Имеется паренек почти четырех лет от роду, который ноет (а подчас и натурально истерит) по много раз на дню. Происходит это всегда по одной и той же схеме
( Read more... )
Мне кажется, жесткие границы для ребенка проходят не по серьезным вещам (ему еще не вполне понятно, какие вещи "серьезные", а какие - не очень, и почему). Жесткая граница проходит по рубежу "мама сказала". Распоряжение мамы - и есть граница. Мама ведь может не только распорядиться. Мама может предложить, спросить, попросить - и вот тут остается свобода. "Надо съесть суп". "Хочешь супа?" "У нас есть суп, могу разогреть". "Я буду очень рада, если ты съешь суп". Серьезность\несерьезность ситуации определяет мама, и в зависимости от этого решает, в какой форме обратиться, будет это вопрос, предложение или распоряжение. Тем не менее, распоряжение остается распоряжением, каким бы оно ни было. Всегда, а не только в серьезных вопросах. Пользоваться или не пользоваться здесь и сейчас этим инструментом, обозначать или не обозначать границы - решает мама, а не объективные показатели ситуации. Обратное тоже верно: если вы уже выбрали форму вопроса, то Вы держите в голове, что ответ может быть "нет". Нет, я не хочу супа. И в ответ на "не хочу" не должно прилетать "а придется". Если придется - то сразу распоряжение: надо съесть. Не обсуждается. Если надо поесть, но не обязательно суп, ситуация так и обозначается: поесть надо, это распоряжение, оно не обсуждается (здесь граница). Есть суп и котлета. Что ты выберешь? (здесь свобода маневра) "Надень тапочки" - это распоряжение. Не обсуждается, отказ не принимается. "Будешь одевать тапочки?" - это вопрос. Подразумевает любой ответ (да, нет, на голову) Если Вас устраивает ребенок без тапок или с тапками на голове - спросите. Но тогда принимайте любой ответ. Если Вас не устраивает босой ребенок, то сразу формулируйте границы вопроса: "Будешь одевать тапочки или теплые носки?"
Очень хорошее описание, спасибо! Интуитивно так и делаю, но сформулировать так не удаётся. Иногда хочется до мужа или мамы донести что и почему я делаю имненно так. Это вот сначала спросить, а потом переубеждать и в итоге додавить - камень преткновения. Подаётся мужем как "право ребёнка тоже решать", а по поведению его отца вижу откуда растут ноги :)
"Надо съесть суп".
"Хочешь супа?"
"У нас есть суп, могу разогреть".
"Я буду очень рада, если ты съешь суп".
Серьезность\несерьезность ситуации определяет мама, и в зависимости от этого решает, в какой форме обратиться, будет это вопрос, предложение или распоряжение. Тем не менее, распоряжение остается распоряжением, каким бы оно ни было. Всегда, а не только в серьезных вопросах. Пользоваться или не пользоваться здесь и сейчас этим инструментом, обозначать или не обозначать границы - решает мама, а не объективные показатели ситуации.
Обратное тоже верно: если вы уже выбрали форму вопроса, то Вы держите в голове, что ответ может быть "нет". Нет, я не хочу супа. И в ответ на "не хочу" не должно прилетать "а придется". Если придется - то сразу распоряжение: надо съесть. Не обсуждается. Если надо поесть, но не обязательно суп, ситуация так и обозначается: поесть надо, это распоряжение, оно не обсуждается (здесь граница). Есть суп и котлета. Что ты выберешь? (здесь свобода маневра)
"Надень тапочки" - это распоряжение. Не обсуждается, отказ не принимается.
"Будешь одевать тапочки?" - это вопрос. Подразумевает любой ответ (да, нет, на голову)
Если Вас устраивает ребенок без тапок или с тапками на голове - спросите. Но тогда принимайте любой ответ. Если Вас не устраивает босой ребенок, то сразу формулируйте границы вопроса: "Будешь одевать тапочки или теплые носки?"
Reply
Reply
Leave a comment