Глава 9. Застрявшие в незрелости

Oct 25, 2012 11:01

Книга Гордона Ньюфелда и Габора Матэ "Не упускайте своих детей"
Глава 9. Застрявшие в незрелости

Напоминаю правила обсуждения главы:
- можно писать любые свои впечатления, критику, задавать вопросы
- в посте по главе обсуждаем только её, не забегаем вперёд для тех, кто не читал дальше
- все посты доступны по тэгу "читаем книгу"
- цитировать можно, но умеренно, не более абзаца

К следующему четвергу читаем 10 главу "Наследие агрессии", стр. 179-194!

Из этой главы мне захотелось выписать признаки взрослеющего ребёнка и ребёнка, застрявшего в развитии, чтобы обращаться к ним в будущем.
Взрослеющий:
"Были видны вселяющие надежду признаки этапа дифференциации: ей нравились самостоятельные занятия, она с удовольствием сама решала задачи. Она явно хотела быть независимой, иметь собственные мысли, идеи и свои причины для поступков. Она также обладала замечательной энергией дерзновения, которая выражалась в интересе к вещам, с которыми она не встречалась раньше, в стремлении к исследованию неизведанного и в увлеченности всем новым и непривычным. Более того, она часто играла самостоятельно, и ее игры были творческими, созидательными и абсолютно самодостаточными. Эти красноречивые признаки процесса взросления снимали все подозрения о том, что Сара не развивается. Ее личность «вызревала», и в свое время это должно было принести плоды. Нужно было лишь проявить терпение."
Застрявший:
"Не было творческих занятий в одиночестве, желания самостоятельно разобраться в чем-то, гордости от самодостаточности, попыток быть самим собой. Его волновало только то, как провести и охранять границы между собой и родителями, но в этом не было истинной индивидуализации, только попытки не впускать родителей в свою жизнь. Его сопротивление родителям основывалось не на желании делать что-то самостоятельно. Он возражал и не соглашался, но, как мы обсуждали в главе 6, он делал это в силу интенсивной связи с ровесниками, а не из искреннего желания быть независимым."

И ещё у меня возникла такая метафора по поводу ускорения взросления детей. Растёт себе морковка в земле и вдруг садовнику приходит в голову её поторопить. Он берёт за ботву и немного тянет её вверх, она поддаётся и высовывается из земли. Сверху всё теперь выглядит лучше - она подросла. Но заглянем под землю: между морковкой и землёй появилось пространство, её главный корень и боковые касаются опоры только кончиками, она почти висит в воздухе. Расти дальше и отталкиваться от низа она больше не может, ей нужно либо сползти обратно и упереться в дно, либо пустить силы на отращивание дополнительной длины корней. На это уйдёт драгоценное время (осень не ждёт) и ресурсы, которые ей следовало бы потратить на свой основной рост. В итоге к сбору урожая она окажется меньше тех морковок, которые росли спокойно и "медленно".
Так и с детьми, отталкивая их от себя, чтобы они скорее стали самостоятельными, мы лишь вынуждаем их сильнее искать дополнительные связи с нами взамен исчезнувших. Они хотят вползти обратно в свою тёплую уютную норку, почувствовать твёрдую опору вокруг себя, а не торчать на холодном ветру, выглядя старше и опытнее. Они тратят на это силы и время, нужные им для истинного взросления, тем самым лишь откладывая его.

Какие у вас впечатления от главы? Отозвался ли вам момент о том, что детям, не ориентированным на родителей, не хватает всей любви мира, она к ним просто не проникает?

литература для взрослых, книги по психологии, читаем книгу Ньюфелда

Previous post Next post
Up