Страсти по "самолёту Можайского"

Jul 20, 2015 15:24

Оригинал взят у vikond65 в Страсти по Можайскому II
О Можайском снова вспомнили в конце 1940-х годов в разгар кампании по борьбе с "безродным космополитизмом" и "низкопоклонством перед западом". Одним из проявлений этой кампании было доходящее до абсурда стремление заявить о российском приоритете едва ли не во всех областях науки и техники. Разумеется, Александр Федорович с его "воздухоплавательным снарядом" оказался как нельзя кстати. Он тут же стал одними из символов русского превосходства наряду с "изобретателями паровоза" Черепановыми, "изобретателем паровой машины" Ползуновым и "изобретателем велосипеда" Артамоновым.

Пропагандистов не смущало отсутствие архивной информации, ведь ее легко можно придумать. Все равно, архивы надежно закрыты и никто ничего проверять не будет. Так была выдумана дата летных испытаний самолета Можайского - 20 июля 1882 года и "механик Иван Голубев", якобы проводивший эти испытания.
Однако в апреле 1883 года, то есть почти через год после "испытаний", комиссия Русского технического общества по ознакомлению с проектом Можайского писала в своем отчете, что его летательный аппарат еще не готов. В этом отчете есть еще один крайне любопытный момент: описание самолета дано со слов самого Можайского, поскольку он отказался пустить комиссию на огороженное высоким забором место постройки "воздухоплавательного снаряда" в Красном селе и продемонстрировать результаты работ. Таким образом, самолета комиссия не видела, однако Можайский, ничтоже сумняшеся, попросил у нее денег на завершение строительства. Невольно возникает вопрос: "а был ли мальчик?"
Но у авторов роскошного фолианта "Рассказы о русском первенстве", изданного в 1950 году, такого вопроса, разумеется, не возникло. Без тени сомнения они писали: "После разбега со специального наклонного помоста, облегчившего отрыв машины от земли, самолет поднялся в воздух и перелетел через поле. Управляемый рукой человека аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателями, совершил первый в мире полет".
В том же году на экраны вышел художественный фильм "Жуковский", в котором самолет Можайского успешно летал на глазах у многочисленных зрителей и самого изобретателя.



Сильно заретушированный кадр из фильма "Жуковский" с самолетом Можайского на испытаниях и его создателем в исполнении актера Боголюбова.
Испытания самолета Можайского стали одним из распространенных сюжетов советской историко-патриотической живописи.





Между тем, на рубеже 1970-80 годов, в преддверии столетнего юбилея самолета Можайского учеными ЦАГИ были проведены исследования его летных данных, исходя из имевшихся сведений об аэродинамической схеме, массогабаритных характеристиках и энерговооруженности "воздухоплавательного снаряда". Результат получился обескураживающим: самолет Можайского в принципе летать не мог. Чтобы аэроплан оторвался от земли его паровые машины должны были развивать мощность вдвое больше той, которую они фактически выдавали согласно описаниям.
На этом вопрос о "полете" можно считать закрытым, однако остаются еще два: проводились ли испытания и был ли самолет реально достроен? Ответ на них дает отчет комиссии под председательством лейтенанта М.М. Борескова, которая осмотрела самолет Можайского 11 июля 1890 года, вскоре после смерти его создателя, и задокументировала результаты осмотра.
Согласно отчету, самолет представлял собой деревянную лодку с крыльями без двигателей и винтов (далее - цитата).

"К бортам лодки прикреплены неподвижно две четырехугольные деревянные рамы, которые предполагается обтянуть шелковой тканью (крылья).
В кормовой части должен находиться руль с двойным движением вверх, вниз и в стороны.
В носовой части и с боков предполагаются три винта для перемещения аппарата вперед по горизонтальному направлению, винты приводятся в действие 3-мя паровыми машинами (в большинстве описаний указано, что на самолете Можайского стояли две паровые машины, прим. В.К.). Аппарат установлен на 4-х стойках с колесиками.
Крылья и руль прикреплены к корпусу, но не обшиты материей, которой имеется в сложенном виде около 3400 квадратных футов.
Кроме того имеются различные мелкие принадлежности, как-то блоки, приводные ремни, передаточные колеса и т.д".

Таким образом, из описания ясно, что даже к моменту смерти конструктора аппарат был далек от завершения, а рассказы о его испытаниях выглядят, к сожалению, более чем сомнительно.

Касательно "самолёта Можайского" ответ нашли еще в 1951 г.
Появление в конце 1940-х начале 1950-х гг. среди многочисленных биографических книг таких, где приводились не подтверждаемые документами сведения, отстаивались несуществующие приоритеты, поставило перед учеными задачу противостоять этим публикациям. Чтобы приостановить поток работ, фальсифицирующих историю отечественной науки, Отделение технических наук АН СССР в мае-июне 1951 г. организовало специальную дискуссию, привлекшую внимание специалистов. По докладам Зворыкина А.А. и Виргинского Г.С. выступили более 300 (трехсот) человек.
В ходе дискуссии в числе недостоверных были отмечены работы Шепилова И.Ф., Кожевников Г.Б. и др. о Можайском
По результатам дискуссии выработали резолюцию о том, что авторы должны уделять внимание "документальному установления отечественного приоритета их открытий и изобретений на основе глубокого научного анализа; не ухудшать и не улучшать истоию техники. а объективно судить о людях по их делам, по тому, что они дали нового в сравнении со своими предшественниками, рассматривать явления в конкретной исторической обстановке".
Результатом дискуссии в конечном итоге стало появление книжной серии НБЛ.
Несмотря на то, что более 30 лет назад специальное исследование Центрального Аэрогидродинамического института неопровержимо доказало, что этот самолет в принципе летать не мог, до сих пор выдумка о "первом полете" широко шагает по страницам многочисленных бумажных и электронных изданий, включая всенародно любимую "Википедию".
Надо заметить, что "можайское" исследование ЦАГИ вовсе не было секретным. Еще в советские времена оно неоднократно публиковалось, в частности, в книге "Авиация в России", изданной в 1988 году солидным тиражом 50 тысяч экземпляров. Однако люди всегда предпочитают верить красивым патриотическим легендам, а не скучной научной аргументации, которая эти мифы разрушает. И ничего уж тут не поделаешь.

облом с приоритетом

Previous post Next post
Up