человек, называющих себя христианами и иногда читающих Евангелия лишь один увидит эти неточности и кажущиеся несоответствия, а большинство или вообще Св.Писания не читают или читают его так, что никогда не дойдут до видения этих неточностей или искажений, Богу проще этому одному открыть возникшую у него проблему и просветить, чем устраивать библейскую реформу или правку. А у Него для того, чтобы открыть, прояснить одному человеку встретившееся недоразумение, средств гораздо больше, он Всемогущ. А здесь возникает другой вопрос, такой один из тысячи, ищет ли он действительно Истину, а не своего? Или занимается этим просто из праздного любопытства или руководствуясь другими мотивами нарывает компромат на христиан? Первому, я не сомневаюсь, Бог сам управит, и направит, и прояснит, и разъяснит. А второй так и останется, как Пилат с его «Что есть истина?», потому как ему и не нужны ответы и не нужна Истина, они сами себя считают и правдой и истиной…
Исходя из целесообразности, премудрости и всемогущества Божиих, нет необходимости в библейских реформах, правке неточностей и несоответствий, потому как ищущих Истину единицы (из миллионов) и их, я в это верю несомненно, Господь Сам ведет и просвещает.
Все что я сказал выше, исходя из допустимости, что такие противоречия и неточности в Св.Писании есть. Но, большинство тн неточностей и несоответствий, на самом деле не неточности, противоречия или несоответствия. Это всего лишь не целостное восприятие Св.Писания, к которому нужно стремиться каждому кто ищет Истину, а не своего. И часто эта цельность отсутствует от того, что ускользают от внимания читающего и ищущего детали, которые ставят все на места. Например, некоторые важные вопросы Христос неоднократно повторял в разных местах и один евангелист описывает один из рассказов Христа, а другой евангелист другую его интерпретацию, сказанную в другом месте. Характерный пример - притча о талантах. И такие, неоднократно повторяемые Христом в разных местах вопросы, являются не противоречиями, а дополнениями, именно такие разные интерпретации дают более точное и полное представление по тому вопросу о котором шла речь. Они не отрицают, а дополняют, не обесценивают, а обогащают, являют не критерии для недоверия и сомнений, а наоборот премудрости, которая не от человеков. И тот кто действительно ищет Истину получает Небо, а кто ищет своего - землю. :) По тому же принципу (невнимание к деталям Св.Писания) кажущиеся некоторые несоответствия, вроде при входе в город исцелил одного слепца, а при выходе двух.
Про Ветхий завет говорит Павел, что на нем до сих пор лежит покров. И покров этот снимается Христом. Почему некоторые святые первых веков не рекомендовали христианам читать книги ВЗ, пока в них не вообразится Христос. Потому что тогда этот покров, о котором говорит Павел, снимается. Снимается так, что человек начинает видеть и в ВЗ Христа и Бога-Любовь, а все описываемые события, прежде всего как образы, ярко описывающие прежде состояние души человека без Христа, без Бога, а не историю иудейского народа, который постоянно боролся с Богом, а Бог с ними. И ВЗ становится зеркалом, в котором человек может увидеть своего ветхого человека, свои личные ветхие мехи, к которым многие из нас пытаются прилепить новые заплаты Христианства.