Апсны - страна души

Jun 10, 2007 15:22

Впервые я побывала в Абхазии когда мне было 5 лет, тогда вместе с братом, бабушкой и мамой я отдыхала в Гантиади. Конечно, о той поездке я мало что помню, в силу столь юного возраста, однако самые яркие впечатления, как то павлины-мавлины, черные лебеди, маленькие крабы и огромные медузы навсегда останутся в моей памяти.
Поэтому когда, будучи в Адлере, мне предложили однодневную экскурсию в «Страну Души» - Апсны - так абхазы называют свою родину, я с радостью согласилась.
Нашим экскурсоводом оказалась милая молодая девушка абхазка по имени Жанна. Сначала она рассказала нам весь наш маршрут, поведала о всех тех местах, которые мы должны были посетить, пообещала благополучно привести нас назад в Адлер к часу ночи, а затем мы дружно уселись в комфортабельный экскурсионный автобус и…отправились на встречу новым впечатлениям.
Давайте-ка и я, коротко обозначу пункты остановок нашего маршрута, для того чтобы вам, да и мне было легче сориентироваться и ничего не пропустить. Итак пункты: Адлер, граница, Гантиади, мыс Пицунда, Голубое озеро, озеро Рица, Гудаута, Новоафонский православный мужской Симоно-Кананитский монастырь, Новоафонская пещера, Адлер.
Граница
На границе «туда» нас долго не держали. Офицер таможни быстро пробежалась по автобусу, проверила наши российские паспорта, улыбнулась и сказала нам «добро пожаловать». Но вот когда мы ехали «оттуда», нам не только пришлось «сходить с корабля», но и долго простоять в очереди, ожидая проверки наших российских паспортов, нашими российскими, никуда не спешащими, таможенниками.
Гантиади
И вот я в Абхазии (вздох облегчения). И вот я в городе где отдыхала 18 лет тому назад (вздох облегчения дубль два). Как же здесь здорово! Красиво! Все другое! Даже деревья другие, не такие как в Адлере, хотя дорога от Адлера до границы Абхазии на реке Псоу занимает около 20 минут. Что меня поразило, так это немноголюдные пляжи (зато они чище и море лазурнее), 20 лет назад здесь яблоку негде было упасть (совсем как в фильме «Будьте моим мужем»), а сейчас… После войны курорты Абхазии только начинают возрождаться, а следовательно и цены на жилье, еду, развлечения намнооого ниже и отношение к отдыхающим более приветливое и внимательное (хотя не думаю, что с возвращением популярности отдыха в «Стране Души» отношение к приезжим станет хуже, абхазы народ гостеприимный, это у них в крови).
В Гантиади мы были недолго, где-то около получаса. Мы погуляли, сделали снимки на память, немного побарахтались в абхазском Черном море, перекусили и отправились дальше.
Мыс Пицунда
Вот в Пицунде мы пробыли на порядок больше. Поселок Пицунда, наряду с Гаграми являлся излюбленным местом отдыха Советской элиты. Здесь сохранилось и ныне реставрируется огромное количество архитектурных памятников тех времен. Восстанавливаются потрясающие пансионаты и санатории. Одно из главных богатств мыса Пицунда - уникальная реликтовая роща пицундской сосны. Воздух, напоенный ароматом хвои и запахом моря является очень целебным, именно это всегда привлекало и привлекает отдыхающих.
Как я уже отметила, в этом курортном поселке мы отдыхали долго, он всем очень понравился. За это время мы успели не просто побарахтаться, а вволю поплавать, позагорать, поесть вкусные хачапури (лепешки с домашним сыром), которые были куплены тут же на пляже, отведать чурчхела (уваренный виноградный сок с грецкими орехами), прогуляться среди реликтовых сосен вдыхая их целебный аромат (надо же, они растут здесь со времен динозавров), сфотографироваться на фоне замечательных работ советских архитекторов и накупить всяких безделушек на память.
Следующая наша остановка - Голубое озеро.
Голубое озеро
Есть такая легенда. Жили были муж и жена. И были они не молоды. Как-то раз муж пошел на охоту, а когда вернулся, то жена увидела перед собой не старого морщинистого супруга, а молодого привлекательного юношу, коим являлся муж «энное» количество лет назад. «Как тебе это удалось?», - воскликнула жена. «Не знаю, - ответил муж, - я просто прилег отдохнуть на берегу красивого голубого озера, а когда проснулся, то умылся и пошел домой». «Где это озеро?», - сгорая от любопытства, спросила женщина. Муж указал дорогу, и жена тут же отправилась в путь. Проходит день, два, неделя, а женщины все нет. Супруг подумал, что жена помолодела, похорошела и решила больше к нему не возвращаться. Все же мужчина пошел на то озеро проверить, все ли в порядке. Каково же было его изумление, когда, придя на берег этого чудесного водоема, он увидел маленькую плачущую девочку. Это была его жена. «Эх, женщины, вечно вам всего мало», - воскликнул муж и забрал маленькую девочку к себе домой. Вот…
К чему это я? А вспомнила, к тому, что Голубое озеро не простое, а волшебное и если вы умоетесь его водой, то чудесным образом омолодитесь лет на десять. Поэтому, пожалуйста, никогда не купайтесь в нем, особенно если вам нет еще 80 лет. Лично я умыла только лицо, ручки и ножки…
Озеро Рица
Дорога на озеро Рица сама по себе уже отдельное приключение, пропитанное адреналином. Только представьте, вы едите по узкой дороге, которая на протяжении 40 км бежит, извиваясь между скал по ущельям реки Бзыбь, ее притока Геги и впадающей в нее Юпшары, которая вытекает из самой Рицы. Иногда вам приходится проезжать сквозь тоннели, выдолбленные в скале, и тогда вы погружаетесь в полный мрак. В отдельных местах дорога сужается и проходит над пропастью, тогда вас охватывает страх и сердце переходит на бешенный темп. А вокруг сказочной красоты горы и все такое зеленое-зеленое: самшит, сосны, оливковые деревья, фундук, магнолии, олеандры, камфорный лавр, эвкалипт, пальмы и приморские лилии. На лугах пасутся ко… правильно, коровы, только они какие-то другие, не похожие на наших: маленькие.
Но вернемся к основному маршруту и двигаемся дальше в сторону Рицы. Нас ждет живописный Юпшарский каньон и знаменитые водопады: Мужские и Девичьи слезы. Затем дорога поднимается выше и вот она - сказочная Рица. Вода в озере голубого цвета, это объясняется тем, что дно покрыто отложениями лазурита, а вода удивительно прозрачна. На смотровых площадках можно отведать шашлык, мамалыгу, форель, домашний сыр, красное вино и свежевыжатые гранатовый и мандариновый соки, прокатиться на катере или катамаране.
Я решила отведать местную кухню: мамалыгу с копченым мясом и аджикой. Мамалыга это такая густая пресная каша из кукурузной муки, ее здесь едят вместо хлеба. А аджику, густой острый соус готовят из алычи, барбариса, ежевики, граната, зеленого винограда, томатов и толченых грецких орехов.
Не знаю как другим, но мне понравилось, хотя во рту все горело и пылало.
Ну что, поехали дальше?
Гудаута
Эта остановка была самой короткой и пожалуй самой веселой, вернее отправились мы из этого города «навеселе». Все дело в том, что в этом местечке у нас была экскурсия по винному заводу с бесплатной дегустацией вин по окончанию. Еще там мы попробовали чачу - абхазский самогон. В общем, сами понимаете, что больше ничего про этот город я рассказать вам не смогу, а потому двигаемся далее.
Новый Афон
Небольшой, но удивительно красивый город, расположен у подножия двух живописных гор: Иверской и Афонской. В этом городе у нас было запланировано две экскурсии: по новоафонскому православному мужскому монастырю и по новоафонской пещере.
Не буду подробно останавливаться на рассказе о том когда, как и почему была основана эта обитель, так как эта тема отдельной статьи, скажу лишь, что ЭТО стоит посетить и что монастырь произвел на меня неизгладимое впечатление своей красотой и статью. Один только величественный Пантелеймоновский собор, что высится в центре обители, чего стоит. Его венчают пять куполов и построен он в так называемом нововизантийском стиле. «Ляпота»!..
Теперь пещера. Она является крупнейшей пещерой Западного Кавказа и расположена в недрах Иверской горы. Экскурсия проходит по шести из девяти залов. Длительность маршрута - 1,5 часа. По искусственно пробитому тоннелю миниатюрный поезд с шумом и грохотом доставил нас в подземный дворец с озерами, сталактитами и сталагмитами разных цветов. Только там я раз и навсегда уяснила для себя, что такое сталактит и чем он отличается от сталагмита (в школе почему-то до меня это не доходило). В пещере было прохладно: постоянная температура +11 градусов. Я же, как назло, не захватила ни одной теплой одежды (первая неудача), а потому все 1,5 часа мне пришлось кутаться в шелковое парео и дрожать от холода. В конце экскурсии взору открывался величественный каменный водопад Апсны. Высота его - 20 м, ширина - 6м. И тут меня постигла вторая неудача: села батарейка у моего фотоаппарата и как я его не мучила, работать он отказывался. Ну, как всегда, на самом интересном месте.
Когда мы вылезли из пещеры, на улице уже было очень темно, а мы были уставшими, голодными, но довольными. Мы «заползли» в наш автобус и …поехали, поехали на Родину. Кто-то дремал, кто-то молчал, кто-то ногой качал, дело было вечером, делать было особо нечего.
В общем, понравилась нам поездка, запомнилась. Собирайтесь и вы, пакуйте чемоданы, благо скоро лето, каникулы!