Одним из главных экспонатов Музея мирового океана является научно-исследовательское судно "Витязь", на протяжении 30 лет верно служившее Академии наук и Институту океанологии. За 65 рейсов "Витязя" с 1949 по 1979 гг в рамках научно-исследовательских экспедициий было совершено множество открытий ( в частности, было найдено 1176 морских растений и животных, ранее неизвестных науке), изучены характеристики мирового океана, подробно исследован и сфотографирован рельеф дна Тихого и Индийских океанов, что позволило стереть с карт множество белых пятен.
Кто бы мог подумать, что такая славная и интересная судьба ждет обычное грузопассажирское судно, которое сошло с верфи «Шихау» германского города Бремерхафена. Изначально судно назвали "Марсом" и пророчили ему судьбу обычной трудовой лошадки, перевозящей пассажиров и грузы из Германии в Испанию и Португалию. Однако, грянувшая Вторая Мировая распорядилось по другому: "Марс" стал военным транспортом. Зимой-весной 1945 года он перевез на борту более 20000 беженцев, спешащих покинуть Кёнигсберг, к которому с боями подходила советская армия. После окончания войны по репарации "Марс" перешел сначала в ведение Великобритании, а затем СССР. Поначалу судно ходило между портами Балтийского и Северного моря, однако, в 1947 году на него обратили пристальный взгляд ученые Института океанологии РАН. Так, несколько раз сменив имя, "Марс" стал, наконец, "Витязем" - первым исследовательским судном Института.
Подниматься на борт корабля, тем более с такой историей, немного волнительно. Чудится, что ждет тебя впереди захватывающее путешествие, полное приключений, тайн и новых открытий:)
Тем более, что обстановка соответствует... Первые же помещения судна, в которых расположилась экспозиция, посвященная географическим открытиям, переносит в далекое прошлое, в эпоху первых смельчаков-мореходов, ведущих свои корабли сквозь бури, шторма и неизвестность к новым, ещё неисследованным берегам:
Здесь представлены компасы, квадранты и прочие приспособления, помогающие отважным мореплавателям 16-17 веков не потеряться в бескрайних водных просторах:
А также портреты знаменитых мореплавателей, путешественников и царствующих особ, покровительствующих им. Например, королева Изабелла Кастильская, супруга короля Испании, которая в 1492 году поддержала экспедицию Христофора Колумба, оказав неоценимую помощь в снаряжении судна мореплавателя:
Сын португальского короля Жуана I Энрике получивший прозвище Генрих Мореплаватель, на юго-западных берегах Португалии основал мореходно-навигацкую школу, собрав вокруг себя талантливейших моряков, астрономов, картографов, кораблестроителей. Благодаря ему, в 1416 году было положено начало португальским морским экспедициям, значительно расширившим границы королевства. Пожалуй, самым большим достижением отважных птенцов гнезда генрихова стало открытие морского пути в Индию. Давнюю мечту Генриха Мореплавателя осуществил молодой и отчаянно смелый Васко да Гама, ставший первым европейцем, обогнувшим Мыс Доброй Надежды и достигшим берегов Индии в 1498 году:
Одна из кают "Витязя" показывает богатства, открывшиеся европейцам, достигшим восточных берегов. Чай, невиданные ранее ароматные специи, струящиеся шелковые ткани, чудные статуэтки... Невероятная атмосфера чаующего востока воссоздана здесь:
Здесь же представлена обширная коллекция минералов. В геологии я полный профан, но отойти от этих витрин всё же не могла долго... красота же, от некоторых экземпляров глаз не отвести:
Однако, впереди еще немало интересного, топаю дальше, заглядывая в закоулки судна. Небольшое помещение с цилиндром посередине - гирокомпасная. Цилиндр как раз и есть, главный корабельный компас-навигатор, помогающий прокладывать путь среди морских просторов. С ним синхронизируются и на его показаниях основывается работа большинства приборов судна. Даже при сильной качке и крене верхняя часть гирокомпаса всегда остается в горизонтальном положении, чем и пользовалась мудрая кошка Машка - любимица экипажа "Витязя", чтобы переждать шторм и избежать морской болезни:)
По кастрюлям легко узнаваем камбуз - корабельная кухня)
Буфетная, где хранилась столовая посуда и куда подавались готовые блюда с камбуза при помощи специального подъемника для последующей передачи в кают-компании:
Собственно кают-компания или салон - наиболее шумное и многолюдное помещение судна, где вся команда сбиралась на завтрак, обед и ужин, а также вечерний чай. Здесь же проводились официальные мероприятия, собрания команды, численность которой составляла 50-70 человек. На стенах и в боковых витринах под стеклом - страницы из истории "Витязя":
Традиционная обстановка жилой каюты "Витязя". Всего на судне было 45 кают, среди которых - одноместные, двух-и-четырехместные:
Каюта старшего штурмана. Как правило, старший штурман - это будущий капитан. Он отвечает за правильный курс судна и работу приборов, связанных с управлением кораблем. В 1961 году эту должность на "Витязе" занял Э.А.Ребайнс. Он прожил в этой каюте пять лет и не раз выполнял обязанности капитана, что помогло ему впоследствии стать капитаном научного судна "Академик Курчатов". Ребайнс - житель Калининграда, где его помнят и любят и по сей день. Неслучайно в каюте старшего штурмана представлены и его личные вещи:
Каюта старшего механика располагается рядом с машинным отделением и соединена с ним телефоном и переговорным устройством. В задачи старшего механника входит контроль работы двигателя судна и других механизмов, обеспечивающих движение корабля:
Каюта капитана, расположенная рядом с ходовой рубкой. В 25-ти рейсах "Витязя" управлял судном И.В.Сергеев, которого часто вспоминают как лучшего капитана в истории судна:
Еще одна кают-компания, где собирались старшие научные сотрудники и командование экипажа. Места за круглым столом традиционно занимала капитан и начальник экспедиции. В этом помещении также отмечали дни рождения, праздники, принимали гостей, в числе которых были всемирно известные Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто, проводили международные начуные конференции:
Справки и медицинские карточки членов экипажа:
За здоровьем команды тщательно следили медики в специально оборудованном медицинском отсеке:
В фонарной хранятся сигнальные фонари, используемые согласно инструкции в различных ситуациях - по ходу движения, на стоянке, на мели и т.д.
А блуждать дальше по лабиринтам чудо-судна продолжу, пожалуй, в следующий раз. В общем, продолжение следует...:)