Желтая левая

Jun 22, 2024 14:29


Наткнулся тут случайно на забавную статью в давно (уже лет 10  как) накрывшемся сетевом изданьице Лефт.ру. По стечению обстоятельств она оказалась созвучна занимающему меня ныне сакраментальному вопросу:

А возможно ли вообще сейчас левачковое не то что движение, но хотя бы просто интернет-сообщество без взаимной ругани, обвинений во всякого рода -измах и просто доносов друг на друга с требованиями забанить тоого или иного охальника и осквернителя принЫпов «единственно верного учения»?

И вот как раз эта статейка в давно загнувшемся левацком сайтике меня убедила в том, что нет - не может быть такого левацкого сообщества.

Почему - см. ниже



От главного редактора

С удовольствием представляю нашим читателям новую рубрику на очень важную тему проникновения в нашу левую журналистику и левое общественное мнение духа и буквы худших образцов буржуазной прессы и приемов пропаганды построенных на лжи или преувеличениях и натяжках, практически неотличимых от нее. "Проникновение" - это, пожалуй, слишком дипломатично сказано.

В действительности, вопрос стоит так: возможно ли как-то переломить деградацию стиля левой публицистики, которая началась чуть ли не со времен Маркса. Собственно, уже в отвратительном эпизоде борьбы между Бакуниным и Марксом можно найти почти все родовые черты будущей желтой левой прессы. Особенно, со стороны Маркса и его сторонников. Немало печальных наблюдений можно сделать и читая Ленина и вообще большевистскую литературу его времени. Чем вызвана та особая ожесточенность, свирепость и предельно грубый и оскорбительный тон левой публицистики, которые так хорошо знакомы всем нам?

Троцкий как-то раз, и по другому поводу отметил особенно острый характер конкуренции между левыми интеллигентами. Он объяснял это крайне ограниченным числом мест в руководстве, которое может позволить себе рабочее движение и его партии. Наверное, к этому надо добавить и тот особый психический фон экзальтированности, который неизбежно сопутствует политическому радикализму, особенно левому, и свойственен представителям крошечных меньшинств, полным чувства всемирного значения своей миссии. Ну а так как последняя заключается не менее, как в спасении человечества, то тут уж не до сантиментов и вежливостей. Наконец, радикал-марксист не может не говорить от лица класса, по отношению к которому он что-то вроде старшего брата малолетки. Радикал-марксист всегда беззаветно предан этому малолетке, ощущает себя его защитником от моря враждебных ему сил. Причем, малолетка отличается удивительной способностью теряться. Каждый встречный, поманив его пальцем, пообещав конфетку или просто сделав ему козу, может сбить класс-малолетку с пути истинного, а это означает, что человечество может остаться неспасенным.

До галантностей ли в таких случаях? до буржуазных ли церемоний? И вот уже несутся "иудушки" и "враги народа", "провокаторы" и "цепные псы фашизма". И только под самый конец Ленин вдруг с тревогой замечает, что Сталин "слишком груб". И действительно, оказалось, что от "грубости" до подвала и пули в затылок всего-то несколько съездов. И, не скрою, подумал сейчас, а какова была бы судьба Бакунина и его друзей, если бы в Европе победил 1-ый Интернационал Маркса? Нет, я не хочу объяснить политическую борьбу моральным качествами ее участников. Но я спрашиваю себя, не могла бы эта борьба избежать некоторых самых своих катастрофических последствий, если бы ее участники остались в плену "буржуазных церемоний"?

Впрочем, не будем смешивать прошлую эпоху с нашей. Экзальтация и грубость прошлых поколений можно понять, как следствие действительно тяжелых испытаний и страданий, как класса, так и представителей его авангарда. Ничего подобного не наблюдается сейчас. Ни ленских расстрелов, ни каторги, ни виселиц. Мы переняли по инерции левый стиль прошлого. Поэтому, отчасти, так комичны, так неподражаемо подходят под ноздревщину все эти расхожие иеремиады нашей левой общественности насчет "провокаторов", "предателей рабочего класса", "буржуйских подголосков", "фашистов" и прочих персонажей левой демонологии.

Итак, стиль сугубой экзальтации, манихейской риторики (т.е. черно-белого представления о мире), свирепого, параноического поиска врага в каждом, кто хоть на волосок имеет отличное от тебя мнение, стиль грубости, ошибочно принятой за твердость убеждений, - это главные черты желтой левой прессы, от которых нам надо избавляться. Не только потому, что нам нужна умная, честная, морально авторитетная, подлинно демократическая пресса и публичность, но еще и потому, что ее теперешние пороки часто используются нашими противниками для мимикрии под левую прессу, под левую политическую позицию. Это один из любимых приемов буржуазных, лево-либеральных идеологов. Его хорошо разбирает Валентин Зорин на примере последнего заявления некой группы под названием "Новое сопротивление".

Словом, я надеюсь, что наших читателей и авторов заинтересует эта тема и они примут самое активное участие в ее разработке.

Благодарю Дмитрия Якушева, Валентина Зорина и Марину Штольц за их любезное согласие вести этот раздел.

Антон Баумгартен

Previous post Next post
Up