Blu-ray: дар и проклятие современного кино

Feb 08, 2012 12:12

Пересматривая намедни "Звездные Войны" на Blu-ray невольно осознал, что высокая четкость порой оказывается всамделишной палкой о двух концах. В частности это касается первой (хронологически) трилогии саги. Когда мы смотрели эти фильмы в кинотеатрах, а затем на VHS и DVD, мы восхищались увиденным, поражались магии Лукаса, а глаза наши, покинув глазницы, пребывали где-то в районе пола. С переходом саги в формат высокой четкости, более очевидными стали не только достоинства фильмов, но и их недостатки. Безусловно, сейчас достижения в области компьютерной графики и анимации творят чудеса - "Аватар" Кэмерона это наглядно продемонстрировал. Равно как доказал и то, что еще есть, куда расти.

Тринадцать лет назад, когда Лукас уселся за приквелы, нам они тоже казались чем-то совершенно невообразимым. Но не сейчас. Да, фильмы отлично смотрятся - увлекательные перипетии сюжета и постановка батальных сцен никуда не делись. Однако Blu-ray порой невольно гробит все то волшебство, в которое мы верили, когда смотрели фильмы на экранах кинотеатров. Он старит их. Сейчас первое, что бросается в глаза, это откровенно-цифровая природа задников и неестественность анимированных на компьюетере персонажей. Равно как и беды цветокоррекции, неизбежного противника всех фильмов, где живые актеры сняты на фоне синего экрана. Спец-эффекты стали более очевидными. Когда сейчас, спустя годы, концентрируешься на обнимающихся Падме и Энакине, все остальное вокруг начинает как бы размыватьтся и вот ты уже отчетливо видишь людей на синем экране, вместо людей на фоне панорамы Корусанта. Американцы называют это "suspension of belief". На форматах обычной четкости, равно как и в телевизоре, то самое "мыло" (о котором в равной степени любят сокрушаться и киноманы и геймеры) скрывало все эти огрехи и картинка воспринималась как единое целое...

Любопытно, что старые фильмы саги, эпизоды IV-VI, пережили этот переход намного лучше. Да, тамошние световые мечи сейчас выглядят нелепо - особенно в сравнении с более свежими эпизодами - однако в остальном работы с моделями, декорациями и миниатюрами было проделано не в пример больше. Все было более осязаемым и оттого казалось более натуральным после переноса на пленку. "Чужой" Ридли Скотта был снят в 1979 году, но даже сейчас выглядит невероятным бодрячком. Переход в HD не смог сделать фильм более "уязвимым". Наоборот, зритель теперь может увидеть множество мелких деталей, ранее не заметных. А все потому, что декорации собирались вручную, а визуальные эффекты создавались за счет ловких манипуляций с камерой, перспективой и миниатюрами.

В былые годы львиную долю производственного цикла фильма занимали непосредственно съемки. Теперь это зачастую олгода съемок в пустой комнате, на фоне синего экрана, с небольшими вкраплениями "живых" декораций и полтора-два года пост-продакшна, работы с монтажом и спецэффектами. Не то чтобы я хотел умалить достоинства современных монтажеров и аниматоров - создание спец-эффектов и мэт-пэйнтов это титанический, кропотливый труд. Труд, плоды которого, через несколько лет, наверняка заставят "Аватара" выглядеть ужасно старомодным - его сиквел и триквел почти наверняка станут новым словом в компьютерной графике и анимации. Однако раньше в этом во всем было больше души. Отчасти наверное потому, что конечный результат можно было потрогать руками. Поэтому фильмы вроде "Чужих" и "Бегущего по лезвию" даже спустя 25-30 лет производят впечатление, а более поздние картины, созданные с упором на компьютерную графику, ветшают и страдают от акселерированного старения...

ИМХО, кино, Звездные Войны, впечатления, blu-ray, рассуждения

Previous post Next post
Up