Вот уже три недели прошло с того момента, как я вернулся из Австрии, а времени написать об этой поездке пост все никак не находилось. Потому что, не успев приехать, я погрузился в очередной аврал, в котором пробыл две недели к ряду, а потом еще почти неделю от него отходил. Но вот, кажется, собрался.
Для начала надо сказать, что неделя в Вене выдалась супер-мега-интенсивной, как в эмоциональном, так и физическом смысле. Собственно, полетел я туда прежде всего за знаниями - на почти недельный воркшоп по пейнтеру, который мне устроил мой агент Якоб Кольмайер. Маленькое иллюстраторское агентство
Illunet, с которым я уже полтора года успешно сотрудничаю, на самом деле маленькое только по количеству сотрудников в нем - это сам Якоб и его жена Улли - в плане размаха же оно одно из самых крупных в Австрии. Воркшоп проходил в ателье агентства, в городке
Перхтольдсдорф, из которого рукой подать до Вены (собственно, 10 минут пешком до венского пригорода Лизинга). Городок этот примечателен тем, что, когда в XVII веке под Веной во второй раз стояли турки, они стояли именно в нем, и тогда же в нем вырезали поголовно всё население, за исключением двух человек, чудом спасшихся, потому что они в тот день куда-то отлучились из городка. Я люблю историю и хорошо помнил, что османы стояли именно под Веной, и теперь имел возможность убедиться, что они действительно остановились там, откуда до столицы Габсбургского государства было рукой подать. И даже с учетом того, что Вена с тех пор сильно разрослась, расстояние выходит всё равно мизерное.
Первые два дня я просто с утра до вечера смотрел, слушал, рисовал и запоминал, а начиная с вечера третьего дня еще и ездил в Вену на прогулки по достопримечательностям. Прогулки эти в результате заняли почти все последние три дня и включали в себя, помимо простого хождения по улицам с разинутым ртом, посещения всевозможных музеев. А надо сказать, что в тот момент в Вене было очень холодно и лежал снег, поэтому передвигаться я старался исключительно быстро, не смотря на то, что снег и лед сильно осложняли движение. Увидеть я смог далеко не всё. Из всех музеев, в результате, успел попасть только в три, но и этого оказалось более чем достаточно для первого раза - впечатлений и стимулов было столько, что я их еще два года буду разгребать:)
Вообще надо сказать, что такого впечатляющего по пышности и роскоши города я еще не посещал. По этим критериям город стоит в одном ряду с Питером, Парижем и Римом, и в чем-то их даже превосходит. За счет пропорций высоких домов, стоящих посреди относительно узких улиц, и, внезапно, огромных площадей и проспектов, возникающих то тут, то там, город кажется огромным. Но, в то же время, он показался мне не таким спешащим, как Париж и не таким шумным, как Питер - хотя, возможно, такое впечатление сложилось из-за заторможенного времени года, выпавшего на момент моего посещения австрийской столицы.
Весь погруженный в упражнения и запоминание новых знаний, я только на третий день вспомнил, что в Вене живет
albicocca, замечательный иллюстратор Лена Долгова. В свое время, когда она приезжала навещать
miumau я немножко
походил с ней по Берлину и теперь она повторила то же самое со мной в Вене. А точнее, как это всегда бывает в интенсивные моменты моей жизни, события и люди чудесным образом сгустились. Как раз когда я приехал в Вену, Лена
кинула у себя в жж клич на предмет посещения выставки венских студентов-графиков из местного Университета прикладных искусств. Там на выставке Лена познакомила меня с еще двумя замечательными коллегами по иллюстраторскому делу - Наташей Илларионовой ака
natstory и
Дашей Зайченко. В частности Даша как раз и была одной из студентов, устроивших выше описанную выставку.
Выставка оказалась самой крутой студенческой выставкой, на которой мне когда-либо довелось бывать. Она называлась
"Поведение в случае пожара". Под руководством своего профессора
Оливера Картака чуваки сняли целый этаж в офисном здании, в котором офисы находятся по обе стороны длинного коридора (на фотке), и в каждом из этих офисов весь вечер играли с ощущениями невинных посетителей.
Они ломали стереотипы, заставляли думать нетривиально и просто развлекали. Каждый делал это по-своему, но и вцелом, и по отдельности это было великолепно! Правда, Дашин аттракцион я сходу чуть не сломал, но в результате мы снова всё наладили, и, к тому же, было найдено единственное уязвимое место, и устранено. А принцип к нее был такой: ты попадаешь в комнату с тремя дверями, две из которых закрыты, и, когда закрывается третья, на мониторе черной тумбы, стоящей посреди комнаты, начинается отсчет времени. От дверей к тумбе ведут провода, больше в комнате ничего нет.
Вот как это выглядело:
И теперь начинается квест: как выбраться из закрытой комнаты, когда все двери в ней открываются только снаружи? Я первым делом выдернул из розетки вилку от тумбы с монитором. Но это мало на что повлияло. В последствии оказалось, что в тумбе был спрятан аймак, подключенный выше описанными проводами к датчикам на дверях.
Решение задачи простое, но сперва нужно изменить образ своего мышления, чтобы прийти к нему. Достаточно всего лишь постучать в дверь изнутри - и тебе тут же откроют другие желающие попасть в эту комнату, такие же ни о чем не подозревающие, как и ты, до попадания в нее.
И таких штук, где приходилось менять свой взгляд на вещи, там была масса и всё было выполнено безукоризненно.
Начиналось всё с того, что на входе люди в белых халатах и респираторах выдавали каждому по стаканчику с "пилюлями" и инструкцией к применению:
В пилюлях были специи и лакрица, но я даже не сразу понял, что они настоящие, а не муляж:)
От входа на нужный этаж вез лифт, в котором вас сопровождал чувак в ливрее, как в нью-йоркских отелях. А на нужном этаже был тот самый коридор с дверями. В одну мы уже заглянули, но в остальных было не менее интересно.
За одной из дверей вас ожидали арт-объекты в виде аккуратно склеенных бумажных звезд, внутри которых были полоски бумаги с текстами, добраться до которых можно было только разорвав эти красивые звезды. Рвать их должны были сами посетители.
В другой комнате были подвешены мешки с песком, который постепенно засыпал всё, что было в комнате.
В третьей - один из студентов инсценировал свою собственную смерть. Посреди комнаты стоял стол, на котором он лежал в позе мертвеца, а вокруг стояли предметы из его жизни и его детские фотографии.
В одной из комнат можно было рисовать огромными фломастерами в гигантской детской книжке-ракраске:
Также там была комната, изображавшая музей будущего. В настоящих витринах и псевдо-инсталляциях современным людям показывали старые компьютеры и телефоны, покрашенные под золото, гипсовые слепки обыденных вещей, типа расчесок и прочее, что могли бы увидеть наши потомки в своем историческом музее.
Была там и комната, в которую была помещена еще одна комната из брезента, в которой был лабиринт:
Еще там была комната с эффектом ЛСД. Нужно было смотреть на экран, на который проецировался движущийся узор, после которого, при взгляде на пол, потолок или стены, всё вокруг приходило в движение:
Экраном там была обратная сторона гигантской марки ЛСД, висящей посреди комнаты.
Одна из комнат была заперта и из нее доносилось жалобное поскуливание запертой собаки. В другую комнату, из которой доносилась веселая музыка и смех, зайти было невозможно, потому что вход загораживал кусок надувной крепости:
Отдельного рассказа заслуживает комната, в которой можно было устраивать кетчупный баттл. В соседней комнате на вас надевали комбез и выдавали бутылку кетчупа:
Оттуда вел путь в соседнюю комнату, в которой вскоре всё выглядело так:
Зрители могли заглядывать туда, где проходили баттлы, сквозь узкую щель для писем.
В одной из комнат сидел злой сосед. Комната была огорожена по всему периметру забором - так, что вокруг него можно было пройти, но не более того. В середине же, за забором, была искусственная трава, на которой стоял шезлонг. В шезлонге сидел "сосед", который со всеми спорил, ругался и орал на тех, кто решался спорить с ним; Он даже угрожал некоторым, что набьёт морду. Это было потрясающе! Чуваки специально наняли актера, который замечательно исполнял роль соседа.
Еще там была комната, в которую я не попал, потому что ее открыли уже после того, как мы ушли: в ней к стенам были прилеплены ложки, в которых было желе из водки с ягодками:
Была там комната с искусственной зимой и комната со свисающими с потолка обезглавленными куклами и кровавой подсветкой. Из динамиков там доносился голос, бормотавший, что не нужно бояться, всё будет хорошо и тд., отчего становилось еще более жутко, потому что ты постоянно ждал, что вот-вот произойдет что-то неожиданное. Но ничего не происходило и от этого впечатление жути только усиливалось, потому что напряжение росло и не отпускало.
Но больше всего меня поразила комната, рядом с которой не было наклейки с именем автора проекта. Она выглядела как самый обычный кабинет, каких в этом здании раньше было навалом. В нее даже сперва боялись заходить люди, потому что думали, боясь нарушить чьё-то личное пространство, настолько аутентично всё выглядело. Вот, посмотрите, разве можно, глядя на этот кабинет, подумать, что это всего лишь еще один способ разрушить ваши стереотипы в голове?
Фотки честно натырены из интернетов, среди авторов: Густав Бахмайер, Даша Зайченко и другие.
Я остался под сильнейшим впечатлением.
Как оказалось, Даша и Лена - коллеги по
иллюстраторскому агентству, принадлежащему Каролине Зайдлер. Так сказать, конкуренту моего Иллюнета (на самом деле - нет, агентства обслуживают немного разные ниши). Сама Каролина тоже пришла на выставку с огромной красивой собакой. В общем, в какой-то момент там образовался целый небольшой иллюстраторский хэппенинг. Подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают.
Как минимум таким же сильным впечатлением, как эта выставка, для меня оказались работы Эгона Шиле, выставленные в музее Леопольда. Я еще очень долго буду переваривать ту информацию, что я получил от их просмотра в оригинале. И очень жалею, что в музее Леопольда слишком мало работ Густава Климта, а в Бельведер на выставку Климта я в этот раз, к сожалению, не попал.
Ну и вообще, что касается всяких пошлостей, типа сосисок, вальсов, шницелей и торта Захер - меня это всё мало интересовало, хотя одну туристическую галочку я всё же поставил:
albicocca и
natstory завели меня в собор святого Стефана, откуда я через 5 минут успешно вышел, немного почувствовав себя настоящим туристом.
Что ж, одно я понял: Вену мне придется посетить еще раз, при чем, желательно, в теплое время года - тогда, я надеюсь, мне удастся увидеть всё то, чего мне не довелось увидеть в этот раз. А еще я очень хочу в следующий раз прокатиться на венском трамвае - самом теплом и ламповом трамвае из всех, какие я где-либо видел за последние 20 лет. Такие дела.
А еще из Вены я привез новую картинку для своего портфолио: