Итак, Третьяковка, до которой я, наконец, дошла. Не в этот конкретный день, а в целом. Как-то так сложилось, что за несколько своих приездов в столицу, в художественные музеи я так и не попала, за что уже становилось стыдно. Побывав по паре раз в Эрмитаже и Русском музее, я совершено ничего не знала о собрании Третьяковки и музея им.Пушкина. Потому решила начинать исправлять сии упущения с первого, старого здания Третьяковки, в котором хранится коллекция Павла Михайловича. Собрание живописи 20-го века на Крымском валу и Пушкинский музей отложила на следующие разы. Не все же сразу:) Третьяковская галерея - один из самых известных музеев, содержащих крупнейшую коллекцию русской живописи, поэтому на ее описании подробно останавливаться не буду, лишь кратко основные сведения:
Собственно, датой начала коллекции, заложившей основу Третьяковской галереи, считается 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков, купец и меценат, купил первые две картины для коллекции, которую он решил сделать публичной и общедоступной. Это были «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В последующие годы коллекция росла и пополнялась. В намерения Третьякова входило собрать наиболее полную коллекцию русской живописи "как она есть в последовательном своем ходе". Потому приобретал он либо картины современников, либо тех художников, что внесли уже существенных вклад в историю русского искусства. При этом Павел Михайлович полагался целиком и полностью на свой вкус, иной раз приобретая картины, не принятые критиками и публикой.
Первоначально картины размещались в доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, однако, места не хватало, и в 1974 году к нему был пристроен специальный двухэтажный корпус, содержащий два выстовочных зала с отдельным входом. На этом строительство не закончилось - под руководством мужа одной из сестер Третьякова, архитектора А.С.Каминского, к 1882 году было пристроено еще несколько подобных корпусов, которые окружили жилой дом с трех сторон. В 1881 году галереи были открыты для всех желающих.
А Третьяков между тем продолжал пополнять коллекцию. Значительное место в ней заняли картины художников-передвижников, со многими из которых Павел Михайлович был дружен и разделял их позиции и взгляды на искусство. Пополнила собрание и великолепная туркестанская серия Верещагина, а также целая галерея портретов лучших людей нации - писателей, художников прочих людей искусства. Не упускал возможности приобрести при случае и образцы древнерусской живописи, благодаря чему сегодня в Третьяковской галерее хранится одна из самых обширных коллекций русских иконописи.
Третьяков всегда высказывал желание отдать коллекцию "для публичной пользы", и в 1892 году его брат официально передал коллекции в ведение Московской городской Думы. В нее входили 1287 картин, 518 рисунков ии 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников второй половины 19-го века. В следующем году Музей был открыт для посетителей.
А теперь собственные впечатления:) Наиболее впечатлившие залы, пожалуй, - те, с которых я начала осмотр, и в которых провела, наверное, больше времени, чем в каком-либо другом - собрание древнерусской живописи. Во-первых, возраст внушает уважение. И при этом мастерство исполнения порой просто завораживает. Вот, на заглавном фото записи, одна из наиболее запомнившихся работ - Богоматерь Великая Панагия (Оранта) (первая треть XIII века) изображает Богоматерь, молящую Бога о заступничестве за род людской. На груди ее - медальон с изображением Спаса Эммануила, с редким, нехарактерным для иконописи, изображением благословляющего жеста двумя руками. Вроде бы простенькое изображение, но если присмотреться - грусть в глазах, отрешенное выражение лица, мастерски выполненные драпировки на одежде... кажется, что образ вот-вот оживет:
А какие яркие, чистые цвета:
Царские Врата из погоста Кривое (вторая половина 13-го века) - древнейшие из сохранившихся русских памятников этого типа. Живопись левой створки почти полностью утрачена, сохранились лишь небольшие фрагменты на изображении Иоанна Златоуста и архангела Гавриила, на правой - изображение Василия Великого, автора литургических текстов. Царские врата - обязательная принадлежность православного храма, располагаются в центре иконостаса.
С утра, почти сразу после открытия в залах было тихо. И тут ворвались вихрем трое, которым на осмотр всех залов было отведено, видимо, минимальное время:)) Потому, решив не терять драгоценных минут, они сразу взяли быка за рога смотрительницу зала в оборот: "Ну же, скажите нам, что обязательно посмотреть надо? Самое-самое..." Несколько растерявшись от такого напора, женщина в конце концов отправила страждущих приобщиться к "самому-самому" из древнерусской живописи к иконе Богоматери Донской (1380-1390 гг, предположительно Феофан Грек). Существует легенда, что икону эту преподнесли донские казаки из городка Сиротина Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 г.). Икона считается чудотворной, долгое время она хранилась в Успенском соборе Коломны, возведенном в честь победы на поле Куликовом. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.Церковное предание связывает с Донской иконой и избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен. На следующий день - 19 августа - русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы.
А это уже точно мастерская Феофана Грека "Преображение" (нач.15 века) - «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»
А вот эта икона меня особо зацепила. Апогей страдания... "Христос Царь Славы" (Балканы):
Невероятный Андрей Рублев:
Самая главная, самая известная работа А.Рублева - "Троица". В основе иконографии - библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.
И совсем другая техника - Дионисий:
Иконописные московские мастерские 16-го века:
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу...» (X главы Книги Притч Соломоновых):
"Благословено воинство небесного царя..." (Церковь воинствующая) (сер. XVI века) Замысел иконы связан и с конкретными историческими событиями: как полагают большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Под предводительством архангела Михаила на крылатом коне воины движутся тремя рядами от горящего города (по-видимому, имеется в виду Казань) к увенчанному шатром Небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе. Победителей встречают Богоматерь с младенцем Христом и летящие навстречу воинству ангелы с венцами. Воины же, изображенные в нимбах, по-видимому, не только воины-мученики, почитаемые христианской церковью, но и погибшие участники Казанского похода, чей подвиг приравнивается к подвигу мучеников древности. По мысли создателей иконы, они составляют единое Небесное воинство. Существует мнение, что иконописец изобразил в центре иконы самого Ивана Грозного (в образе Константина Велкого), в походе которого на Казань видели борьбу за утверждение и распространение православной веры. Таким образом, Иван Грозный провозглашался последователем и продолжателем дела Константина. Тема распространения и утверждения истинной веры дополнительно подчеркивалась присутствием на иконе первых русских святых Владимира, Бориса и Глеба (они изображены почти сразу же за Константином).
Строгановская школа иконописи, для которой характерны проработка мельчайших деталей, сияющие, чистые краски, многофактурные композиции (Сольвычегорск, вторая пол.16-го века).
Иконопись 17-18 века представлена иконописными школами различных городов русских. Поразило то, как же они отличаются друг от друга, хотя и написаны примерно в один период времени - используемой цветовой гаммой, стилем написания. Вот несколько примеров для сравнения. Кострома:
Холмогоры:
Ярославль:
Новгород (мастер Иван Александров):
Один из самых старых экспонатов в коллекции - Дмитрий Солунский. Мозаика (1108-1113) происходит из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, который был выстроен и украшен по заказу киевского князя Святополка Изяславовича
.
В этих залах, конечно, еще много интересного, но пора и дальше. И как-то так случайно получилось, что в первом, неиконном зале, мне сразу попалась схожая духовная тематика. Этакий плавный переход от религии к мирскому получился. А попались мне на глаза картины М.В.Нестерова, очень меня впечатлившие. Уже подошла ко мне смотрительница зала, чтобы подсказать дорогу к наиболее популярным картинам, думая, что я заблудилась, а я все продолжала ходить кругами по этому залу от одной картины к другой. Каким-то умиротворением от них веет, чем-то светлым и чистым, дающим надежду...
"Пустынник" (1888-1889 гг):
"Молчание" (1903г.)
"На Руси" ("Душа народа") (1914-16гг):
"Архиепископ Антоний" (1917г):
Не менее умиротворяющее "Озеро" Аполлинария Васнецова, младшего брата создателя знаменитых сказочных сюжетов:
И.Э.Грабарь "Февральская лазурь". Вот посмотреть на эту картину в оригинале желание у меня появилось еще в школе, когда я увидела репродукцию в учебнике с небом фиолетового цвета:)) Я, конечно, подозревала, что лазурь должна выглядеть как-то иначе, но насколько, представляла с трудом. Потому взгляд на эту картину - как долгожданная встреча со старым другом:
Осень - мое любимое время года, мимо нее я пройти не могу:)
А.М.Корин "Больной художник". Мне кажется, в этой картине не отдельно взятый сюжет, а целая жизнь. Смотришь на то, с каким отчаяньем и безнадежностью смотрит на холст устало опустившийся в кресло художник, и понимаешь, что - это не просто картина, это дело всей жизни. Тот самый случай, когда пробовал, писал, разочаровывался, начинал заново, оставлял идею, возвращался к ней снова, и когда вот, наконец, осознал, что пришло вдохновение, нашел что и как именно написать, и понял, что времени осталась не так много, чтобы успеть... И так велик контраст между скульптурным изображением атлета и исхудавшим, изможденным человеком в кресле, что сердце сжимается.
Корин, к слову, относился к тому самому товариществу художников-передвижников, с которыми так дружен был Третьяков.Что это за организация? Небольшой эксукурс в историю.
Начало Товариществу передвижных художественных выставок было положено в 1863 году, когда между руководством Академии художеств и четырнадцатью ее лучшими учениками, допущенными к конкурсу на большую золотую медаль, возник конфликт. По сути это был конфликт между консерватизмом и стремлением к новому. Участникам конкурса было предложено написать классический сюжет из скандинавской мифологии, они же просили Совет Академии разрешить работу на свободную тему. Когда им было отказано, все четырнадцать покинули стены Академии. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Что же хотели изображать на своих полотнах передвижники вместо надоевших классических сюжетов? Им были ближе великолепные русские пейзажи, жанровые сцены из быта различных социальных слоев, психологические портреты.
Кроме того, у передвижников были благие намерения - нести искусство в массы. В уставе Товарищества, принятого в 1870 году, было записано: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе". Первая же выставка, проведенная в 1871 году, показала, что передвижники на верном пути - и картины передвижников, и сама идея проведения выставок оказались востребованными в обществе. Всего за свое существование Товарищество передвижников провело 47 подобных выставок.
Яркий пример отображения в картинах передвижников социального неравеннства - "Право господина" В.Д. Поленова:
Мимо поленовских пейзажей проскочить невозможно. Такие реалистичные, яркие, невероятно красивые, кажется, что сделай шаг поближе - и сам окажешься на тропинке, ведущей вдоль пруда или в глубину бабушкиного сада:
"Среди учителей" - обращение Поленова к редкому не только в живописи, но и в иконописи евангельскому сюжету:
"Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. "
Какое невероятное изображение Иисуса! Словно задал очень важный и неожиданный вопрос, и пока несколько растерявшиеся мудрецы ищут ответ, он застыл в напряженном ожидании. С одной стороны, - невероятная, не по годам мудрость в глазах, с другой на лице, да и во всей его позе, такое нетерпеливое ожидание, характерное для непосредственного ребенка...
Зал Врубеля впечатлил пржде всего размерами. "Принцесса Грёза" - романтическая история о любви площадью 94 кв.м.:)
Однако, мне куда больше понравилась "Принцесса Лебедь" - нежная, воздушная, невероятно красивая:
И еще пара произведений, запавших в душу: графическое изображение розы в стакане. Вроде бы, обычный натюрморт, но есть в ней что-то невероятно притягательное:
и "Гензель и Гретель" (Портрет Н.И.Забелы и Т.С.Любатович):
Ну, и мимо сказочного камина пройти невозможно:)
Творчество Айвазовского П.М.Третьяков не особо ценил, но, отдавая должное его таланту, все же приобрел несколько полотен:. Не упустила случая полюбоваться:)
Из понравившегося, но ранее неизвестного - восхитительные пейзажи Ф.А. Васильева:
А вот "Тройка" - одно из самых известных произведений Перова - мне никогда не нравилась:
Зато восхитили портреты, те самые, психологические, где за взглядом, выражением лица чувствуется характер. В.И.Даль, например:
И невероятно трогательная картина - "Приезд институтки к слепому отцу". Какая неподдельная радость на лице от встречи с той, что составляет смысл жизни :
Одна из тех картин, с которых началась коллекция П.М.Третьякова - Шильдер Н.Г. "Искушение"
И схожая по тематике - "Неравный брак" В.В.Пукирева. За эту картину Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге присудила автору звание профессора (1863), что было расценено критикой как победа новых тенденций: "Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории…" Социальный сюжет о вседозволенности власти и денег был восторженно принят публикой. Передвижники могли праздновать победу:
Е.С.Сорокин "Нищая девочка-испанка". Как и на других понравившихся полотнах, в работе Сорокина затронули прежде всего эмоции и чувства, отраженные на лице девочки - боль, стыд, страдания, испытываемые от того, чем она вынуждена заниматься, и в то же время осознание необходимости просить милостыню, чтобы не умереть с голоду. Невероятно взрослый взгляд на лице маленькой девочки:
П.А.Федотов - один из лучших мастеров жанровых, "домашних" сцен, которые он изображает с немалой долей юмора и насмешки. "Сватовство майора":
"Свежий кавалер":
Мне кажется, портреты Боровиковского отличимы с первого взгляда. Есть в них какой-то особенный ореол романтики, сентиментальности:
Если уж речь зашла о портретах, покажу те, что вызывают во мне неизменный восторг. Мне кажется, потрясающий мастер портретной живописи - К.Брюллов. "Турчанка:
"Портрет детей Волконских с арапом":
"Всадница":
А к этой картине у меня особое отношение, почти родственное :) Ибо В.А.Перовский - замечательный человек, который в бытность генерал-губернатором Оренбургской губернии, внес немалый вклад в ее развитие и процветание:
И еще пара портретов, которые не смогли оставить равнодушной. Потому что написаны с любовью, которая сквозит в каждом штрихе:) В.И.Суриков, портрет дочери:
и И.Е.Репин, портрет жены:
А это картина-потрясение для меня... "Явление Христа народу" А.А.Иванов. Очень сильная, глубокая работа, вызывающая трепет и уважение своими масштабами. Это я не о размерах сейчас (хотя и они впечатляют), а о том, сколько всего она вместила в себя, сколь разные человеческие эмоции - восторг, доходящий до экстаза, равнодушие, сомнения, неверие, надежду... Лица можно рассматривать бесконечно, как на самой картине, так и на множестве представленных в зале набросков, макетов, частей, ставших порой самостоятельными картинами:
Эту серию картин не могу не показать просто потому, что вот так, в виде триптиха, их крайне редко кому удавалось увидеть, поскольку хранятся они в разных музеях и даже в разных городах (Москва, Нижний Новгород, Сергиев-Посад). Впервые, в честь празднования дня народного единства работы М.И.Скотти были собраны вместе, в стенах Третьяковки. "Подвиг Ивана Сусанина" (1851):
"Минин и Пожарский" (1850):
"Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину" (1851):
Один из отцов-основателей Товарищества передвижников - И.Н.Крамской, автор большого количества портретов и жанровых сцен. Пара наиболее понравившихся. "Лунная ночь" - красивая, поэтичная, наполненная романтикой и очарованием лунного света:
"Христос в пустыне", лично на меня навевающая легкую грусть и желание призадуматься о том, что важно...
" …Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье - взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу" (И.Н.Крамской)
"Неутешное горе". Страшное, невыразимое словами, все сосредоточившееся в глазах горе матери... до мурашек.
Н.А.Ярошенко. "Всюду жизнь". О простых человеческих радостях, которые можно найти везде, даже в самых тяжелых ситуациях. И, несмотря на изображенный арестантский вагон, веет от этой картины надеждой и уверенностью в лучшем исходе:
А вот в этой картине даже не знаю, чего больше - то ли сожаления о прожитой жизни, то ли удовольствия от осознания того, что прожита она не зря, умиротворения и внутренней гармонии... В.М.Максимов. "Все в прошлом":
Любимые большинством посетителей шедевры, на которые можно смотреть бесконечно:) Я тоже обойти не смогла:) Шишкин И.И. "Вечер" (1851):
"Утро в сосновом лесу":
"Рожь":
Некоторые для меня неизхвестные - "Цветы на опушке леса":
"В лесу графини Мордвиновой":
И не менее любимые сказочные сюжеты В.М.Васнецова: "Иван-царевич на сером волке":
"Богатыри":
"Аленушка":
"Крещение Руси". Сколько же в его картинах деталей, расмматривать и рассматривать...
В.В.Верещагин запомнился еще по серии картин, посвященных войне 1812 года, которые мне довелось увидеть в Музее историй Отечественной войны 1812 года. Уже тогда обратила внимание на то, что война в его изображении - не столько масштабные баталии, сколько жанровые сцены, за которыми, если призадуматься, глубокое неприятие войны в целом, как явления.
Однако, пара картин, которые увидела в Третьяковке, - это шедевральное послание потомкам с призывом "Нет войне!" Невероятные, до дрожи, до слез, показывающие, какой непомерной, страшной ценой достается война:
"Побежденные.Панихида":
"Апофеоз войны": (фото с сайта Третьяковки)
Н.Н.Ге. "Совесть.Иуда" Сам художник описывает содержание картины так: "Иуда идет следом за толпой, уводящей Христа, но толпа идет скоро; ученики Иоанн и Петр бегут следом, а на большом расстоянии от них медленно идет Иуда: и побежать не может, и бросить не может. Вот эта двойственность выражена в движении. При этом освещение и местность поддерживают настроение" (из письма Н.Н.Ге.) Совесть, стыд, скорбь, раскаянье, боль от того, что невозможно повернуть вспять - сколько всего можно разглядеть в согбенной, еле бредущей в ночи фигуре. А еще поразила игра лунного света и тени, столь мастерски изображенная. Напомнило Куинджи и его лунную ночь.
Конечно же, это даже не треть того, что я успела посмотреть, и лишь крошечная толика того, что есть в сокровищнице Третьяковки. Поделилась лишь тем, что наиболее запомнилось, и без того запись получилась бесконечной. А в общем, возвращаться бы туда еще и возвращаться, столько еще не осмотренного и неизведанного:)