Продолжаем фотоотчет про Киргизский хребет (6 к.с., июль 2015). С первой частью отчета можно ознакомиться по ссылке:
-
Часть 1, акклиматизационная.
Итак, пройдя первых три перевала, мы начинаем спуск по долине реки Ала-Арча, пока не отставая от графика. В первой части отчета я уже показывал озера в верховьях этой долины, но и сама речка не менее красивая: вода в ней не грязно-ледниковая, как в большинстве горных рек, а молочно-бирюзовая с бурлящими перекатами.
После обилия снега и льда глаз радуется простому и земному - траве и цветам:
Сваливаемся вниз к администрации заповедника (там уже имеются блага цивилизации: гостиница, кафе, горячий душ, электричество и проч.), находим себе укромное тенистое местечко и устраиваем дневку со всеми вытекающими (постирушки, праздник живота и т.д.). За праздными разговорами:
После дневки у нас начиналась основная техническая часть похода, и дальнейший путь лежал на ледник Учитель, под подножие пиков Корона и Семенова-Тяншанского (определяющие вершины района, чуть-чуть не дотягивающие до пятитысячников). Тропа проходит мимо красивого водопада и альпинистских стоянок у хижины Рацека, но сфотографировать я это не удосужился. А вот верхний приют альпинистов на леднике Учитель (хижина Наука) произвел на меня неизгладимое впечатление:
В этих гостеприимных стенах мы провели-таки жаркую ночку :)
Но расслабляться некогда, ближайшим по плану у нас значится восхождение на пик Семенова-Тяншанского (4895 м). Поднимались мы с северной стороны по маршруту 3А. Группа на подходе к вершине:
Чем выше, тем роскошнее виды. Начинаешь понимать, что земля все-таки круглая :) Пока идем в связках с одновременной страховкой, рельеф позволяет:
Хотя иногда приходится вставать на четыре конечности :)
Антон проверяет трещину ледорубом, насколько надежен снежный мост:
Небольшой участок траверса перед определяющим вершинным взлетом:
Внизу под нами пик Байчечекей и перевал Байчечекей (его мы проходили семь лет назад, в 2008):
Подходим под берг (поперечная трещина на леднике), и далее начинается чисто ледовый склон, где приходится уже вешать веревки:
Первые 5 веревок по льду (местами достаточно крутому до 60 градусов), и потом еще полторы веревки по сильно разрушенным скалам. Саша выходит на гребень, а там у снежного карниза уже примостились Коля с Андреем:
С гребня по другую сторону открывается вид на перевал Хрустальный (3Б), который тоже у нас значился в планах и от которого мы потом отказались по причине его небезопасности:
Панорама с гребня с охватом пошире:
Последние полверевки проходят по совершенно омерзительным скалам: казалось бы, нет недостатка в каких угодно выступах, но только берешься за него рукой, как сразу понимаешь, что сейчас отломишь этот кусок скалы, и хорошо еще, если не себе на ноги. Ну а вниз лететь - это как в песне у Визбора: "А сколько он падал? Там метров шестьсот...". Пока не забил швеллер в подходящую трещину, не рискнул грузить ногами это нагромождение скальных обломков:
Женя проходит предпоследнюю веревку по скалам:
А вот он уже выходит на вершину. Йо! :)
Коля на скале:
Андрей крупным планом:
Вид на Корону (нагромождение скальных башен справа) и на первал Орджоникидзе (левее от Короны) с вершины пика Семенова:
Парни на вершине пишут записку:
Кстати, с вершины мы сняли весеннюю записку (март или апрель 2015) альпинистов из Владивостока. Было приятно осознавать, что до тебя тут последними побывали земляки, хоть я и уехал из Владивостока 12 лет назад.
Спускались по пути подъема, все те же шесть с половиной веревок. Вечер порадовал закатными красками:
Краски эти меняются за считанные минуты:
Апогей заката:
Честно говоря, на Семенова изрядно наломались. И даже не столько на определяющем участке, сколько на подходах, очень уж они длинные, а на спуске добавился еще и раскисший снег, в который самые тяжелые уходили по пояс. Возможно, усталости способствовало и то, что весь день с раннего утра ничего не ели и очень мало пили. Поэтому на следующий день решили устроить полудневку до обеда, а потом поближе подойти под следующий перевал. Бардак на утро после восхождения:
И спящие богатырским сном:
Следующим у нас был перевал Корона Северная (3А, 4400 м). После обеда подошли под него поближе и стали лагерем:
Ниже на фото пунктиром обозначен наш завтрашний путь подъема. Траектория смотрится несколько странно и не логично, но причина банальна: этот путь был оптимален, чтобы минимизировать риски, связанные с камнепадами, то и дело сходящими по бокам. Станции для накопления старались по возможности делать под прикрытием скальных островов, хотя это далеко не всегда удавалось. А камни, сходящие по крутому голому льду - жуткое дело. До сих пор вспоминается этот жужжаще-вибрирующий звук, предворяющий полет очередного снаряда. В общем, не ходили бы вы туда, когда лед открытый (на снегу хотя бы скорость стопорится). Посыпает по-страшному, и со всех сторон.
Но подъем на перевал нам предстоит завтра, а пока мы любуемся очередным закатом:
Перевал в вечернем освещении и башни Короны справа от него:
Утро следующего дня, и работа на подъеме (привожу несколько фото для передачи динамики - в кадре везде Антон, поскольку он шел за мной вторым и до остальных объектив плохо доставал):
К моменту, когда склон осветило солнце, мы вышли на относительно безопасный участок выше скальных островов.
Всего на подъем ушло 15 веревок, в том числе две веревки сожрал вынужденный предперевальный траверс. Заночевали на перевальной седловине - благо, место там позволяет.
Подготовка спуска с перевала на следующее утро (спуск снежно-ледовый, умеренно крутой, но короткий: ушло всего 4 веревки):
На спуске:
И после спуска:
Подойдя под перевал Хрустальный (3Б), который был у нас следующим по плану, оценили возможные пути подъема и, учитывая опыт с камнепадами на Короне Северной (июль в Киргизии выдался аномально жарким, и посыпало повсюду очень сильно), решили от перевала отказаться. Безопасного пути там просто не было (сход камней по бокам и ледосбросы по центру), а перспективы сидячей ночевки на склоне были очень велики с учетом затяжного крутого подъема. Разбиваем лагерь с прощальным видом на несостоявшийся перевал (площадки пришлось строить самим на боковой морене):
Далее по запасному варианту мы спустились в долину Аламедина. От переправы реки вброд отказались (я до сих пор вспоминаю брод этой реки в 2008 году, едва не закончившийся печально, а сейчас с учетом многодневной жары и повышенного таяния ледников уровень воды в реке еще более повысился). Пришлось спускаться далеко вниз, до моста у пансионата "Теплые ключи", а потом опять подниматься по другому берегу. Следующую часть маршрута пришлось также немного подкорректировать с учетом потерянного времени. Вместо перевала Аламединские зубья (3А) мы сразу пошли на перевал Кыргызстан (3Б, 4450 м), с подъемом по определяющей стороне (со стороны долины Салык и ледника Н.Рериха).
На подходе к перевалу Кыргызстан:
Лагерь под перевалом:
Весь вечер посыпало снегом, поэтому на следующий день подъем решили отложить на сутки, чтобы дать возможность сойти со склона всему мусору, а заодно понаблюдать за склоном в течение дня и ближе к вечеру провесить предварительно пару веревок.
Женя с Андреем ушли на предварительную обработку маршрута. Я подошел к ним поближе, чтобы сфотографировать, но даже с близкого расстояния они смотрятся маленькими козявками среди этого царства льда и снега:
Выше - последние кадры с моего фотоаппарата в этом походе. На следующий день на подъеме мне сначала было вообще не до фотографии, т.к. я был занят на страховке, а потом, когда я сменил Андрея и пошел первым, то, достав камеру на очередной станции, обнаружил, что объектив поломался, и поломался безнадежно. А объектив у меня был всего один :) Может, оно и к лучшему: он был таким старым и так часто ошибался с фокусировкой, несмотря на периодические юстировки в сервис-центре, что его давно уже пора было менять. Теперь точно поменяю :)
Покажу еще несколько фотографий напоследок с этой тройки "б", которые я бессовестно спёр у Антона :)
Технические моменты на подъеме, прохождение берга (фото Антона Курбатова):
Народ мне потом долго вспоминал, что я пошел его прямо "в лоб" :)
Последние метры подъема, Катя выходит на перевальную седловину (фото Антона Курбатова):
Всего на подъем ушло 16 веревок, и последние шесть по довольно крутому льду. Причем, когда лезли вверх, крутизна как-то не так осознавалась (по крайней мере у меня, идущего на четырех конечностях с молотками в руках). Но когда я заглянул с перевальной седловины вниз на пройденный путь - ох ты ж ё-мое, склон уходил куда-то в никуда, смотреть было страшновато, и как-то сразу вспоминаешь про самостраховку.
Спуск с перевала Кыргызстан на другую сторону (ледник Тушинского) технической сложности не представляет (я спустился за 2 минуты на три такта до пологой части ледника, далее шли в связках по левому борту долины, легко распутывая трещины).
На этой жизнерадостной ноте и завершим, ибо визуальный материал все равно закончился, а эксплуатировать чужие фото как-то неудобно. Хотя нет, надо же напоследок лица героев в студию (фото Антона с дневки в Ала-Арче, все в сборе):
Потом у нас были еще два перевала (2Б и 1Б - Салык-Ашу и Проценко), которые дались довольно легко. Выходили в цивилизацию по долине Иссык-Ата. В верховьях этой долины я уже бывал в 2008, а сейчас вот посмотрел и нижнюю часть (по результатам сравнения могу однозначно сказать: верховья гораздо красивее, одни разливы реки чего стоят).
За все это безобразие спасибо Кате :) Как она с нами управлялась, до сих пор не понимаю :)
Обжираловка в Бишкеке пусть останется за рамками этого фотоотчета :) До новых встреч!