An eleborate art-prank...

Feb 24, 2011 16:28

Известный современный художник Бэнкси, прославившийся благодаря своему порой политически-активному стрит-арту, решил снять о себе документальный фильм. Никто, однако, не предполагал, что картина окажется с «двойным дном». Называется фильм Exit through the Gift Shop и он, внезапно, номинирован на ОСКАР!

Фильм начинается с интервью с самим Бэнкси. Разумеется лица зритель не видит, да и голос художника изменен посредством дисторшна. Полная анонимность - одна из своего рода визитных карточек Бэнкси. Далее на экране один за другим возникают различные персонажи: Тьерри Гьетта, Инвэйдер, Шепард Фэйри и другие известные деятели уличных искусств.

История Бэнкси, как и других вышеупомянутых художников, рассказана через призму Гьетты, который являлся оператором-любителем и снимал все подряд, пока не наткнулся на граффитчиков. Знакомство же с самим Бэнкси подтолкнуло Тьерри, француза-эммигранта, кое-как говорящего по-английски, самому заняться стрит-артом, но уже в образе т.н. «Мистера Мозгоправа», явившегося своего рода амальгамацией других художников, позаимствовав у них различные черты их произведений.

Теперь о двойном дне. Фильм можно рассматривать с двух точек зрения: как фильм документальный и фильм художественный, под документалистику заточенный. С одной стороны зрителю удается многое узнать о современном уличном искусстве, о культуре трафаретов и граффити. Причем узнать об этом посредством обычного человека, простого прохожего - average joe, как говорят в США. Причем Тьерри это всамделишный лишний человек в обществе - он не работает, у него нет дела в жизни, кроме съемок всего подряд, да и то - все кассеты лежат у него потом без дела в гараже. Даже женой с детьми он, судя по кадрам, не шибко интересуется. Однако благодаря тому, что он постоянно снимает, и удается зацепить процесс создания различных предметов уличного искусства. Именно за это и зацепился Бэнкси, смонтировав из пленок Гьетты документальный фильм, запечатлевший, кроме всего прочего, и трансформацию самого Гьетты в Мистера Мозгоправа, который, в отличие от своих идейных коллег по цеху, хотел свое искусство успешно продавать. Получить славу и признание общественности (в отличие от других художников, большинство из которых, как и Бэнкси, блюдут анонимность и неуловимость).

С другой же стороны всего лишь один вовремя заданный вопрос переворачивает фильм с ног на голову: реален ли Тьерри Гьетта / Мистер Мозгоправ? Если задаться этим вопросом, то фильм предстает в совершенно ином свете, когда для рассказа о стрит-арте используется вымышленный персонаж. Более того - ироничная пародия на стрит-арт в целом и самого Бэнкси - которого многие обвиняют в продажности - в частности. Тогда получается, что все события картины это искусно срежессированная иллюзия, где все играют самих себя…кроме Мистера Мозгоправа, разумеется, и толпы зевак на открытии его выставки - это все невинные жертвы одной большой штуки Бэнкси, своего рода Бората от мира контркультурного искуссва. Причем если действительно брать этот вариант на веру, то получается, что и автор произведений, приписанных Гьетте, на самом деле сам Бэнкси со-товарищи. Причем качество и эстетическая ценность этих произведений сильно занижены, что лишь повышает уровень фарса.

В конце хочется сказать, что Бэнкси удалось убить сразу двух зайцев: и о себе миру рассказать, в той или иной степени, и из якобы простого документального фильма сделать маленький шедевр. Он информативен, с юмором, да и просто хорошо снят. Про двойное дно я уже сказал выше. Это многогранный фильм, который будет любопытен, наверное, решительно всем: конвенциальным художникам; энтузиастам-граффитчикам; а то и вовсе простым прохожим, которые видят трафареты и рисунки каждый день - вроде меня с вами.

10/10

exit through the gift shop, кино, рецензия

Previous post Next post
Up