Дорогие альфа-родители,
Пожалуй, мне тоже следует внести свой вклад во 2 апреля, рассказав про нас.
У меня двое детей, мальчик-подросток и 6-летняя девочка, и я пытаюсь практиковать альфа-родительство практически с рождения младшей. Собственно, я столкнулась с информацией о теории привязанности, пытаясь разрулить поведенческие проблемы старшего после рождения сиблинга, но речь сейчас не о подростке. Вообще-то, мне очень нравится, какой растет моя младшая. Она умница и помощница, у нее офигенное чувство юмора и доброе сердце, а еще она прекрасно умеет настоять на своем. Мне действительно кажется, что она будет очень клевой, когда вырастет.
А еще мне с ней всегда было очень тяжело практически с того самого момента, когда она перестала быть младенцем. И этому «тяжело» всегда находилась тысяча разумных объяснений. Да, как и многие, я выросла в дисфункциональной семье, и мне все время приходится контролировать свой родительский «автопилот». Да, мне очень повезло с темпераментом старшего ребенка, он в раннем детстве был «удобным», и по контрасту мне казалось, что младшая ведет себя кошмарно. Да, рождение младшей совпало с тяжелым личностным кризисом у отца детей, и первые почти 5 лет ее жизни я была фактически одиноким родителем. Да, я была вынуждена отдать ее в детский сад. Да, если оглянуться по сторонам, то большинство родителей ровесников, которые вели себя более управляемо, использовали неприемлемые с точки зрения теории привязанности педагогические воздействия у меня на глазах. Ну да, признаки высокочувствительного ребенка у нее тоже были.
Так что я терпела, в общем-то как-то справлялась, со временем становилось отчетливо лучше, но все равно не так, как у всех. Прошлым летом дева очень сильно захотела учиться, плюс мне показалось разумным хотя бы прикидочно оценить ее школьную готовность, и осенью мы отдали ее на подготовку к школе в ту школу из территориально доступных, у которой была репутация наиболее либеральной и толерантной к не слишком удобным детям. Ее учительница вызвала меня на разговор уже после 2-3 занятий, и сказала, что у нее складывается впечатление, что Ира не понимает обращенную речь, и посоветовала проверить интеллект. Поскольку я была морально готова к разговорам о плохом поведении или тяжелом характере, но не об умственной отсталости, от злости я таки отвела ребенка к психиатру. К хорошему психиатру (по профессии я врач и немного умею выбирать специалистов)))). Так в нашу жизнь вошло расстройство аутистического спектра, хотя скрининговый тест для тоддлеров когда-то показал низкий риск, так бывает.
И, как это ни странно, моя жизнь, несмотря на новые задачи и новые тревоги, стала проще. Во-первых, у меня наконец появились веские основания найти деньги и время на профессиональные занятия по сенсорной интеграции, и ребенок там просто расцвел (правда, это произошло еще и на фоне того, что привязанность доросла до уровня «мне важно быть хорошим для тех, кого я люблю»). Во-вторых, когда я прочитала на эту тему примерно пол-интернета, я стала сильно лучше понимать, когда и почему колбасит мою крошку, и как ей лучше помогать с этим справляться. В-третьих, теперь я гораздо лучше понимаю, как ее учить. В-четвертых, Иркины новые учителя, которые работают в специальной педагогике, просто прекрасны.
А еще в этом опыте есть еще один аспект, который оказался очень терапевтическим для меня. Я из дисфункциональной семьи, я уже говорила. За моей спиной довольно много лет и денег, потраченных на психотерапию, жить с собой я худо-бедно научилась, от кого надо, от того отсепарировалась, с кем надо, с тем примирилась, но, в общем и целом, ощущение дырки в душе и грусть по этому поводу имеются. Пару месяцев назад мне попалась в ФБ-группе родителей детей с РАС ссылка на онлайн-тесты для диагностики РАС у взрослых, и я их из интереса прошла. И да, у меня высокие баллы, то есть, вполне возможно, что у меня есть синдром Аспергера. Разумеется, я понимаю все ограничения этого уровня диагностики, и к врачу за диагнозом я не пойду, но это значит, что мои токсические, обесценивающие и т.д. родственники не имели особого отношения к моим проблемам с социализацией. Йо-хо-хо, я просто такая и ничего не сломано.
В общем, в конце этой простыни текста я очень хочу сказать участникам сообщества: если вы изо всех сил стараетесь делать все правильно, и вроде бы не делаете очевидных ошибок с точки зрения теории привязанности, но ваша жизнь - ежедневная битва, проблема может быть не в вас, а в ребенке. Не бойтесь обращаться к специалистам, но ищите хороших.