или
Трудная политическая судьба товарища Этманова
Начало нового 2018 года принесло неожиданную и где-то даже сенсационную новость: в Российской Федерации впервые был по суду признан иностранным агентом и на этом основании ликвидирован… профсоюз. Причём, не просто профсоюз, а один из самых активных и известных - еще недавно аббревиатура МПРА была очень даже на слуху.
В «левом» сегменте рунета по этому поводу уже намечается возмущенный вой, присоединиться к которому было бы легко и приятно, но… есть некоторые детали.
Изначально сокращение МПРА означало «межрегиональный профсоюз работников автомобилестроения». С таким названием он в 2006 году выделился из ФНПР. Но сейчас МПРА при том же наборе букв профсоюзом в точном смысле слова назвать уже нельзя; это «Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», которая борется уже не только за чисто профсоюзные цели (прибавки к зарплате, сокращение рабочего дня, соблюдение техники безопасности и условий коллективных договоров), но и ставит уже вполне себе политические задачи. Например, добиться таких изменений в статью 134 Трудового кодекса, которые бы обязывали работодателей индексировать зарплату в соответствии с уровнем инфляции.
Цель, что и говорить, достойная, но уже выходящая за рамки классической профсоюзной деятельности. Политическая цель. А тот, кто таких целей добивается, должен иметь в виду ограничения, которые содержатся в «законе об иностранных агентах», среди которых главным является запрет на иностранное финансирование.
Как раз по этой части у МПРА все сложно. Его лидеры не раз сами признавали, что получают финансовую поддержку от всяких-разных зарубежных структур - от германского фонда Фридриха Эберта до американской USAID… Ну, и ещё от швейцарского «профсоюза» «Глобальный индустриальный союз».
А раз так, то, закон требует: будьте любезны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. Причём, сами. А если «не»? Тогда будьте готовы к тому, что вашу деятельность прекратят по суду...
Неприятно? Ну, да. А кто обещал, что классовая борьба будет легка и приятна? То-то…
В принципе, выйти из этой ситуации МПРА может достаточно легко. Сейчас в профсоюзе (если верить его пресс-секретарю Ивану Овсянникову) состоит до 4 тысяч человек. То есть, по нынешним законам этого более, чем достаточно для создания политической партии - с 2012 года для этого нужно-то всего 500 человек. Можно даже любимую аббревиатуру сохранить, назвавшись какой-нибудь «массовой партии рабочих анархо-синдикалистов». Создать из особо сознательных профсоюзников такую партию, с ходу зарегистрировать её как «иностранного агента» (по факту это никаких особых обязанностей, кроме дополнительной финотчетности не накладывает), да и выходить на политическую арену.
Между прочим, именно так, из профсоюзов, упёршихся в потолок чисто экономических требований, и вырастали массовые рабочие партии на Западе. Может и у нас так будет?
Увы, в этом есть все основания сомневаться. Для того, чтобы такие сомнения возникли, достаточно ознакомиться с биографией лидера МПРА Алексея Этманова. На первый взгляд, перед нами типичный рабочий вожак-самородок: родился в 1972 году, во время службы в армии оказался в огне карабахского конфликта, работал маляром, автослесарем, пытался завести собственный бизнес по продаже автозапчастей, но… В общем, с 2003 года он - сварщик на заводе «Форд Моторс» во Всеволжске, с 2005-го - профсоюзный активист, в 2006-м исключен из ФНПР за «экстремистскую деятельность», в 2007-м - организатор первой забастовки, в 2008-м - объект двух нападений (отбился при помощи травматического пистолета)…
Убери из этих дат сто лет, и получится жизненный путь пролетарского революционера, который должен его неминуемо привести…
И вот тут - стоп. Политически профсоюзный лидер Этманов шёл не «справа-налево» (что было бы логично), а в прямо противоположном направлении. В 2009 году он баллотировался во Всеволжский городской совет депутатов от КПРФ (не прошёл, хотя и набрал 43% голосов на своем участке), в 2010-м стал одним из сооснователей «Рот-Фронта» (для регистрации партии не хватило численности), в 2011-м избрался в Законодательное собрание Ленинградской области от «Справедливой России», а в 2016-м вообще вступил в партию «Яблоко» и возглавил её региональный список в Ленинградской области.
То есть эволюционировал товарищ (или уже господин?) Этманов от теоретически кондового марксизма-ленинизма КПРФ, через рот-фронтовский анархо-синдикализм и эсеровский квази-социализм к яблочно-буржуазному либерализму.
Всякое, конечно, бывает, но в изменение направления идейной эволюции 45-летнего гражданина как-то не верится. Так же, как и в превращение под его руководством МПРА в настоящую рабочую партию.
Можно, конечно, возмутиться тем, как товарищ Этманов организационно скис и либералам идейно продался. Однако уж нам ли в России не знать, как грызутся между собой лидеры разнообразных «левых» тусовок, как относятся к чересчур активным товарищам функционеры КПРФ, как приспосабливаются к веяниям сраведливороссы… Ей-Богу, на таком фоне особо упёртые либералы-яблочники могут произвести впечатление людей вполне себе идейных. На первых порах, разумеется…
А куда повернутся симпатии пролетарского вожака Этманова после «яблочного периода» остаётся только гадать. Во всяком случае, мимо «Единой России» и правее ЛДПР тоже есть куда...
http://narpolit.com/index.php/politicheskij-pejzazh/333-proletarskij-liberalizm.html