(no subject)

Jul 11, 2009 00:34

image Click to view



Философские науки. № 7. 2006
Палитра молодежной субкультуры

ГОТИКА КАК ОНА ЕСТЬ,
или о старой-новой молодежной субкультуре

ЛЕВИКОВА С.И.

Что такое «готика», и какое отношение она имеет к молодежной субкультуре?
Еще совсем недавно при слове «готика» у нас появлялась лишь вполне конкретная ассоциация с художественным стилем, преимущественно архитектурным, возникшим в позднем средневековье, для которого было характерно зодчество со стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, а также окнами-витражами. Красота и изысканность, возвышенность и устремленность в небо готических соборов сочетались с капитальностью, массивностью, мрачностью как внешней, так и внутренней. Даже самый яркий солнечный свет, проникавший в подобные соборы через окна-витражи, был всегда приглушен и вызывал ощущение торжественного таинственного полумрака. Однако несмотря на то, что готические сооружения, возведенные в глубоком прошлом на века, никуда не исчезли из европейской архитектуры и поныне продолжают поражать воображение (к примеру, одним из самых известных сооружений готики является Собор Парижской Богоматери). Слово «готика» для большинства молодых людей в Европе уже около четверти века, а в России последние несколько лет приобрело неожиданный смысл причудливой молодежной субкультуры1, а значит образа жизни, мировоззрения, музыки, обличил и т.п. постоянно расширяющегося сообщества так называемых «готов», или приверженцев данной субкультуры. Однако кто они такие и какое отношение они имеют к древнему средневековому художественному стилю? И почему для России мода у молодых людей на готику является одним из признаков болезни общества, а распространение хотя и часто наигранных, но открыто декадентских настроений в молодежной среде от США до Японии вызывает невольные параллели с Происходившем в мире накануне Первой мировой войны?

Существует несколько версий, почему данная молодежная субкультура называется готикой, а ее приверженцы - готами: от до банальности простых до романтизировано-символических. Однако прежде чем касаться этих версий следует отметить, что начало данной молодежной субкультуре было положено вовсе не молодыми людьми, а представителями шоу-бизнеса и СМИ, которые к концу 70-х - началу 80-х годов XX столетия почувствовали, что панк во всех его ипостасях и проявлениях - и в музыке, и в эпатирующем внешнем виде его приверженцев, и в нигилистской идеологии - стал привычным явлением, а потому начал терять былую привлекательность для молодых, а также перестал пугать их родителей. Словом, панк умирал, а на смену ему должны были прийти новые течения.

Собственно говоря, о панке как о молодежной субкультуре в то время никто особо не заботился. Однако панк опирался и во многом держался, а также был популярен благодаря музыке, которая приносила доход шоу-бизнесу и СМИ, освещавшим происходившее на музыкальных сценах. И, поскольку панк стал стремительно терять аудиторию и из прибыльного для шоу-бизнеса превращаться в убыточный, то и возникла потребность в создании некой альтернативы, которой вначале стала Новая Романтика. Она появилась как анти-панк и выдвинула взамен негативного культа уличных стилей, неряшливости и вульгарности свой позитивный стиль элегантности.

Подлинная Новая Романтика стала реакцией на чрезвычайно жесткое, брутальное мужское направление панковской музыки и субкультуры в целом. Однако она очень быстро влилась в основной поток коммерческой поп-сцены и поскольку на тот момент ничего более достойного не бросилось в глаза, а панк уже имел в то время не только «готовые» музыкальные группы, но и определенную аудиторию, традиции, клубы и т.п., то было решено «открыть» второе дыхание именно панку, соединив хмурую силу мрачной музыки умирающего изначально декадентского, а к тому времени ставшего предельно депрессивным пост-панка с энергией прогрессирующей электронной британской музыки «новой волны». Результат превзошел все ожидания, поскольку непродуктивный тотальный нигилизм панков, отпугивавший от них большую часть молодежи, предпочитавшую избегать крайностей, был смягчен и заменен на упадничество, декадентство, позволявшее говорить об интеллектуализме нарождавшейся молодежной субкультуры, а также ее философских корнях, поскольку онтологические вопросы жизни и смерти (или, вернее, смерти и жизни в преддверии смерти); борьбы добра и зла, чувственности и смерти; переоценка ценностей перед лицом смерти; восприятие жизни как страдания, а смерти как избавления от них и многие другие, подобные им, всегда были предметами рассмотрения философов и на западе и на востоке. Именно декадентская эклектика из причудливого сочетания отдельных положений, вырванных из буддизма2, экзистенциализма3, романтизма4, символизма5, сюрреализма6, ницшеанства7, постмодернизма8 и пр., замешанная на мистике и оккультизме, сменившая нигилизм, превращала «отбросы»9 в страдающих, философствующих отверженных обществом индивидуалистов, что позволяло не выбрасывать на свалку истории девиз панков «Punks Not Dead» (т.е. «Панки не мертвы»), а слегка модифицировать его, превратив в очень схожий особенно для англоговорящих людей «Goth's Undead» (т.е. «Готы не мертвые»). Но в начале 80-х годов XX столетия о готах или о готике еще никто не говорил. Была просто предпринята попытка реанимировать умиравший тогда панк как музыкальное направление, а то, что в результате возникнет чрезвычайно популярная спустя некоторое время молодежная субкультура, никто и предположить не мог. Название же получившейся новой молодежной субкультуре было дано лишь после нескольких лет ее фактического существования, поскольку вначале потребности в нем просто не возникало, поскольку нарождавшаяся субкультура еще не воспринималась как нечто новое, а казалась лишь логическим развитием панкизма, так как ее первыми адептами и будущей основой были именно панки. Однако под звуки нового музыкального направления панки из нигилистов быстро превращались в декадентов, что позволило молодой субкультуре привлекать в свои ряды все новых и новых молодых сторонников, не придерживавшихся крайних нигилистических позиций пост-панка10. Происходило это не без активной рекламной «раскрутки» средствами массовой информации, благодаря которым к середине 80-х годов XX столетия на страницах музыкальных журналов замелькали названия «готы», «готика», а в Интернете появились одноименные сайты. Однако сама молодежная субкультура стала называться «Готикой» лишь в 90-е годы. Но почему именно «Готика»?

Как уже говорилось, существует несколько версий происхождения данного названия". Согласно самому простому, когда у музыканта, группа которого одной из первых стала играть ту самую музыку, соединившую пост-панк и «новую волну», спросили, какую музыку они играют, тот, желая поскорее избавиться от надоедливых журналистов, буркнул первое пришедшее ему на ум: «Готику». Вскоре он с удивлением прочитал в журнале, что их группа играет «Готику»12... Кроме этой существует и столь же простая и достаточно правдоподобная версия, связанная с хозяином квартиры вокалиста группы «Sex Gang Children», у которого собирались музыканты, игравшие музыку, в дальнейшем расцененную как готическая. Этот хозяин был очень похож на викторианского графа, а потому музыканты прозвали его Граф Визигот, сокращенно Гот. По аналогии так стали называть тех, кто часто собирался в доме Гота, а это была элита лондонской сцены. Все это способствовало распространению термина «гот», который вскоре твердо устоялся для обозначения нового музыкально течения.

Имеются и другие, явно более поздние версии трактовки названия данной молодежной субкультуры, претендующие на то, чтобы придать ему глубокий символический смысл. Одна из них совсем в духе постмодернистской концепции «нового трайбализма» или «номадологии» французских философов Ж. Делёза и Ф Гваттари13.

Согласно авторам этой концепции, в современном обществе ценность «общественного человека» ушла в далекое прошлое, уступив место интересу к микрогруппам, малым племенам, связанным между собой сетью социоэкономических и биокультурных отношений, т.е. на поверхность общественного сознания вышла маргинальность во всех ее видах, или то, что они называют племенным.

По Ж. Делёзу и Ф. Гваттари, в социуме «племя» склонно к метафизической «поперечности» (или «трансверсальности») по отношению к общепринятому, что выражается в множественности ритуалов, во всеобщей двусмысленности, в игре видимостями, в карнавальности и т.п. Эти «племена», или номады, представляют собой сложный комплекс органических структур, отрицающий миф о линейном развитии истории (т.е. идею исторического прогресса) и заменяющий его «полифоническим витализмом». Этот инстинктивный витализм обеспечивает людям «социальную живучесть», или способность масс сопротивляться воздействию властных структур14. В концепции Ж. Делёза и Ф. Гваттари номады представляют собой силу, способную противостоять воздействию властных структур, воплощенных в Государстве и обществе, враждебным свободе индивида.
«Номады» - это племена кочевников, сумевшие в далеком прошлом противостоять власти Государства, поскольку они создали «машину войны», способную сокрушить не только конкретные государства, но и целые империи15. При этом кочевники, менее культурные, чем оседлое население, могли разрушать мощные мировые цивилизации. Делать это им позволяло особое свойство племенной, кочевой культуры: якобы от природы присущая ей «машина войны». Как писали Ж. Делез и Ф. Гваттари, «номады изобрели машину войны против аппарата Государства. Никогда история не понимала номадизм... В ходе долгой истории Государство было моделью и мыслью... Государство претендует на то, чтобы быть внутренним образцом мирового порядка и на этом основании постоянно укоренять человека (т.е. заставлять пускать его корни в пределах государственных границ). У машины войны совсем иное отношение к внешнему: это уже не просто какая-то другая «модель», это особый способ действия, которое заставляет саму мысль стать кочевником...»16.

Символический смысл номад и Государства в постмодернизме, а в случае с готами и Общества, очевиден. Номады, кочевники, племена - олицетворение сил, борющихся с модернистской централизованной властью, единоначалием, символами которых являются Государство, Общество. Свободные кочевые племена номад не обязательно должны с оружием бороться с мистифицированными зловещими Государством и Обществом. Любые свободные действия номад, будь то мысли или культура, не связанные с «государственным миром», превращаются в постмодернистском мировосприятии в «машину войны»17: «Всякая мысль уже является племенем, противоположностью государства» 18.
В свете данной концепции молодежная субкультура готов действительно предстает «племенем кочевников», которое и мыслит и действует, создавая собственную субкультуру, «внешнюю» по отношению к Государству и его миру - Обществу. Оно, то есть «племя», не подчиняется единовластию Государства и единообразию Общества, не признает единого центра и не вписывается в его «монолитную государственную структуру». С этой точки зрения, номадная племенная молодежная субкультура готов19 призвана разрушить мощное современное общество, против которого она столь своеобразно выступает. Однако как бы то ни было, о собственной оппозиции обществу так или иначе говорит любая молодежная субкультура, а потому таким разъяснением смысла названия представители данной субкультуры лишь еще раз подчеркивают этот факт, хотя ничего принципиально нового им не говорят.

Существуют и другие версии глубоко символической трактовки смысла названия рассматриваемой молодежной субкультуры готов, напрямую связанные со средневековым архитектурным стилем. Согласно одной из них, молодые люди, уставшие от засилья коммерциализированной низкопробной эфемерной массовой культуры и, в частности, однодневной вечно попсово-разноцветной музыки, а также от обыденности жизни, стали создавать защитный круг из более интеллектуальной, «вкусовой» субкультуры, а, следовательно, и соответствующих ей образа жизни и мышления. Эта субкультура не разрушает массовую культуру, а лишь противостоит ей, поскольку переосмысливает первую, вбирая все позитивное и отметая наносное, временное. Именно потому они соотносятся как быстротечное и вечное, как повседневность и классика. А так как ни у кого не возникает сомнений, что готический стиль является классическим, то и данная молодежная субкультура называется «Готикой». Согласно другой версии, готы считают, что проводя параллель по сути не связанными между собой молодежной субкультурой и средневековым архитектурным стилем, молодые люди хотят подчеркнуть, что их изысканный, утонченный, устремленный ввысь внешний вид гармонично сочетается с мрачным, таинственный, леденящим кровь мертвецки холодным - от меланхолически грустного до депрессивного - и в то же время очень красивым, если не сказать прекрасным, внутренним содержанием и состоянием, для которого характерны близость к природе (в том числе и в первую очередь «темной), отстранение от реальности и простых людей, созерцание прекрасного и самосовершенствование20...

Как уже отмечалось ранее, готика является достаточно «старой» молодежной субкультурой, поскольку ее история насчитывает по разным подсчетам около четверти века21. Она пережила четыре различных периода, или волны, если не считать так называемого периода прото-готики (рубеж 70-х - 80-х годов XX века), когда панк-движение потеряло изначальную изобретательность, стали расти грубость, жесткость и черствость, и начали предприниматься попытки «реанимации» панка; да не принимать в расчет недлительного периода несубкультурной Новой Романтики.

Первый период готики был чисто коммерческим и, если можно так сказать, внешне создаваемым. Причем создавали собственно не молодежную субкультуру, которую, как уже отмечалось, невозможно создать извне, а особое музыкальное направление, которое было бы популярно у молодежи. Этот период пришелся примерно на начало - середину 80-х годов XX столетия. Собственно говоря, готики как молодежной субкультуры тогда не было: была лишь внешняя попытка не дать панку как музыкальному направлению умереть и успеть на этом заработать, хотя в то время и было положено начало некоторым будущим готическим музыкальным волнам, таким, как, к примеру, готик-рок. Однако во второй половине 80-х годов интерес со стороны прессы и «реаниматоров» утих. И с этого времени, будучи предоставленной самой себе, фактически и начинает создаваться и оформляться готика как молодежная субкультура. С этого времени и следует начинать отсчет второго периода, или второй волны (второго поколения) готики, а по сути, готики как молодежной субкультуры.

Второй период оказался самым важным и продуктивным для готики. Практически, если бы его не было, то вряд ли пришлось бы вообще говорить о готике как о молодежной субкультуре, поскольку молодежную субкультуру невозможно создать извне: как уже отмечалось, она должна быть «выношена» и «рождена» самими молодыми людьми для себя22. Но этот период был и пришелся он на вторую половину 80-х - середину 90-х годов XX столетия. Именно в это время формируются представления о готике как о молодежной субкультуре и вырабатывается ее мировоззрение; готы проявляют интерес и начинают не на словах разбираться в том, что такое декаданс: они обращаются к «мрачному» искусству различных времен и народов, к художественной литературе, к творчеству прерафаэлитов23. Именно тогда культовую популярность у готов начинают приобретать вампирские новеллы Анны Райс. Таким образом, субкультура готики получает «поддержку» и основание в художественных произведениях - литературе, кино, живописи, фотографии, - существовавших и ранее, но в то время оказавшихся причисленными к готическим.

В этот же период открывается «второе дыхание» у готических музыкальных групп, изменивших готическую сцену вообще. Эти группы стали первыми официально называть свою музыку готикой. Кроме того, заговорили о появлении такого стиля, как «готик-металл», в результате чего бывшие металлисты и просто поклонники металлической музыки начали вливаться в ряды готов, что дало и стилю и субкультуре новую кровь. Таким образом, период так называемого внутреннего развития был успешно завершен. В результате в 90-е годы XX столетия появилось уже целое поколение молодых людей, осознанно называвших себя готами.
Третий период развития готики берет начало во второй половине 90-х годов XX столетия. В это время в музыкальной готике начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией готических музыкальных направлений, в с другой, - со стремлением готики войти в соприкосновение с пограничными субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности. В итоге в этот период формируется большое количество новых готических стилей в музыке, и появляются новые типы готов. Готика превращается в субкультуру, способную к автономному существованию и мало реагирующую на внешние раздражители. В это время она обзаводится сильной, развитой изолированной инфраструктурой со своими печатными изданиями (журналами), радио, клубами, магазинами, лейблами, устоявшейся символикой. Однако в этом есть свои плюсы и минусы. В том, что субкультура «вышла из подполья», «открылась», стала широко доступной, привлекательной для молодых людей, конечно, с первого взгляда нет ничего плохого. Но все это сопровождалось коммерциализацией готики, превращением ее в моду и, естественно, выхолащиванием только что оформившегося содержания в угоду внешнему обличию: форма возобладала над содержанием. Таким образом, готика, изначально бывшая коммерческим проектом, после недлительного, но очень плодотворного периода «свободного плавания» вернулась назад в объятия дельцов от бизнеса24.

И, наконец, четвертый период развития готики датируется примерно концом 90-х годов XX столетия и продолжается по настоящее время. Для этого периода характерно регулярное проведение готических фестивалей в Германии, Англии, США, Австрии и других странах. Серьезную поддержку и пропаганду субкультура получает благодаря Интернету. Происходит бурное развитие готической субкультуры вширь, вливание в нее других молодежных субкультур. Практически готика до такой степени «разбухает», становится столь многогранной, многообразной, разносторонней, что начинает терять собственно готическое содержание и облик. Да, сейчас у готики еще сохраняется черный оттенок, но то обилие разнообразных молодежных субкультур, которые она объединяет под своим названием, наводят на мысли о том, что она практически становится синонимом молодежной субкультуры вообще. Современный западный вариант готики, по сути, близок к той стадии синкретизма молодежной субкультуры, которая отмечалась в 50-е годы XX столетия в субкультуре битников США. Разница лишь в том, что в самом битничестве были изначально заложены практически все возможные варианты (или их большая часть) молодежных субкультур, которые появятся впоследствии (произойдет практически рассыпание единой молодежной субкультуры на многие самостоятельные), в готику же различные молодежные субкультуры стекались и под ее названием объединялись. Кроме того, битничество в отличие от готики никогда не коммерциализировалось. И еще одно серьезное отличие: во второй половине XX столетия молодежные субкультуры носили локальный характер. И несмотря на то, что, к примеру, хиппи были и в США, и в Западной Европе, и в СССР, они практически не были взаимосвязаны и не представляли одного единого целого. Сейчас же готика - интернациональное явление. Готы разных стран связаны между собой, чему в большой степени способствует Интернет.

В настоящее время старые готы (преимущественно второй волны) и новые готы (третьей и четвертой волн) находятся в очень непростых отношениях. Старые готы практически ушли в подполье. Для них новые готы - выскочки, воспитанные на том, что СМИ представляют как готику. Новые же готы с подозрением относятся к старым, поскольку сомневаются в том, что истинная готика25 в том, чтобы пребывать в андеграунде и «вариться в собственном соку». В свою очередь старые готы считают, что для новых готика заключается лишь в том, чтобы носить черную-пречерную одежду, навешивать на себя массу серебряных украшений и выглядеть как можно более худым и мертвецки бледным. И им намного важнее разучить такие движения готического танца, как «Ложись в мой гроб», «Мой искусственный сустав» и «О! Я вскрыл себе вены», чем обременять себя чтением различной готической философской и художественной литературы...

Примечания

'1 Под молодежной субкультурой понимается неформальное объединение, живущее по соответствующим законам; это частичная культурная система внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (т.е. мировосприятие, умонастроение) ее носителей; это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная (в смысле «не для всех», поскольку через молодежную субкультуру проходят не все молодые люди) культура, нацеленная на включение молодых людей в общество (подробнее см.: Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004).

2 Восприятие жизни как страдания, а смерти, в случае праведной жизни, как достижения нирваны, т.е. прекращения земной, телесной жизни и, следовательно, освобождения от страданий.

3 В частности, положения А. Камю, что именно перед лицом смерти, вернее, оказавшись на грани между жизнью и смертью, человек отбрасывает все рутинное, наносное, иллюзорное и перед ним открывается истинный смысл жизни, «стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить» {Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 24); лишь на пороге смерти человек чувствует себя в этом мире свободным, умиротворенным и счастливым. Отсюда интерес готов к пограничным состояниям сознания и жизни. Именно поэтому готы утверждают, что прийти к готике можно лишь через «черную» полосу жизни, которая просто заставит отделить фальшь от истинных эмоций, искусственно созданную «коммерческую» или же тотально-радостную музыку от готической, несущей действительные эмоции. Готы - это те, кто, испытав эмоциональную боль, поняли, что боль может дать силу. Но какой молодой человек не воспринимал банальную ссору с родителями, провал на экзамене, разлад с любимым человеком или просто другом как «черную» полосу жизни? А потому практически любой молодой человек рано или поздно может оказаться в готике.

4 «Открытие» готики стало одним из ключевых элементов эстетики романтизма.

5 Имеется в виду философско-эстетическая концепция конца XIX -начала XX веков, зародившаяся во Франции и переросшая в общеевропейское культурное явление, в том числе получившая в 90-е годы XIX столетия распространение в России. Символисты своеобразно выразили мироощущение эпохи кризиса буржуазного общества, по словам А. Белого, кризиса жизни, культуры, мысли, слова. В эстетике символизма акцент делался на дуализме реального и идеального (таинственного), подчеркивалось противополагание социального и личностного (индивидуального). Символисты непомерно сближали духовно-нравственное в человеке с религиозным, считали, что главным в художественном творчестве является бессознательное, интуитивное, а потому чаще всего обращались к идеям романтиков и мистиков. Они утверждали, что символический образ многомыслен, неопределен и знаменует собой существование «области тайного» (С. Малларме), «невидимых роковых сил» (М. Метерлинк). Символ музыкален, поскольку музыка лучше других видов искусства передает оттенки и полутона, непосредственно говорит о запредельном. Интуиция, которой в символизме отводилась ведущая роль в познании и художественном творчестве, отождествлялась с мистическим прозрением, откровением, экстазом; ассоциативный творческий метод, иносказание, особая роль контекста во многом способствовали расширению художественного сознания и мироощущению декадентства, несущего индивидуализм и пессимизм, аристократический эзотеризм, мистицизм и эсхатологизм. При этом для символистов искусство превращалось в средство морального воздействия на людей, в магическую силу преображения жизни (В. Сологуб, А. Рембо) и даже цельное миросозерцание, жизнедеятельность, призванную обновить общество. Как это оказалось созвучным нарождавшейся молодежной субкультуре готики!

6 Сюрреализм придает готике мистико-религиозную окрашенность; вносит мотив стремления к раскрепощению, освобождению человеческого «Я», его возможностей от оков повседневности и цивилизации; выводит готов на веру в то, что следует стремиться проникнуть «по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Г. Арп), для чего необходимо опираться на любой опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения и т.п. Аналогично тому, что в эстетике сюрреализма поэтом П. Реверди было провозглашено, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», у готов в почете оказались алогичность, парадоксальность, соединение несоединимого и всевозможного рода неожиданности.

7 Распространенное у готов положение «Ты должен быть сильным, иначе, зачем тебе быть», хотя и не отсылает напрямую к Ф. Ницше, но явно возникло не без обращения к наследию немецкого философа.

8 Постмодернизм позволил готам утвердиться в том, что все и всё, входящее в готику, равносильно и равноправно. При этом все настолько индивидуально, да и вообще каждый гот настолько индивидуален, что не следует судить о готах по самим готам. У каждого гота готика своя.

9 Одно из значений слова «punk» в переводе с английского языка - «отбросы».

10 Если более строго следовать истории и хронологии молодежной субкультуры, то вначале возникла не Готика как таковая, а Новая Романтика, о которой я уже упоминала. Но она не превратилась в молодежную субкультуру, а осталась лишь музыкальным направлением, поскольку извне возможно создать лишь новое музыкальное направление, но не молодежную субкультуру. Для последней необходимо стечение многих факторов и, прежде всего, созвучие идей настроениям молодых людей, а также период внутреннего формирования. (Подробнее см.: Левикова СИ. Молодежная субкультура. С. 90 - 116). Переход от тотального отказа и вызывающей брутальности к романтике для большинства субкультурной молодежи оказался слишком резким, а потому она, было бросившись в Новую Романтику, вдруг осталась как бы не удел. Это и привело ее в становящуюся в то время субкультуру Готики. При этом молодые люди привнесли в нее дух романтики.

11 Здесь следует отметить, что практически все трактовки названия данной молодежной субкультуры, несмотря на их большое количество, появились уже после того, как сама субкультура возникла. А потому они лишь «ретроспективно» пытаются постфактум «объяснить необъяснимое», поскольку готика столь многообразна и многогранна, что любое пояснение может лишь приблизить к пониманию данной субкультуры, но не раскрыть ее полностью.

12 Кстати, в журнале этого музыканта, а также играемую его группой музыку, назвали «готическим чудовищем».

13 Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The War Machine. N.-Y., 1992.

14 См.: Vidal M.C The Death of Politics and Sex in the Eighties Show // New Lit. History. 1993. Vol. 24, № 1. P.191.

15 Из истории известно, что германские кочевые племена вместе с гуннами сокрушили Римскую империю; монгольские кочевники захватили Китайскую империю, государства Средней Азии, Русь; арабские кочевые племена - иранское царство, отвоевали у Византии Сирию, Египет, Северную Африку. Готами же назывались представители варварского германского племени, которые в Средние века завоевали и контролировали большую часть Европы.
16 Deleuze G., Guattari F. Op. cit. P.35 - 36.

17 До XVIII в. готика в эстетическом сознании отождествлялась с «варварством», с нарушением художественного вкуса.

18 Deleuze G., Guattari F. Op. cit. P. 467.

19 Сильный, зычный «варварский» вокал музыкантов-готов 80-90-х годов XX столетия не мог не вызывать сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим зовом древнего племени готов.

20 Музыкальные композиции, создаваемые в рамках данного направления, несут так называемую готическую атмосферу, т.е. создают настроение мрачного пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности. Подобная музыка в сочетании с текстами, отражающими страстное желание познать себя, бесконечный поиск истины, псевдосуицидальную экзальтацию, вечное сочетание любви-смерти; уход в иные миры невольно оживляют в памяти образы готических соборов.

21 Готика зародилась, или была создана, в Англии. Потом она получила приверженцев сначала в Западной Европе, затем в США и Японии. Восточная Европа «подключилась» к готике гораздо позже, и ее своеобразный вариант получил название «славянская готика». В Россию же готика пришла уже практически в готовом виде. А потому здесь я привожу периодизацию западной готики.

22 Подробнее об этом см.: Левикова СИ. Молодежная субкультура С. 90 - 116.

23 Прерафаэлиты - представители романтического течения в английской эстетике и искусстве второй половины XIX века, стремившиеся использовать в новых условиях образную систему и типы «наивной религиозности» средневекового и раннере-нессансного искусства и литературы эпохи «до Рафаэля». Прерафаэлиты выступили против академического неоклассицизма и иллюстративной серости современного им искусства. Их возврат в прошлое связан со стремлением обратиться к творческим истокам до разделения его на профессиональные виды станкового искусства. Позднее в творчестве прерафаэлитов усиливаются отвлеченный декоратизм, мистическая усложненность образов. Обращение готов второй волны к творчеству прерафаэлитов объясняется тем, что «родина» готики - Великобритания и естественно внимание молодых людей к наследию собственной культуры. Кроме того, именно взгляды прерафаэлитов оказались чрезвычайно созвучны их настроениям.

24 Типичным продуктом такого союза стал скандально известный шок-рокер Мэрлин Мэнсон, много взявший и для своего облика и поведения из готики и, в свою очередь, способствовавший огромной популярности готики в молодежной среде. Примечательно, что во время недавних гастролей в Москве он дал интервью для телевидения, в котором обронил: «Все, что я делаю, - это только способ для меня заработать деньги. Каждый зарабатывает на жизнь, как может. Я так».

25 В их терминологии «true Gothic», или «тру готика».

93, metal-heads, punk, репост, gothic, Sub-Сulturе, музыка, философия, мода, газетная пыль, gothic girlz

Previous post Next post
Up