Я скорее за поддержкой, хотя и дельным советам буду очень рада.
Итак небольшая вводная. Год назад мы с сыном попали в больницу . на тот момент ему было 1,5 в активном словаре слов 20, еще слов 50 пассивные , мог стоить простые предложения вроде " я здесь сидеть буду". После стресса в больнице - на 2 месяца вообще ничего кроме "мама". Ходили к психологу услышали про регрес и аутоагрессию * собственно ходили именно из-за второго пункта, но об этом не сейчас. Из прописанных медикоментов * я как умная прочитала инструкции и противопоказания а потом уже приняла такое решение" честно пропили только легкие успокоительные перед сном. Что имеем сейчас.
вводные данные : 2.6 Гв на сон, СС, прочная привязанность, спокойно остаеться с бабушкой если мне надо по делам * т.е целует на прощание, машет ручкой, правда отказываеться с ней спать. Но это скорее из-за внутреннего настроя конкретной бабушки)), с радостью гуляет с папой оставляя меня дома. Общительный , активный, любознательный. Но вот с речью до сих пор не очень. Чистых слов около 8, еще 10 примерно на тодлере ( к примеру "дань" - это и форма вежливости как спасибо, так и экскаватор). пассивных слов ( т.е. тех которые мелькают случайно хотя бы раз в неделю) нет. Если слово появилось в лексиконе - оно активно пускаеться в оборот причем обрастая сразу нескольками смыслами. Есть звукоподражания и активная жестикуляция. С одной стороны я знаю что для мальчика его возраста это вполне себе норма, и даже отрастила себе дзен для общения с активными советчиками-сочувствующими,но с другой стороны есть нюансы которые меня беспокоят, ну и конечно же я с радостью помогла бы своему детю дальше развивать свою речь. Хотя смотреть со стороны как он на тодлерсленге с жестикуляциями объясняет таксисту что на красный цвет ехать нельзя очень умильно)
что беспокоит
1) многосмысловые слова. Например слово "па" . произошло оно от "поехали,вперед, марш" но теперь обозначает и мяч и желтый цвет. Логика мне вполне понятна потому что я наблюдала весь процес)) Поехали - как команда в игре - как команда уже кидать мяч, любимый мяч желтого цвета. Но тем не менее беспокоит то, что вместо того что бы появлялись новые слова , новый смысл прикрепляеться к старому слову
2) отсуствие "случайных" слов. Если до травмы у него то тут то там мелькали новые слова , которые потом не входили в активный оборот * к примеру целовать, то сейчас если новое слово появилось, то оно уже вовсю используеться, соответственно и слова "необходимые постоянно"
3) замена одного слова другим. Тут проще пояснить на примере. Еще пару месяцев назад ребенок активно говорил "две,два" - показывал на цифру два, показывал на руки говорил "две". Теперь у нас активное числительное "один" ( причем иногда в смысле еще "сам"). И даже когда показывает два пальца они - один и один. Раньше была "баба", теперь "тетя"
Что мы делаем для развития
- лепим,рисуем,рукодельничаем * на первых парах очень заметны были улучшения, теперь же на речь видимых эфектов не дает.
- пальчиковые игры и гимнастики. Наши жесты обогатились но впринцыпе никаких видимых эффектов на речь не дало
- читаем, смотрим если мультики то вместе и проговаривая, прошу сына пересказывать * события. сюжеты, мне ,папе, бабушке.
-играем в словестные игры ( например так. Я -" мы семья свинок. Я мама свинка-хрю-хрю". Папа - " я папа свинка - хрю-хрю" Сын - "Мань п-п-п" (малыш поросенок ну и т.д.)
что нам "активно советуют"
-срочно отдавай в садик там заговорит. Вариант "срочно отдай" мне точно чужд. Садик планируеться но не сейчас и после долгой адаптации через группы короткого дня и с мамой на первых порах. И только в том случае когда я буду уверена что все хорошо и сыну в садике комфортно.
- делай вид что ты его не понимаешь. Делать вид = обманывать, я не хочу обманывать своего ребенка. Если я его действительно не понимаю * а такое бывает - я это говорю и он находит способ донести до меня желаемое не используя новых слов. к тому же мне кажеться в таком подходе кроиться подводный камень - как бы у ребенка не закрепилось в подсознании что его не понимают , и потом не вылезло в более острой форме в подростковые годы.
- не "переводи" его слова. Вот тут я правда сомневаюсь. У меня привычка . если я его поняла, я обязательно проговариваю правильно то что он сказал на тодлере. К примеру " мань дань динь-динь" - маленький экскаватор едет с мигалкой.
Советы простимулировать медикаментозно просто пропускаю мимо ушей. Так что вот, может еще я что-то упускаю? или можно пока отращивать дзен дальше?