(no subject)

Feb 20, 2019 23:09



20 февраля 1724 года в лондонском Королевском Театре состоялась премьера одной из самых известных опер Генделя - “Giulio Cesare in Egitto” («Юлий Цезарь в Египте»). Партию Цезаря пел кастрат Сенезино, Клеопатры - Франческа Куццони. В первый сезон опера выдержала 13 представлений; позже Гендель еще три раза возрождал постановку.

Опера в трех действиях Георга Фридриха Генделя на либретто (по-итальянски) Никола Франческо Хайма.

Действующие лица:
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (мужское контральто)
КУРИЙ, его адъютант, римский трибун (тенор)
КОРНЕЛИЯ, вдова Помпея (контральто)
СЕКСТ, ее сын (тенор)
КЛЕОПАТРА, царица Египта (сопрано)
ПТОЛЕМЕЙ, ее брат, царь Египта (бас)
АХИЛЛА, ее советник, египетский военачальник (бас)
НИРЕНО, советник Клеопатры (мужское контральто)

Время действия: 48 год до н.э.
Место действия: Александрия.

Исполнители:
Marie-Nicole Lemieux, контральто - Юлий Цезарь
Karina Gauvin, сопрано - Клеопатра
Romina Basso, меццо-сопрано - Корнелия, вдова Помпея
Emoke Baráth, сопрано - Секст, сын Корнелии и Помпея
Filippo Mineccia, контратенор - Птолемей, брат Клеопатры
Johannes Weisser, баритон - Ахилла, советник Птолемея
Milena Storti, меццо-сопрано - Нирено, советник Клеопатры
Gianluca Buratto, бас - Курий, адъютант Цезаря



Краткое содержание (текст belcanto.ru).

Акт I.

Сцена 1. Увертюра, которая состоит из традиционного вступления и Allegro, прямо приводит к приветственному хору египтян, славящих направляющегося к ним через мост победителя Юлия Цезаря. Цезарь поет полную величия арию, выражающую его удовлетворение последними воинскими подвигами, а его адъютант, трибун Курий, подытоживает все случившееся ставшей крылатой фразой из собрания литературных работ его начальника: (Цезарь) «пришел, увидел, победил».

Цезарь наголову разбил Помпея, своего прежнего соратника, а впоследствии противника. Теперь перед Цезарем предстают жена и сын Помпея - Корнелия и Секст. Поскольку они знают лишь, что Помпей схвачен, то просят Цезаря (Корнелия со слезами) помиловать мужа. Великодушный Цезарь согласен. Радостная для вдовы и сына Помпея перспектива соединиться с мужем и отцом вдруг в одно мгновение рушится. Оказывается - этого здесь не знал еще никто, в том числе сам Цезарь (впоследствии окажется, что об убийстве Помпея не знала даже Клеопатра!) ¬- Помпея уже нет в живых: сюда явился Ахилла, военачальник и личный советник Птолемея, младшего брата и одновременно мужа Клеопатры; он принес в корзине дар Цезарю - голову Помпея. Все глубоко потрясены этим зрелищем - все, кроме Ахиллы, который, обращаясь в сторону, признается, что первый взгляд на Корнелию, когда ей открылось это ужасное зрелище, доставил ему огромное удовольствие. Цезарь гневно обращается к Ахилле и осуждает его в энергичной арии. Ария Корнелии передает ее глубокую скорбь (она падает в обморок), а Секст уверяет нас, что намерен мстить.

Сцена 2. У себя в комнате со служанками Клеопатра получает ужасное известие о том, что Помпей убит ее собственным братом, Птолемеем. Поскольку он ее соперник в борьбе за египетский трон, она решает противостоять ему и для этого отправиться к Цезарю и попытаться, обольстив его, привлечь на свою сторону, употребив для этого все свои женские чары и уловки. Она приказывает своему другу Нирено сопровождать ее. Но как раз в этот момент входит Птолемей, чтобы возобновить спор, - по-видимому, уже давно длящийся, - кто из них двоих займет трон. Она отвергает его с эпитетом «effiminate amante» (итал. «женоподобный любовник») и сама удаляется, спев арию, в которой она решает довериться страстному чувству (то есть отдаться Цезарю), уверенная, что так она добьется трона.

Ахилла застает Птолемея еще в комнате и рассказывает ему о гневе Цезаря. Птолемей в ярости. Ради мести Цезарю он готов на все. Ахилла готов убить римлянина, но наградой за это должна быть Корнелия. Птолемей согласен, он считает это блестящим устройством дел и поет арию, уже торжествуя смерть Цезаря.

Сцена 3. У гробницы Помпея Цезарь (в длинном речитативе) торжественно отдает последние почести бывшему сопернику. Клеопатра, переодевшись одной из ее собственных служанок, Лидией, подходит к Цезарю и обращается к нему, моля о заступничестве против тирана Птолемея, который, как она говорит, ограбил ее. Восхищенный красотой девушки, - как и Курий, - он поднимает с колен просительницу и обещает, что поможет ей. Он поет арию, в которой сравнивает ее с луговым цветком, и уходит.

Клеопатра и Нирено поздравляют друг друга с их удачно сработавшим стратегическим планом. В этот момент сюда же приходят Корнелия и Секст. Вдова берет кинжал из трофеев войны и украшает надгробие, клянясь отомстить убийце. Но Секст выхватывает кинжал, заявляя, что мстить должен он.

Клеопатра завершает сцену блестящей арией, обращаясь к звезде ее будущей фортуны.

Сцена 4. На пиру во дворце Птолемея он сам и Цезарь обмениваются внешне вежливыми приветствиями, но Цезарь слышит в них скрытую ненависть, злобу и коварство. Из арии, которую он поет как бы в сторону, мы понимаем, что он отдает себе отчет в подстерегающей его опасности. По приказу Клеопатры во дворец приводят Корнелию и Секста. Птолемей и Ахилла встречают их. И когда Секст вызывает Птолемея на поединок, обоих - Корнелию и Секста - хватает стража разъяренного Птолемея. Секста отправляют в тюрьму, а удел Корнелии стать рабыней: она, заявляет Ахилла, будет служить исключительно ему.

Действие завершается полным скорби дуэтом, который поют мать и сын.

Акт II.

Сцена 1. Музыка доносится из храма богини Добродетели, находящегося в кедровой роще, откуда открывается вид на гору Парнас на заднем плане. Цезарь, который стоит в роще, очарован открывающимся ему зрелищем. Еще больший восторг охватывает его, когда двери храма распахиваются, являя Добродетель, которой служат девять муз, а Клеопатра поет длинную любовную песню. Нирено, стоящий поблизости, видя, что это возбуждающее эротическое чувство производит на Цезаря впечатление, предлагает отвести его туда, где лежит «Лидия».

Сцена 2. В саду своего гарема Птолемей, несмотря на свое обещание, данное Ахилле, пытается грубо завладеть Корнелией. Она отталкивает его и убегает, после чего он поет арию, в которой угрожает овладеть ею силой. Сцену затем довольно долго занимает Секст; он поет поразительную арию, в которой извивающаяся мелодия напоминает змею, на которую похожа его месть.

Сцена 3. В саду встречаются Цезарь и Клеопатра. Цезарь предлагает Клеопатре выйти за него замуж, все еще считая ее «Лидией». Вбегает Курий, чтобы предупредить, что толпа снаружи кричит: «Смерть Цезарю». Клеопатра, заявляя, что она останется с ним до смерти, в конце концов раскрывает ему, кто она на самом деле, и выходит вперед, чтобы взглянуть на толпу.

Цезарь: Курий, эти странные приключения парализуют мои чувства. Курий: Я одурел.

После этого благородного остроумного ответа возвращается Клеопатра; она убеждает Цезаря бежать ради спасения его жизни. Цезарь, после арии, выражающей его решимость мстить, принимает ее совет. Оставшись одна, она поет одну из самых красивых арий из всех генделевских опер - молитву богам сжалиться; ей аккомпанирует особенно выразительная партия скрипок.

Акт III.

Сцена 1. Эта сцена отдана еще одной чудесной арии, написанной Генделем для Клеопатры. Цезарь побежден. Единственное, что знает Клеопатра, так это то, что он умер; и теперь она проливает слезы над тем, что ее может ждать.

Сцена 2. Но Цезарь не был убит. Он ринулся в море и приплыл к безопасному берегу. В своей арии он взывает к богам, чтобы они сжалились над ним. Секст не был даже ранен. Он приходит на берег с оружием в руках, разыскивая Птолемея. Ахилла, однако, был ранен тяжело. Он плетется обессиленный в сопровождении Нирено (не раненого). Значительно ободренный их видом, Цезарь берет Нирено с собой на поиски Клеопатры и Корнелии.

Сцена 3. Клеопатра по-прежнему сокрушается по поводу фортуны войны и тем, как она повернулась по отношению к ней. В этот момент входит Цезарь - победоносно, в сопровождении воинов.

Сцена 4. В порту Александрии исполняется «победная симфония». Цезарь коронует Клеопатру как царицу Египта. Они поют любовный дуэт, а хор поет хвалебную песнь счастью.

История создания

В апреле 1720 года в Лондоне в театре Хеймаркет открылась Королевская академия музыки, руководимая Генделем. Начался самый интенсивный и значительный период творчества композитора. Его слава окрепла, по королевскому указу он получил исключительное право на издание и продажу своих сочинений и на протяжении четырех лет выпустил в свет шесть новых опер. Среди них, 16-я по счету, «Юлий Цезарь». Над ней Гендель работал очень тщательно и непривычно долго: около полугода - с осени 1723-го - вплоть до премьеры внося в музыкальный материал значительные изменения и переписывая целые арии и сцены. Либреттистом выступил Никола Франческо Хайм (1679-1729), итальянский импресарио, композитор и либреттист. Переехав в Англию, он сотрудничал с Генделем до конца дней, написав около десятка своих лучших либретто. В «Юлии Цезаре» Хайм переработал более раннее либретто (1677), принадлежащее Д. Ф. Буссани (ок. 1640-после 1680) и дважды уже положенное на музыку. Хайм посвятил свой труд принцессе Уэльской Каролине, будущей королеве Англии. Премьера оперы Генделя, осуществленная с небывалым размахом и пышностью в лондонском театре Хеймаркет, состоялась 20 февраля 1724 года и имела триумфальный успех.

Обращение к образу Цезаря не было случайным. В то время как Гендель работал над оперой, в Лондоне была возобновлена одноименная трагедия Шекспира, поставленная, как тогда было принято, в новом варианте - в виде спектакля с музыкой. На протяжении веков Цезарь воспринимался как символ величия античной Римской империи, что, в свою очередь, ассоциировалось с величием Британской империи XVIII столетия. Хайм сохранил как традиционное преклонение перед гениальным полководцем и великодушным правителем - идеалом монарха, так и многие исторические факты, хотя подчас и в измененном виде.

Гай Юлий Цезарь (101-44 до н. э.) - величайший римский полководец, прошедший со своими легионами полмира, мечтал об абсолютной власти и развязал гражданскую войну с другим блестящим римским полководцем, Помпеем. Во время первой встречи Цезаря с Клеопатрой ему было 53 года, ей - 21, а Птолемею, отнявшему у сестры корону, - 14. Царь Египта был марионеткой в руках советников, среди которых выделялся Ахилла, подло убивший Помпея. В либретто Ахилла преследует своими домогательствами вдову Помпея Корнелию, которую в действительности незадолго до гибели Помпея соблазнил Цезарь. Идеальный оперный любовник, Цезарь в жизни был всесветно известным сердцеедом и развратником, не пропускавшим ни римских патрицианок, ни иноземных цариц и царевен, ни красивых мальчиков. «Женой всех мужей и мужем всех жен» называли его современники. Цезарь действительно освободил Клеопатру из Александрийского дворца - она находилась там с ним во время осады египетскими войсками, а вовсе не в плену у брата. Римский полководец тогда чуть не погиб: спасаясь от внезапного нападения на близлежащем острове, он вместе с солдатами бросился в воду. Оставив мешавший ему пурпурный плащ триумфатора, Цезарь поплыл под водой. Лишь после долгой борьбы с волнами ему удалось достичь берега. К тому времени Ахилла был уже убит другим египетским военачальником, а войну возглавил сам мальчик-царь. Ничего не понимая в военном деле, Птолемей проиграл решающее сражение и, пытаясь бежать на перегруженном плоту, утонул в Ниле. Цезарь не стал мстить побежденным и торжественно отпраздновал победу в Александрии вместе с Клеопатрой. Вскоре двое сыновей Помпея, одержимые идеей мести за отца, вновь разожгли пожар гражданской войны; старший погиб в сражении с Цезарем в Испании, младший, Секст, потерпел поражение в морской битве и был убит 9 лет спустя, после смерти Цезаря.

Германия, календарь, Древний Египет, академическая музыка, история, Италия, исторический роман, опера, Великобритания, Античность и её наследие, ХVIII век, барокко

Previous post Next post
Up