В сообществе принято иногда делиться историями успеха, вот и я решила поделиться историей... даже не успеха, а просто историей из жизни. Тем опытом, которые приобрели я и мой почти двухлетний сын, когда мы переехали жить к бабушке.
Так случилось, что нам с мужем и малышом пришлось переехать из нашей квартиры в квартиру к моей маме. Помимо мамы, там еще живет мой брат. У бабушки мы и раньше часто гостили, могли задержаться на несколько дней, а то и на неделю, но всегда потом возвращались в свою отдельную квартиру, где жили втроем: муж, я и ребенок. Точнее, поскольку муж с утра до вечера на работе, целыми днями мы с малышом были вдвоем. Для меня всегда это было очень важно - жить отдельно, самой вести свой быт, самой растить малыша, чтобы ничьи воспитательные методы не шли вразрез с моими собственными.
От мамы я периодически слышала фразы вроде Ваш ребенок не знает слово "нельзя", У вас вседозволенность и т. д. Кроме того, когда она приходит с работы, то первым делом включает телевизор - он у нее работает практически все время просто как фон, а мы с мужем телевизор дома почти не смотрим. Брат мой все свободное время играет в компьютерные игры - в общем, я много думала, как наша жизнь у мамы скажется на малыше и на наших отношениях в целом.
Да, моя мама не особо знакома с теорией привязанности, хотя интуитивно растила нас с братом во многом согласно с ней. Да, мы с ней по-разному смотрим на некоторые вещи: на ту же вседозволенность, на то, как надо реагировать, когда малыш капризничает, на всякие прогулки-прививки-режимы. Но насколько же обогатилась жизнь моего сына после переезда к бабушке. Помимо целый-день-одной-лишь-мамы и немного папы по вечерам, он стал получать ежедневную любовь, заботу, внимание еще целых двух человек, двух своих близких родственников: бабушки и дяди. Какой это ценный дар!
Мой малыш просто раскрылся, расцвел как цветок, купаясь в этой любви, которая льется теперь на него со всех сторон. И если раньше он хватался за меня и готов был заплакать при виде соседки, которая зашла за луковицей, потому что привык и был привязан только ко мне (ну и к мужу, конечно), то насколько теперь он стал чувствовать себя увереннее, защищеннее, раскрепощеннее! Только теперь я поняла, какое огромное значение имеет для ребенка разветвленная деревня привязанностей, и чем ветвистее она, тем лучше!
С бабушкой они сажают цветы, и каждое утро идут посмотреть, насколько проросла луковица, с дядей они прыгают до потолка, катаются по коридору в корыте и бог весть какими еще шалостями занимаются. К каждому члену семьи у малыша особая любовь, особое отношение. Это не значит, что одной моей материнской любви ему было недостаточно (у нас с ним все в порядке и с отношениями, и с привязанностью), просто... как бы это сказать... если сравнивать с цветком, то раньше он как будто рос потихонечку, в своем темпе, а тут внезапно весь зацвел и пошел в небывалый до этого рост, как будто его стали вдруг удобрять какими-то суперполезными штуками.
Тут в сообществе, когда поднимается тема бабушек и дедушек, периодически проскальзывают мысли, что, мол, нужно чуть ли не свести к минимуму общение, если бабушка не альфа, если подходы в воспитании разные, что, мол, это пагубно отразится на малыше. Я и сама до недавнего времени была озадачена разностью наших с мамой взглядов на некоторые вещи. Но какая это, в сущности, ерунда! Спорные моменты нужно учиться сглаживать, но то, что дает ребенку крепкая привязанность с бОльшим (чем мама и папа) количеством родственников - неоценимо!!!
И я думаю, вряд ли та гипотетическая деревенская женщина из брошюры Ольги Писарик, у которой и корова не доена, и куры не кормлены, и которая поэтому могла шлепнуть сынишку по попе, чтобы быстрее вызвать у него слезы тщетности, вряд ли она задумывалась: а разделяют ли моя мать, свекровь, сестра, тетка и кума теорию привязанности? Правильно ли они общаются с моим сыном? Не во вред ли ему будет такое общение? Она понимала, что все эти многочисленные родственники прежде всего - любят ее сына (своего внука, племянника, крестника и т. д.), и безграничность этой любви покрывает все возможные издержки их воспитательной деятельности. И ребенок, получая эту любовь, закладывает в себя что-то очень важное, что-то, что важнее лишнего услышанного слова нельзя или включенного телевизора.