Рассматриваем Брейгеля: Игры детей

Feb 21, 2017 12:46

Оригинал взят у cheger в Рассматриваем Брейгеля: Игры детей

Продолжим смотреть Брейгеля и на этот раз давайте рассмотрим его буквально бесконечную картину "Игры детей". Почему бесконечную? Да потому, что у её перспективы нет конца. Так же эта картина является одной из самых многосюжетных полотен автора.

Стихия городской жизни - центральные композиции в творчестве Питера Брейгеля. На полотне «Игры детей» изображена улица, усыпанная детьми, которые дурачатся и играют. Художник уже обращал свой взор в сторону праздной толпы, а в этот раз с точностью писателя рассказывает зрителю о нелепости человеческой деятельности. Таким образом, автор обращается к проблеме места человека в мире.

На обозрение публике представлено городское пространство, достаточно открытое, подобное современным площадям, но выполненное в средневековой манере. По разным сторонам улицы стоят дома, иногда не очень реалистичные, но при этом вовсе не приукрашенные. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. И везде, на каждом кусочке свободного пространства пристроились толпы детишек, которые играют с утра до вечера.

Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Детишки ходят на ходулях, играют в салочки, гоняют обруч.

Причем в этом посте я постараюсь раскрыть больше не  тайный замысел художника, а рассмотреть её именно как исторический источник - то есть показать, что за игры были популярны в Европе в то время. Как бы страшно это не звучало, но я назову их ВСЕ.


Нидерланды | | «Игры детей» | 1560 | Дерево, масло | 118х161 | Художественно-исторический музей, Вена



Брейгель не был собой, если бы в описательной манере запечатлел какое-то событие. Его волнует другая мысль: бессмысленность человеческого существования. Присмотревшись можно увидеть игры, в которых малыши ловко подражают взрослым, изображая свадьбу или магазин, будто сам Брейгель говорит нам о том, что вся деятельность человека абсурдна, чем бы он ни занимался.

На лицах играющих нет улыбок и это выглядит странно. Подобно взрослым, они отдаются игре со всей вдумчивой настойчивостью. Задача, которая всегда стояла перед художником, передать мир максимально достоверное, таким каков он был в ту эпоху жестокости и насилия.

Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон - или поля, или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица. Вдоль улицы - дома. Слева от зрителя - кирпичный дом непонятного назначения. За ним - два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева). В конце улицы - силуэт церкви. Может быть, это Антверпенский собор. Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно. Играющие дети везде - в домах, в реке, на площади, на улице... Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7-8 до 12-13 лет. Прямо перед зрителем - здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Дети есть и внутри. Может быть, это школа? На стене - нечто вроде таблицы. Расписание уроков? В стенку крыльца вделаны кольца. Похоже, что здесь - место для «парковки» лошадей, коновязь. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики. Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа.

Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус - знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад», имеет длину около 5 метров). Стройка еще не закончена, но близка к завершению. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть.  Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей. Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно - за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это - его дочь Мари, год рождения которой неизвестен. Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. На деревьях - свежая зелень. Скупое солнце едва пробивается из-за туч. Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо.

Теперь давайте рассмотри все поподробнее и попытаемся определить, что это за игры?

1. Ныряние, купание и лазанье по деревьям. Причем один из плавающих используею мочевой пузырь быка, свиньи или овцы, чтоб плавать - сам он, видимо пока плавать не умеет


2. Игра в крутящиеся волчком юбки, бочче - игра с мячами и игра в "Кого выбрать?" -  девушка выбирает своего "ребенка" из группы друзей под одеялом


3. Король горы и игра в песочнице


4. Бои рыцарей с вертушками и игра в колотушку


5. Игра в волчки. На фоне писающая у забора девочка


6. Оседлание забора


7. Соревнования по поднятию друг друга   и  упражнения на "козле". Балансирование палочкой на пальце.


8. Стояние на руках, попытка сальто и завязывание себя в узел


9. Прохождение между двумя рядами пинающие тебя ног.


10. Игра в свадьбу. Часто такие свадьбы обыгрывали в день летнего солнцестояния


11. Пиньята.


12. Лента на палочке, которая "играет" на ветру  и "канатка" из корзинок


13. Ходули


14. Кегли


15. Жмурки


16.  Изготовление шапок из прутьев, игры с птицей, надувание мыльного пузыря, летающие лопасти, сделанные из ореховой скорлупы, "Тотон" - предтеча игры в рулетку и кости, игрушечное домашнее животное в виде кирпича.


17. Крещение понарошку. Синий капюшон символизирует обман.


18. Игра с куклами, а на дальнем плане - Рождество Христово


19. Стрельба в сову из водяного пистолета


19.1. Бабки


20. Конек, ковыряние какашки палочкой и игра на флейте и барабане


21. Морра. Предшественник "Камень-Ножницы-Бумага"


22. "Папское кресло"


23. Игра в простой обруч и обруч с колокольчиками. Выше - выкрикивание в бочку


24. Верховая езда на бочке


25. Рыцарский турнир по перетягиванию ремня на "конях"


26. Чехарда


27. Отбивание задницы на доске


28. Надувание свиного мочевого пузыря для последующей игры


29. "Сколько рогов?" Играющий должен угадать, каким количеством пальцев его ударили сзади


30. Игра в магазин.


31. Игра в блошки и ножички


32. Вырывание волос


33. Бросание шляпы через ноги играющего и мальчик с "изюмным хлебочеловеком".


34. Ходули


35. Игра с грецкими орехами. Вариант кеглей


36. Ловля насекомых сачком


37. Игра с бичом


38. Вариант кеглей


39. Эстафета


40. Марбл


41. "Связанные дьявол". Уличная ролевая игра


42. Лазанье по стенам и борьба


43. Процессия, кручение шапки на палке и пристенок


44. "Змейка"


45. Прятки или выше ноги от земли


46. У кого мяч? Надо угадать кто спрятал за спиной мяч


47.  Катание на плечах, колядки, езда на метле, "ломание" стены, разжигание костра,


48. Игра в маски и классические подвесные качели


Использован текст во вступлении:
Автор: Борис Рохленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/62005/

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

игры, ХVI век, маски, нидерландская живопись, детство, репост, Брейгели, Нидерланды, искусство

Previous post Next post
Up