Прежде всего. По-моему в подобных ситуациях "убью" означает "ты меня не любишь, я отчаянии от этого". Послушаю, что еще скажут. В принципе, когда видно явное перевозбуждение, лучше тормозить раньше, чем ребенок потеряет контроль над собой и сойдет с нарезки. Но не всегда на это хватает ресурса, я понимаю. Я думаю, стоит подходить к процессу чуть более... механистично, что ли? Не читать лекций, не обращаться, грубо говоря, к префронтальной коре головного мозга, когда там лимбическая система буйствует. Ну, процесс возбуждения перекрывает процесс торможения, снижая при этом подвижность обоих (способность нейронов переключаться между возбужденным и тормозным состоянием). Просто надо усилить тормозной процесс. Как - зависит от ситуации. Во-первых, утомление его усиливает. Лучше всего - в виде ровной нагрузки. Грубо говоря, не поноситься со всех ног, а погулять в бодром темпе (потому что беготня - это кислородный долг, а кислородный долг - это возбуждение). Можно помочь маме в приготовлении котлет и покрутить мясорубку. И нагрузка, и ровное, монотонное действие, и увлечь в процессе можно, попеременно подбрасывая в мясорубку то хлеб, то лук, то зелень... Нет такой возможности - дифференцировочное торможение. То есть, любая игра или задача, где требуется различать какие-то стимулы и избирательно тормозить реакцию на одни, не тормозя на другие. Какие угодно. Лото, "узнай мелодию", повтори ритм, помоги рассортировать бусины, перебрать крупу, искать отличия на картинках... Можно пообещать приз за выполнение игровой задачи - лишь бы занять. Это довольно быстро всё поставит на место. Потом и поговорить можно, если есть, о чем. Но лучше просто затормозить процесс раньше, чем будет, о чем говорить. То есть, если что-то идет вразнос, лучше не дожидаться финала, а прекратить процесс. Но еще раз: я понимаю, что на это не всегда хватает ресурса. Теперь про наказания. Ну, честно говоря, в них правда нет никакого смысла. Совсем-совсем. Единственное, чему учит наказание - это не попадаться. Даже собаку, не то что человека. Но если все-таки наказываете. Не надо, вот совсем не надо коммуницировать с человеком на тему "и как тебя наказать?" От этого выворачивает мехом внутрь со страшной силой. Это ж, фактически, "сам себя накажи". И вызывает на порядок большее сопротивление. И слава богу, на самом деле, если человек таки сдастся и привыкнет к этому паттерну поведения - к самонаказаниям - это ему в жизни очень сильно не пригодится. Прямо вот нельзя-нельзя. Если наказывать - то так, как полностью в Вашей силе и в Вашей власти. И решаете это тоже только Вы, и отвечаете за это решение тоже Вы. И ни с кем эту ответственность не делите. Тем более - с тем, кого наказываете. Что я делаю вместо наказания? Резко, быстро и четко пресекаю нежелательное поведение. "Противным" голосом. Этот специфический тембр голоса есть у всех. По-моему, это встроенный коммуникативный сигнал, как рычание у собаки. Он чуть выше обычного, с металлической, "режущей" интонацией, и его очень хорошо слышно в любом шуме. Вы наверняка такой слышали. У училок, тренеров и дрессировщиков он очень хорошо отработан. Потом, если ребенок не заведен до полной потери самоконтроля, отправляю в угол, успокоиться и подумать. У нас есть специальный "думательный" угол, там лежит подушка, под подушкой обычно спрятаны конфеты, туда можно взять с собой игрушки или мультики, маму, или ничего не взять, или забрать подушку, которая символизирует "угол" и уйти с ней в свою комнату. Смысл в том, чтобы прекратить текущую деятельность, зафиксироваться где-то вокруг подушки, успокоиться любым доступным способом, а потом правда подумать. Хм... Потом вообще-то наступает самое сложное. Если ребенку объяснить, в чем он был не прав, он обычно огорчается. То есть, если он сначала успокоился, потом подумал, он уже начал слышать. А если сразу на него напуститься, или сделать ему что-то неприятное в ответ, он только замкнется и тоже обидится. И уже не будет пытаться что-то понимать и о чем-то думать. Увы, у меня довольно часто получается в конце концов "гм, ладно, не пытайся это пока понять, просто запомни".
В принципе, когда видно явное перевозбуждение, лучше тормозить раньше, чем ребенок потеряет контроль над собой и сойдет с нарезки. Но не всегда на это хватает ресурса, я понимаю. Я думаю, стоит подходить к процессу чуть более... механистично, что ли? Не читать лекций, не обращаться, грубо говоря, к префронтальной коре головного мозга, когда там лимбическая система буйствует. Ну, процесс возбуждения перекрывает процесс торможения, снижая при этом подвижность обоих (способность нейронов переключаться между возбужденным и тормозным состоянием). Просто надо усилить тормозной процесс. Как - зависит от ситуации. Во-первых, утомление его усиливает. Лучше всего - в виде ровной нагрузки. Грубо говоря, не поноситься со всех ног, а погулять в бодром темпе (потому что беготня - это кислородный долг, а кислородный долг - это возбуждение). Можно помочь маме в приготовлении котлет и покрутить мясорубку. И нагрузка, и ровное, монотонное действие, и увлечь в процессе можно, попеременно подбрасывая в мясорубку то хлеб, то лук, то зелень... Нет такой возможности - дифференцировочное торможение. То есть, любая игра или задача, где требуется различать какие-то стимулы и избирательно тормозить реакцию на одни, не тормозя на другие. Какие угодно. Лото, "узнай мелодию", повтори ритм, помоги рассортировать бусины, перебрать крупу, искать отличия на картинках... Можно пообещать приз за выполнение игровой задачи - лишь бы занять. Это довольно быстро всё поставит на место. Потом и поговорить можно, если есть, о чем. Но лучше просто затормозить процесс раньше, чем будет, о чем говорить.
То есть, если что-то идет вразнос, лучше не дожидаться финала, а прекратить процесс. Но еще раз: я понимаю, что на это не всегда хватает ресурса.
Теперь про наказания. Ну, честно говоря, в них правда нет никакого смысла. Совсем-совсем. Единственное, чему учит наказание - это не попадаться. Даже собаку, не то что человека.
Но если все-таки наказываете. Не надо, вот совсем не надо коммуницировать с человеком на тему "и как тебя наказать?" От этого выворачивает мехом внутрь со страшной силой. Это ж, фактически, "сам себя накажи". И вызывает на порядок большее сопротивление. И слава богу, на самом деле, если человек таки сдастся и привыкнет к этому паттерну поведения - к самонаказаниям - это ему в жизни очень сильно не пригодится. Прямо вот нельзя-нельзя. Если наказывать - то так, как полностью в Вашей силе и в Вашей власти. И решаете это тоже только Вы, и отвечаете за это решение тоже Вы. И ни с кем эту ответственность не делите. Тем более - с тем, кого наказываете.
Что я делаю вместо наказания? Резко, быстро и четко пресекаю нежелательное поведение. "Противным" голосом. Этот специфический тембр голоса есть у всех. По-моему, это встроенный коммуникативный сигнал, как рычание у собаки. Он чуть выше обычного, с металлической, "режущей" интонацией, и его очень хорошо слышно в любом шуме. Вы наверняка такой слышали. У училок, тренеров и дрессировщиков он очень хорошо отработан. Потом, если ребенок не заведен до полной потери самоконтроля, отправляю в угол, успокоиться и подумать. У нас есть специальный "думательный" угол, там лежит подушка, под подушкой обычно спрятаны конфеты, туда можно взять с собой игрушки или мультики, маму, или ничего не взять, или забрать подушку, которая символизирует "угол" и уйти с ней в свою комнату. Смысл в том, чтобы прекратить текущую деятельность, зафиксироваться где-то вокруг подушки, успокоиться любым доступным способом, а потом правда подумать.
Хм... Потом вообще-то наступает самое сложное.
Если ребенку объяснить, в чем он был не прав, он обычно огорчается. То есть, если он сначала успокоился, потом подумал, он уже начал слышать. А если сразу на него напуститься, или сделать ему что-то неприятное в ответ, он только замкнется и тоже обидится. И уже не будет пытаться что-то понимать и о чем-то думать. Увы, у меня довольно часто получается в конце концов "гм, ладно, не пытайся это пока понять, просто запомни".
Reply
Leave a comment