Мне бы хотелось поразмышлять над одной фразой из этой главы: "Культура и общество больше не поддерживают привязанность детей к их родителям" (стр.21).
На первый взгляд звучит абсурдно. Общество что, сошло с ума? Общество ведь состоит из тех же самых родителей, а любой родитель заинтересован в том, чтобы ребенок его слушался и считал его мнение авторитетным. И тем не менее в этом утверждении Ньюфелда и Матэ есть большая доля правды. Ориентация на родителей, на мой взгляд, тесно связана с ориентацией на старшее поколение вообще, с ориентацией на воспроизведение традиций. Но именно этого нет в современном обществе.
В традиционной культуре в большой семье у ребенка было много воспитателей, было свое место в родовой иерархии (замечу, отнюдь не первое) и даже своя функция в обрядовой жизни общины. Переходы взрослеющего человека с одной возрастной ступеньки на другую сопровождались ритуалами инициации. Эти обряды не только закрепляли его новый статус в глазах общины, но и помогали ему самому осознать и пережить произошедшие с ним перемены. Это упорядочивало жизнь, делало ее предсказуемой и внушало чувство уверенности в завтрашнем дне.
Традиция пронизывала всю жизнь отдельного человека, была стержнем индивидуальной судьбы. Рождение, свадьба, уход в армию, строительство дома, покупка коровы, первая пахота или сбор урожая - для любого события был разработан комплекс ритуалов, потому что точно то же самое происходило в жизни предков, те же задачи они решали. Воспроизведение традиций считалось залогом успешной хозяйственной деятельности и семейного благополучия. Цена ошибки при этом была очень высока: незадачливому хозяину грозили голод и порча имущества. Поэтому жизненно важно было перенять знания, накопленные предыдущими поколениями.Таким образом, каждый человек с самого рождения был вписан в многовековую культуру своих предков.
Индустриализация, урбанизация, изменение политического строя разрушили основы традиционной семьи. Ведь надо понимать, что крестьянская семья была заточена под аграрное хозяйство. А когда земледелие перестало быть практически единственным источником пропитания, сама собой стала разваливаться и большая семья.
В наше время для выживания уже не нужно обрабатывать земельный надел бригадой родственников. Мы можем себе позволить роскошь жить своим умом и под своей крышей. Но за это мы расплачиваемся отсутствием в нашей жизни стержня традиции. Все решения мы должны принимать сами, и сами несем за них ответственность.
Это касается и воспитания детей. Сегодня растущий человечек и его родители уже не могут опереться на фундамент родового уклада. Раньше ребенок получал воспитание, даже если его мать и отец неважно справлялись с родительскими обязанностями. В традиционной семье воспитывала сама среда обитания, подчиненность образа жизни постоянному коллективному труду, к которому детей приобщали довольно рано.
В современной семье именно родители определяют важнейшие вехи на пути взросления ребенка. Разнообразие воспитательных подходов и даже, как ни печально признавать, "разнообразие" этических норм в современном обществе делают эту задачу родителей особенно сложной и особенно важной. В отличие от традиционного общества нам не на кого переложить бремя воспитания, потому что если не мы, то уже никто это не сделает. Мне кажется, именно поэтому родители сегодня значат больше, чем когда-либо.
Нам дана потрясающая свобода в воспитании наших детей! И поэтому крайне важно разумно этой свободой распорядиться: на благо всей семье.
Спасибо за похвалу! Я старалась :) У меня еще есть предложение, правда не знаю, насколько уместное и своевременное. Но решусь-таки его озвучить. Может быть, тэг для обсуждения переформулировать, вместо "читаем книгу", например: "читаем "Не упускайте своих детей" или просто "Не упускайте своих детей"? Поясню. Прямо сейчас постоянным читателям сообщества понятно, о какой именно книге идет речь, они в курсе, они в теме. Но представим себе, что на дворе год 2020, теория привязанности преподается в университетах, сообщество процветает, а пятитомное собрание сочинений Г.Ньюфелда в твердом переплете стоит на полке у любого психолога.:) Как тогда новичку найти старые посты с обсуждением именно этой книги? И еще, я не очень в этом разбираюсь, но предполагаю, что по тэгу "Не упускайте своих детей" соответствующие обсуждения будут легче находиться поисковиками.
Спасибо за предложение, подумаем. Так-то тэги должны быть короткими. Я, наверное, ссылки потом сделаю на реестр глав, так будет логичнее. К тому же название книги специально написано в начале поста ;)
Точно как Вы сказали. Плюс еще - общество потребления вообще подталкивает человека к разрыву любых родственных связей - не только связи родители-дети (хотя это первично, разумеется. Отсюда такое прекрасное явление как гостевые браки, вечные дети и т.д. То есть, человек одинокий больше потребляет в среднем, чем человек семейный. ИМХО.
хм... ну как сказать с одной стороны да - свобода сделать выбор - гораздо большая, в сравнении с прошлым. Но мне кажется люди в массе своей - не так уж свободны, и этот выбор требует осознанности и воли. Многие семьи сейчас разделены - мама дома, папа на работе, у них почти нет общего мира, кроме их отношений. Это и хорошо и одновременно требует большей ответственности. Я бы не сказала, что большинство людей с большой охотой берут ее на себя - гораздо проще папе не думать о проблемах ребенка, если он пришел домой в 10 вечера. И маме проще окунуться в хозяйство или в работу - можно же многое позволить, и не общаться с мужем на тему - общий уклад семьи. Т.е я тоже ощущаю это как разрушение семьи. Раньше ее держал быт. А сейчас - может удержать только любовь и привязанность в паре - но это как шаг вперед в эволюции - не так уж многие люди это изменение осознают. Лодка любви разбилась о быт - так формулируют. А именно потому, что в послевоенном обществе возникли проблемы с привязанностью у очень многих - это так неочевидно. В душе осталось - надо работать, остальное не важно.
На первый взгляд звучит абсурдно. Общество что, сошло с ума? Общество ведь состоит из тех же самых родителей, а любой родитель заинтересован в том, чтобы ребенок его слушался и считал его мнение авторитетным. И тем не менее в этом утверждении Ньюфелда и Матэ есть большая доля правды. Ориентация на родителей, на мой взгляд, тесно связана с ориентацией на старшее поколение вообще, с ориентацией на воспроизведение традиций. Но именно этого нет в современном обществе.
В традиционной культуре в большой семье у ребенка было много воспитателей, было свое место в родовой иерархии (замечу, отнюдь не первое) и даже своя функция в обрядовой жизни общины. Переходы взрослеющего человека с одной возрастной ступеньки на другую сопровождались ритуалами инициации. Эти обряды не только закрепляли его новый статус в глазах общины, но и помогали ему самому осознать и пережить произошедшие с ним перемены. Это упорядочивало жизнь, делало ее предсказуемой и внушало чувство уверенности в завтрашнем дне.
Традиция пронизывала всю жизнь отдельного человека, была стержнем индивидуальной судьбы. Рождение, свадьба, уход в армию, строительство дома, покупка коровы, первая пахота или сбор урожая - для любого события был разработан комплекс ритуалов, потому что точно то же самое происходило в жизни предков, те же задачи они решали. Воспроизведение традиций считалось залогом успешной хозяйственной деятельности и семейного благополучия. Цена ошибки при этом была очень высока: незадачливому хозяину грозили голод и порча имущества. Поэтому жизненно важно было перенять знания, накопленные предыдущими поколениями.Таким образом, каждый человек с самого рождения был вписан в многовековую культуру своих предков.
Индустриализация, урбанизация, изменение политического строя разрушили основы традиционной семьи. Ведь надо понимать, что крестьянская семья была заточена под аграрное хозяйство. А когда земледелие перестало быть практически единственным источником пропитания, сама собой стала разваливаться и большая семья.
В наше время для выживания уже не нужно обрабатывать земельный надел бригадой родственников. Мы можем себе позволить роскошь жить своим умом и под своей крышей. Но за это мы расплачиваемся отсутствием в нашей жизни стержня традиции. Все решения мы должны принимать сами, и сами несем за них ответственность.
Это касается и воспитания детей. Сегодня растущий человечек и его родители уже не могут опереться на фундамент родового уклада. Раньше ребенок получал воспитание, даже если его мать и отец неважно справлялись с родительскими обязанностями. В традиционной семье воспитывала сама среда обитания, подчиненность образа жизни постоянному коллективному труду, к которому детей приобщали довольно рано.
В современной семье именно родители определяют важнейшие вехи на пути взросления ребенка. Разнообразие воспитательных подходов и даже, как ни печально признавать, "разнообразие" этических норм в современном обществе делают эту задачу родителей особенно сложной и особенно важной. В отличие от традиционного общества нам не на кого переложить бремя воспитания, потому что если не мы, то уже никто это не сделает. Мне кажется, именно поэтому родители сегодня значат больше, чем когда-либо.
Нам дана потрясающая свобода в воспитании наших детей! И поэтому крайне важно разумно этой свободой распорядиться: на благо всей семье.
Reply
Reply
Reply
У меня еще есть предложение, правда не знаю, насколько уместное и своевременное. Но решусь-таки его озвучить. Может быть, тэг для обсуждения переформулировать, вместо "читаем книгу", например: "читаем "Не упускайте своих детей" или просто "Не упускайте своих детей"? Поясню. Прямо сейчас постоянным читателям сообщества понятно, о какой именно книге идет речь, они в курсе, они в теме. Но представим себе, что на дворе год 2020, теория привязанности преподается в университетах, сообщество процветает, а пятитомное собрание сочинений Г.Ньюфелда в твердом переплете стоит на полке у любого психолога.:) Как тогда новичку найти старые посты с обсуждением именно этой книги? И еще, я не очень в этом разбираюсь, но предполагаю, что по тэгу "Не упускайте своих детей" соответствующие обсуждения будут легче находиться поисковиками.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
с одной стороны да - свобода сделать выбор - гораздо большая, в сравнении с прошлым.
Но мне кажется люди в массе своей - не так уж свободны, и этот выбор требует осознанности и воли. Многие семьи сейчас разделены - мама дома, папа на работе, у них почти нет общего мира, кроме их отношений. Это и хорошо и одновременно требует большей ответственности. Я бы не сказала, что большинство людей с большой охотой берут ее на себя - гораздо проще папе не думать о проблемах ребенка, если он пришел домой в 10 вечера. И маме проще окунуться в хозяйство или в работу - можно же многое позволить, и не общаться с мужем на тему - общий уклад семьи. Т.е я тоже ощущаю это как разрушение семьи. Раньше ее держал быт. А сейчас - может удержать только любовь и привязанность в паре - но это как шаг вперед в эволюции - не так уж многие люди это изменение осознают. Лодка любви разбилась о быт - так формулируют. А именно потому, что в послевоенном обществе возникли проблемы с привязанностью у очень многих - это так неочевидно. В душе осталось - надо работать, остальное не важно.
Reply
Leave a comment