Еще недолгий участок дороги - и мы, наконец, добрались до того места, ради которого я вообще собралась на север Армении. Ахтала - небольшой и самый северный город Армении, его история интересна сама по себе. Например, здесь 1763 году был основан первый горно-обогатительный комбинат на Кавказе.
Медные рудники же существовали здесь и вовсе с незапамятных времен, недаром в средние века поселение, здесь расположенное, носило название Пхндзаанк ("медный рудник").
Здесь немало неплохо сохранившихся старых построек, но самой интересной среди них является хорошо сохранившаяся крепость X века, и находящаяся за ее мощными стенами церковь св.Богородицы, которая хранит настоящее сокровище - фрески, которым более 800 лет. Однажды увидев эту церковь на фото в интернете, я поняла, что моё любопытство не успокоится, пока я не увижу это чудо собственными глазами. Так появилась маленькая армянская мечта, которая воплотилась в жизнь, благодаря помощи Арама и Миграна. И вот мы у ворот Ахталы:
На самом деле на территории крепости сохранилось немало интересного - крепостные стены и ворота, построенные при Кюрикидах, гробница Закарянов, ставшими следующими владельцами окрестных земель, старые хачкары, среди которых памятные камни, на которых есть надписи, свидетельствующие о закладке крепости и церкви. Но всё это осталось неосмотренным по банальной причине - на территории крепости-монастыря шли реставрационные работы, после которых весь двор был выравнен и засыпан рыхлым земельным грунтом, по которому ходить в тот момент было крайне нежелательно, как нам сказал попавшийся на дорожке священник. Испытывать грунт на прочность и гробить плоды чужого труда не стали, прогулялись только по выложенной камнями дорожке от крепостных ворот до церкви, хоть и манили старые камни к себе, мне ж, как обычно, хочется всё пощупать:)) Но да ладно, в конце концов главная наша цель находилась именно под сводами церкви:
По дороге увидели медный памятник обручальным кольцам, установленный в 2010 году. Говорят, в основе его лежит легенда об обмене кольцами, правда, не обручальными: во 2-ом веке до н.э. литейные мастерские, уже имеющие место быть здесь, посетил царь Арташес I Завоеватель. Один из мастеров, заметив красивое кольцо на пальце царя, поднял каплю расплавленной меди, начертил ею в воздухе круг, и...получил кольцо, очень похожее на царское. Изумленный Арташес принял кольцо мастера в дар, а ему же в благодарность подарил своё, собственное:
Церковь Ахталы впереди - большая и не совсем похожая на армянские. По крайней мере, большие кресты на фасаду точно скорее характерны для Грузии. Объяснение тому есть - долгое время монастырь, переданный Иванэ Закаряном Грузинской епархии, испытявал влияние грузинской церкви. Таким образом, в его облике, как и в его фресках смешались армянские, грузинские и византийские черты. Когда-то церковь св.Богородицы венчал купол, но он не выдержал испытания временем и стихий - рухнул. Сама же церковь сохранилась в почти неизменном виде с 13-го века:
И что самое удивительное - при том, что церковь без купола была по сути открыта погодным воздействиям (некое подобие купола было построено только в 19-ом веке при российском наместнике на Кавказе Михаиле Воронцове, и лишь совсем недавно, в ходе реставрационных работ в 1980-е годы, отверстие в крыше, установленной на месте купола, закрыли стеклом), в ней сохранились фрески, написанные в 1206-1216 годах. Фрески, к слову, тогда не реставрировались, с них только немного смахнули пыль. 800 лет без реставрации! Это ли не чудо?
При этом некоторые из них, особенно там, где высоко, под самым куполом, на них не слишком попадал солнечный свет из окон, сохранили невероятную яркость и насыщенность красок. Фото их, конечно, не отражает - в условиях недостаточного освещения в одном углу и, наоборот, бьющего в окно яркого света в другом, я снимать так и не научилась. Поверьте на слово: вот эта сцена причащения на Тайной Вечере, с дважды изображенной фигурой Христа, делящегося едой с апостолами, - это восторг!
Да и вообще, здесь замираешь от восхищения и удивления, едва переступив порог церкви... фресками расписан буквально каждый сантиметр стен. Их площадь составляет 960 кв.м., и они уникальны по композиции, проработке и мастерству исполнения:
Над сценой Причащения высоко на сводах - изображение Богородицы, сидящей на троне, с младенцем на руках, но оно сильно повреждено. Нашла следующую информацию (из беседы корреспондента интернет-издания Sputnik с настоятелем монастыря Тер Этум Тарвердяном): в 14-ом веке сюда пришел Тамерлан. Когда он вошел в церковь, она была пуста, но ему послышался крик ребенка. Поначалу ему почудилось, что то сам храм плачет по его грехам, совершенным по дороге сюда, по тысячам им убитых и покалеченных. Но когда плач ребенка повторился, Тамерлан понял, что где-то в стенах церкви есть тайное убежище, где скрываются местные жители. Но сколько его воины не искали вход в него, поиски не привели ни к чему. Тогда раздосадованный Тамерлан приказал принести пушку и выстрелить. Так лицо Богоматери было повреждено, но сама церковь чудом устояла, пережив набег.
Ведутся споры, чьей руке принадлежат фрески. Учитывая, что фресковая живопись не очень свойственна армянским традициям, высказываются предположения, что росписью церкви занимались грузинские мастера. Однако, на первом слое некоторых фресок сохранились имена двух армянских мастеров, написанные на древнеармянском грабаре. В пользу армянской национальности живописцев свидетельствует и тот факт, что на фресках на западноой стене, под сценой Причащения есть изображение Григория Просветителя. Впрочем, изображение царицы Тамары, кажется, там тоже есть. Как и значимые для католиков фигуры пап Святого Сильвестра и Святого Клементия. Так что, скорее всего, к фрескам приложили руку и армяне, и грузины. Всего считается, что над ними работали 8 разных мастеров:
Большая часть фресок - это лики святых, их жизнеописания, сцены из Ветхого и Нового Завета,
Вот Севастийские мученики, например:
и бродить среди этих стен, рассматривая подробности, можно бесконечно:
И уходить совсем не хочется. Послушала, что узнал Мигран от местной женщины в иконной лавке, снова обошла церковь по кругу... подошла послушать ее сама и купить буклет и магнитик, снова принялась рассматривать фрески... вернулась, купила свечи, зажгла, снова вернулась к созерцанию... и так раз шесть, никак не могла заставить себя уйти:) Не каждый день ведь увидишь такое чудо, хотелось покрепче сохранить в памяти:
В паузе, когда шея совсем затекла от хождения с поднятой к верху головой, пролистала буклет, узнала некоторые факты из истории. К примеру, в стенах монастыря-крепости работал известный армянский философ, переписчик и переводчик Симеон Пхндзаанкский, чьи книги по сей день хранятся в Матенадаране. Так, он перевел с грузинского на армянский "Основы теологии" Прокла Диадохосского, "Источник знания" Иоанна Дамасского, книги "Лестница", "История Грузии" (Картлис Цховреба) и "Греческие молитвы" Иоанна Синайского.
Здесь же, в период существования Ташир-Дзарогетского царства Кюрикидов, находился Монетный двор, чеканящий единственные на территории Армении монеты с армянскими буквами.
Здесь с 1216 года хранился Святой крест Нораванка - частица Животворящего Креста со следами крови Спасителя, которую монахи Нораванка купили у случайного путника:
Здесь, в стенах монастыря снимал пару эпизодов своего "Цвета граната" Сергей Параджанов. В общем, это место помнит многое и овеяно легендами...
И всё-таки главное его сокровище, главная ценность и главная тайна - эти фрески:
Пока мы, затаив дыхание, в десятый раз обходили церковь Св.Богородицы, Мигран традиционно успел дойти до машины и сходить за пирожками и шоколадками. Перекусили у древних крепостных стен, наслаждаясь теплом почти летнего солнца, и рассматривая окружающие пейзажи:
Проехав немного, остановились, чтобы запечатлеть мощную каменную кладку стен, суровое строение храма и скалистый утес, на котором он возвышается, во всей красе:
И поехали обратно в сторону Еревана. В начале дороги, я, глядя, на указатели, мелькающие вдоль дороги, вспоминала, что на этом маршруте скрывается еще немало интересного - как минимум, еще пара красивых монастырей Одзун и Кобайр. Мигран тогда сказал: "Если будет время на обратном пути, заедем". Но напоминать я не стала. Помимо того, что помнила о сильно замедляющем скорость передвижения ремонте дороги на нескольких участках пути, я видела, что наш парень устал - целый день за рулем по нелегкой дороге явно сказались. Не хотелось, затягивать возвращение до темноты, когда ехать по горным дорогам ему станет еще в разы труднее. Мы и без того были полны впечатлений и эмоций, и даже не знаю, смогли ли бы воспринимать что-то еще. В конце концов, нельзя же объять необъятное, надо же оставить что-то интересное и на следующие посещения Армении:))
Потому мы просто ехали домой, почти в молчании, блаженном и усталом, любуясь вырастающими из-за поворотов горами в облаках... уже даже не просили остановиться, просто периодически открывали окно ради фото:))
Солнце постепенно клонилось к горизонту, придавая миру легкий золотистый оттенок:
Чем ближе к Еревану, тем гуще становилась пелена облаков. Вернувшись, мы узнали, что в столице весь день было пасмурно и периодически моросил дождь. Вспоминая наш день, разве мы могли в это поверить?:)
Дорога периодически, казалось, уходит прямо в облачные горы:
Ох, уж эти армянские облака, потрясающие мое воображение и каждый раз заставляющие ахать от восторга и хвататься за фотоаппарат, хотя заранее знаю, что фото не получится:))
Когда да Еревана осталось совсем чуть-чуть, облачный дракон проглотил солнце (интересное фото получилось у моей спутницы, попросила на память):
В город мы въехали на закате, и я порадовалась, что дорогу проехали засветло - и Миграну проще, и нам красот дорожных насмотреться удалось вволю. Так и закончился наш чудесный северный день. Поблагодарив нашего замечательного водителя, мы отправились в хостел, дразнить не поехавших с нами рассказами и фотографиями:))
А впереди ждала еще пара сказочных дней в Армении... так мало. Или всё же много? В общем, продолжение следует:)