Питер, день 9. Прогулки по Эрмитажу. Романовская галерея.
Nov 08, 2015 23:23
В галерею эту я забрела случайно, можно сказать пробегом в поисках чего-то нужного. Но зацепила она меня и заставила рассмотреть подробнее. Сама не знаю, почему: благоговение перед возрастом экспонатов что ли нахлынуло? Так после античных залов уже не должно бы. Или античность кажется мне уж совсем далекой и не осознается. А тут близкая Европа, только ранняя совсем, средневековая... В общем, представлена в Романовской галерее экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству Европы XI-XV вв. (Резьба по дереву, по кости, литье, леможская эмаль, керамика)
Искусство средневековья тесно связано с религией. Архитекторы, скульпторы, резчики и прочие мастера творили прежде всего для церкви и по ее заказу. Потому большая часть экспозиции - предметы, использовавшиеся при совершении религиозных обрядов или украшавшие храмы: изображения святых и сцен из их жизни, лампады, дарохранительницы, ларцы для хранения святых мощей и т.д.
Реликварий в виде фигуры епископа (Германия, 14-15вв)
}
Дарохранительница (Нидерланды, 15в., серебро с позолотой)
Встречаются, конечно, и обычные бытовые предметы, например, вот такой ключик:)
Или дверной молоток :
Но большинство все же - предметы религиозно-культовые.
Резьба по дереву меня всегда впечатляет. Это же такие мельчайшие детали... одно неверное движение руки - и все заново. Не самая изящнейшая и тончайшая работа из тех, что мне приходилось видеть. Конечно, уступает более поздним подобным изделиям. Но все-таки восхитила:)
Словно серебряное кружево:
Посох епископа, Испания, 15 в.
Дарохранительница (Испания, 14в.)
Мадонна с младенцем (Франция, 14 в)
Ларец для хранения реликвий в виде фигурки Мадонны, сидящей на троне (Лимож, сер.13 в)
Тарелка напомнила кобальтовые чашки Императорского фарфорового завода. Вот откуда, наверное, его художники черпали вдохновение:)
Один из наиболее ценных экспонатов экспозиции - ваза Фортуни, созданная в керамических мастерских Малаги для дворца Альгамбра в 14в. Ваза в форме амфоры с плоскими ручками, напоминающими крылья, была чисто декоративной - служила для украшения залов дворца. Ценность ее обусловлена тем, что из восьми подобных ваз, дошедших до наших дней, ваза Фортуни была выполнена раньше всех и лучше всех сохранилась:
Потир (Италия, 14-15вв, чеканка)
Аптечный сосуд (майолика, Испания, 15 в.)
Крышка зеркала (резьба по кости):
Ларец-реликварий с изображением сцен Рождества и бегства в Египет (Франция, Лимож, начало 13в)
Вот такие круглые баночки-шкатулочки называют пиксидами. Изначально, в античные времена, они использовались женщинами для хранения украшений или косметики (и точно, для чего еще использовать шкатулку?:) Однако в средневековье это тоже предмет церковной утвари, используемый в качестве небольшой дарохранительницы, например. (Франция, 12 в.)
Декоративная колонна в технике римской мозаики ( 13в)
Лотарингия, 12 в (пластинка изготовлена в технике выемчатой эмали):
Рыцарь, борющийся с драконом (12-13 вв., литье)
Сосуд в виде мужской головы (Венгрия, 14в., литье)
Сразу видно раннее искусство - пропорции еще далеки от реальных (Германия, 11-12 вв, кость)